Я очень люблю упражнения-паззлы для аудирования. Суть такова: у нас перед глазами текст, который мы слушаем в аудио, но в письменной версии некоторые слова пропущены, и надо их восстановить на слух.
Вот здесь я рассказывала про полезный сайт, где можно сколько угодно тренировать аудирование по песням.
А сейчас перечислю, какие методические цели может ставить перед собой преподаватель, который создаёт упражнение-паззл для ученика. В зависимости от цели и того, с какими ещё активностями будет комбинироваться это упражнение, я выбираю, какие взять кусочки паззла.
1. Создание ситуации успеха
Чтобы снять ощущение ужаса перед потоком речи, мы пропускаем слова, которые очень чётко произносятся, или которые абсолютно точно знакомы именно этому студенту. Когда у человека что-то получается, когда он начинает верить в себя, ему намного легче работать дальше.
2. Акцент на новой лексике
Имеет смысл вводить так небольшое количество слов (1-2 на минуту аудио, например, не больше), и основное правило: новое для студента слово должно опираться на какой-то бэкграунд. Например, иметь общий корень с аналогичным понятием в родном языке - festival, crocodile. Или употребляться ранее с другим значением. Например, студент знает room=комната, мы в паззле делаем акцент во фразе I need some _____, где room будет в значении "пространство".
3. Акцент на спеллинге
Когда мы выбираем слова, где, например, долгота гласных или звонкие/глухие согласные меняют смысл. Например, в песне про Бруно, которую мы разбирали во время стрима, можно для паззла взять слово vine, которое отличается от wine, или feast, которое отличается от fist.
4. Акцент на грамматике
Отличный вариант для отработки глагольных форм, когда студент разбирает, например, чем been отличается от being, и нужно ли -s в окончании глагола, и как именно оно будет произноситься (washes будет отличаться от looks - почему в одном случае мы чётко слышим -из, а в другом - с?)
5. Опора на видеоряд и тренировка умения ловить новую лексику на слух
Например, в одном из эпизодов испанского мультика "Дух леса" (Espíritu del Bosque) обсуждают сумку из кожи, показывают её, таскают туда-сюда. Но привычное слово bolsa не звучит ни разу, та сумка - zurrón. Это очень важный навык, который пригодится в реальной жизни неоднократно: уметь видеть отхождения от изученной картины мира и осваивать их, а не отвергать в негодовании.
Как мы видим, в зависимости от цели занятия пропущенные слова в паззле можно и нужно выбирать осмысленно. Именно этим отличается созданное специально для курса упражнение на puzzle listening от рандомного выбора слов.
Но программы и сайты, делающие автоматические тренировочные упражнения - просто клад для тех, кто хочет поддерживать и прокачивать свой языковой уровень самостоятельно и готов потреблять много контента без тщательной индивидуальной подстройки. Можно сравнить это с одеждой, сшитой мастером на заказ с примеркой и учётом всех пожеланий заказчика против купленной в магазине. Каждый выбирает то, что ему удобнее.