Сначала хотелось начать этот текст с какой-нибудь эпичной цитаты. Например, "архитектура - это общество, застывшее в камне". Но будет честнее начать с признания - мы мало разбираемся в архитектуре, не всегда можем понять ее истинную ценность или разобраться с тем или иным стилем. Так вышло, например, с бывшим зданием фабрики-кухни в Твери, которое является памятником конструктивизма, чье значение мы открыли для себя лишь недавно.
Но, как географы, мы немного понимаем в городском развитии и в тех факторах, которые приводят к возникновению города и оказывают влияние на его судьбу в дальнейшем. Если до этого мы часто писали про тверские города, причем, в основном, про малые и средние, то в этот раз хотим понять не просто город - миллионник, но еще и столицу соседнего государства. Задача под звездочкой.
Минск: "плавильный котёл", социалистический город, столица Белоруссии
Оказавшись в Минске на несколько дней по случаю большой географической конференции и прогулявшись по центру, захотелось лучше узнать этот город. И как это часто бывает, когда лучшие аргументы приходят уже после спора, так и в случае с Минском - интерес к нему появился уже после поездки.
Архитектура центральной части Минска - это сочетание восстановленной исторической застройки, послевоенной сталинской архитектуры и современных строений, образующее "многоголосый" ансамбль. Столь не привычные для нашего глаза соседство костёла со "сталинкой" и православный храм в бывшем католическом - очень яркие свидетельства бурного прошлого Минска.
Дореволюционный Минск
Статистические данные за 1914 год наглядно демонстрируют многонациональность и разнообразие этнического состава жителей Минска. В структуре городского населения Минска (и всей Минской области) первое место занимали евреи. В стотысячном Минске того времени их было более 45 тысяч.
Сегодня, помимо упомянутых культовых сооружений, об этом прошлом Минска - многонациональном и торговом - свидетельствует реконструированный в 1980-е годы район Троицкого предместья. На карте второй половины XVIII века хорошо распознаются наименования "Старый рынок", "Высокий рынок", "Троицкий рынок", что говорит нам о главной функции этих мест.
В разных урбанистических текстах можно встретить такое словосочетание - город как плавильный котел, подразумевая, что в городе все люди "перемешиваются" независимо от этнических, религиозных и других особенностей, становясь горожанами.
Конечно, в реальности все сложнее, в любом городе возникают обособленные районы компактного проживания тех или иных групп (на карте, например, обозначен "Татарский конец"). Встречаются и другие проявления пространственной сегрегации.
Однако в данном случае метафора "плавильного котла" использована, чтобы подчеркнуть культурное многообразие дореволюционного Минска, обусловленное его географическим положением и историческим прошлым.
Советское наследие в Минске
С одной стороны, можно даже не пытаться рассказывать, как Минск из губернского центра Российской империи превратился в столицу новой социалистической республики - настолько эта тема глубока, сложна и обширна. Неудивительно, что ей посвящены крупные монографические исследования, из найденного, например: Белла Фабьен. Минск : Архитектура столицы. 1917–1956, 2020; Томас М. Бон. «Минский феномен». Городское планирование и урбанизация в Советском Союзе после Второй мировой войны, 2013.
С другой стороны, именно об этом думаешь чаще всего, когда гуляешь по центральной части Минска, переходишь кажущийся бесконечным проспект Независимости, заходишь в богато украшенный лепниной и декором ГУМ или расписанный картинами Универсам "Центральный".
Первое объяснение нынешнего монументального советского облика центра Минска приходит сразу - Вторая мировая война. Город был захвачен одним из первых - 28 июня 1941, и почти полностью разрушен.
В результате трехлетней оккупации, военных действий, Холокоста, а также вследствие бегства, эвакуации и изгнания численность населения Минска сократилась с 270 тыс. до 100 тыс. человек. В день освобождения города 3 июля 1944 г. численность населения Минска составляла менее 50 тыс. человек (Бон, 2013).
Проект генерального плана по восстановлению Минска начали разрабатывать почти сразу же после освобождения, и к 1946 появился документ по развитию "поднявшейся из пепла и руин" белорусской столицы "как символа счастливой жизни процветающего героического народа".
Проектировщики видели в разрушении города возможность "преодолеть исторически возникшие недостатки города (узкие и кривые улицы, плачевное состояние деревянных домов) благодаря новой открытой застройке, прокладке проспектов и площадей с зелеными насаждениями" (Бон, 2013).
В целом, планирование "социалистического города" с середины 1930-х до середины 1950-х включало следующие элементы. Во-первых, это создание широкого проспекта, по которому осуществлялось основное транспортное движение и который служил главной улицей для демонстраций. Во-вторых, это роскошное оформление фасадов зданий вдоль этого проспекта в монументальном стиле.
Предусматривалось также проектирование центральной площади, где размещались партийные органы, объекты культуры и массовые общественные организации. Важное место отводилось зеленым зонам города - паркам культуры и отдыха (Бон, 2013). Все эти элементы мы находим в центре Минска.
Попытки превратить Минск в столицу были и до войны. С образованием Советского Союза Белоруссия во главе с Минском приобрели стратегическое значение: "Республика должна была служить образцом, как с идеологической точки зрения, так и с точки зрения реального экономического развития" (Белла, 2020).
Архитектурный облик города тоже должен был отвечать этим задачам. В результате в 1920-е Минск получил несколько передовых по тем временам проектов, выполненных в стиле конструктивизма. Эти проекты, по мнению авторов, отражали ценности революции и были нацелены на формирование нового советского человека и нового жизненного уклада.
Одним из таких проектов было здание Белорусского государственного университета, призванное олицетворять открытость и доступность образования. Побывав на территории университета и в одном корпусов (где размещается факультет географии и геоинформатики), мы не специально увидели памятник архитектуры рубежа 1920-1930 годов.
Минск, как и любой другой город, словно пирог - состоит из слоев разных эпох, культур, событий. Оказавшись здесь, обязательно захочется узнать об этих слоях - так они контрастны и необычны.
Не все градостроительные решения можно понять и принять - кто-то будет переживать об утраченных кварталах на Немиге, кто-то - о забытых памятниках конструктивизма, кто-то - о неудачной современной застройке рядом с историческими памятниками. Одно точно - Минск не оставит вас равнодушным!