Традиционно мы воспринимаем детей более радостными и способными получать удовольствие от жизни, нежели взрослых. Их эмоции кажутся нам чистыми и искренними. Как будто с возрастом люди становятся менее счастливыми под грузом жизненного опыта и идущих с ним в придачу проблем.
Так ли это на самом деле? И можно ли воспитать в себе способность радоваться и получать удовольствие от жизни?
Последние годы тема благополучия и счастья, как его составляющей, привлекает особенное внимание многих исследователей. Учеными была установлена «U-образная» зависимость уровня счастья от возраста человека: дети и пожилые считаются больше способными испытывать радость и счастье, чем подростки, молодые и зрелые люди.
В то же время, некоторые лонгитюдные исследования, измеряющие уровень благополучия на протяжении жизни человека, дали неоднозначные результаты, в частности подвергли «U-образную» кривую счастья критике.
Хотя ученые продолжают исследования и споры на эту тему, однозначно можно сказать, что уровень счастья и, соответственно, способность радоваться, снижается по мере того, как люди достигают среднего возраста.
С чем это может быть связано?
В первую очередь, конечно, с тем, что для детей все впечатления являются новыми. Они практически не контролируют свою непосредственную реакцию, и даже, наоборот, могут усилить проявление собственных эмоций, заметив, что родители умиляются детскому смеху и улыбкам.
Также значимые взрослые, которые заботятся о детях, стремятся сделать их жизнь более приятной и легкой. Взрослые зачастую ограждают детей от проблем, чтобы их детство было счастливым.
По мере взросления дети слышат все больше запретов и приказаний в свой адрес: «Веди себя прилично», «На людях будь таким и не будь таким». Таким образом, ребенок может сделать вывод: «Со мной все в порядке, когда я веду себя так, как говорит мама/папа». И так естественное проявление эмоций ограничивается, становится подчиненным общественным стандартам и установкам родителей.
Согласно теории транзактного аналитика Клода Штайнера у каждого человека в той или иной степени могут проявляться элементы жизненных сценариев: «Без любви», «Без ума» и «Без радости». Мы более подробно рассмотрим последний.
Сценарий «Без радости» в виде определенных паттернов поведения формируется у детей, за которых родители или другие значимые взрослые решали, холодно им или жарко, голодны они или нет, удобная одежда у них или нет. То же самое касалось и чувств детей: «Не плачь», «Не грусти», «Ну что ты обижаешься?» - взрослые как будто лучше знали, что нужно чувствовать ребенку.
Игнорирование телесных потребностей и обесценивание эмоций, подмена их собственными представлениями о том, как надо чувствовать и ощущать себя, в итоге по мере взросления приводит к тому, что человек перестает быть в контакте с собой, понимать, чего ему хочется на самом деле. В этом случае тело начинает сообщать о неудовлетворенных потребностях через психосоматические реакции, боль и дискомфорт, а истинные желания заменяются или желаниями других, или зависимостями. Речь идет не только от наркотической или алкогольной зависимости, но и от таких социально одобряемых формах зависимости как работоголизм, шопоголизм, зависимость от видеоигр или спорта.
Чтобы заметить и осознать собственные сценарные паттерны можно обратиться за помощью к психологу, учиться обращаться внимание на свои телесные потребности, пройти курс телесно-ориентированной психотерапии.
Помимо психологических установок, которые начинают формироваться в детском возрасте, на умение радоваться и получать удовольствие от жизни влияют и другие факторы: физическое и ментальное здоровье, удовлетворенность базовых материальных потребностей, социальное окружение (наличие близких людей, друзей), привычка замечать хорошие моменты и ценить их.
Как же развить в себе способность радоваться?
- Учиться обращать внимание на собственные потребности и эмоции, которые за ними стоят. Для этого можно задавать себе несколько раз в день вопрос: «Что я сейчас чувствую?». Для того, чтобы помнить об этом, рекомендуется поставить будильник, например, три раза в течение дня. Когда он звонит, то необходимо обратить внимание на собственные телесные ощущения: мне сейчас прохладно или жарко, где в теле я чувствую дискомфорт, а где, наоборот, мне в теле приятно? Если замечается какое-то неприятное ощущение, нужно по возможности устранить его причины, например, открыть окно, если жарко, или попить воды, если хочется пить.
- Также для развития эмоционально и телесной осознанности помогает ведение дневника. Это может быть как выражение мыслей и чувств в свободной форме, так и структурированные ответы на конкретные вопросы. Такой дневник самонаблюдения используется в когнитивно-поведенческой терапии. Когда происходит какое-то событие, которое вызывает сильный эмоциональный отклик, его рекомендуется описать по схеме: событие (что произошло?), мысли (о чем я подумал?), чувства (что я почувствовал?), ощущения (какие ощущения в теле и в каких местах я испытал?), поведение (реальное и потенциальное – что я сделал и что я хотел бы сделать в этой ситуации?).
Такая схема помогает больше познакомиться с собой, понять взаимосвязь между мыслями, чувствами, ощущениями и желаниями, и научиться прислушиваться к себе, а не игнорировать те сигналы, которые есть внутри.
- Еще одна рекомендация для развития способности радоваться и получать удовольствие – попробовать выделить несколько часов или же целый день, и устроить себе спонтанную прогулку без плана. Фиксация импульсов, мыслей, желаний во время такой спонтанной прогулки помогут войти в контакт с собой и услышать собственные потребности.
- Воспоминание о том, что вас радовало и зажигало в детстве, что вам нравилось делась, чем вы увлекались и какие хобби у вас были, также даст ключик к тому, что вас радует. Вспомнить детство в этом смысле может быть очень ресурсным занятием, которое даст вдохновение воплотить во взрослом возрасте то, о чем вы мечтали, когда были маленькими.
Итак, как же научиться радоваться жизни?
- Пробовать новое и искать то, что нравится. Посещение новых мест, знакомство с разными людьми, освоение новых знаний и навыков – чем больше мы экспериментируем в хорошем смысле этого слова, тем больше мы понимаем, что нам нравится, а что нет.
- Выписывать то, за что вы благодарны. Согласно исследованиям практика благодарности помогает сместить фокус внимания с негативных переживаний, тренирует способность нашего мозга замечать положительные моменты, в долгосрочной перспективе повышает удовлетворенность жизнью.
Таким образом, замечать радостные моменты – это привычка, которую необходимо тренировать.
Необязательно писать что-то невероятное или выдающееся. Достаточно обращать внимание на маленькие моменты, например: «приятные сон», «прогулка в парке», «вкусный завтрак», «разговор с подругой/другом». Со временем мозг привыкает к тому, чтобы обращать внимание на такие маленькие радости.
- Общаться с людьми, с которыми вам приятно. Если по какой-то причине рядом сейчас нет друзей, можно найти новые социальные связи в местах, где собираются люди близкие вам по интересам. Это могут быть как онлайн-сообщества, так и живые клубы, мастер-классы, кружки.
- Прислушиваться к потребностям своего тела и делать для него приятное. Качественный сон, вкусная еда, массаж, спортивные занятия, прогулки, мягкая удобная одежда, банные процедуры – ищите то, что нравится именно вам.
- Проводите время наедине с собой. Чтобы услышать свои желания нам бывает нужно побыть в уединении, когда нас никто не видит и не достает. Тогда мы можем свободно следовать за своими импульсами и слышать себя.
- Заботьтесь о своем здоровье как физическом, так и психологическом. Здоровые тело и психика – то, что является основой для радости остальным вещам.
Конечно, для развития привычки радоваться нет одного универсального совета. Важно пробовать разное и находить то, что подходит именно вам.