Где: Тверская область, Бологовский район, деревня Лыкошино
Как добраться:
- на Ласточке Санкт-Петербург - Старая Русса с Московского вокзала
- на электричках из Окуловки или Бологое
- на автобусе из Боровичей или Великого Новгорода
- на машине, координаты 58.105382, 33.712236
Возвращаясь из мартовской поездки по Новгородской области, с меня слетела шляпа, я проезжала деревню Лыкошино и, конечно, не могла не остановиться у руин церкви.
Как выяснилось позднее, в Лыкошино было что посмотреть и кроме церкви, но тогда я об этом не знала, да и погода в тот день совершенно не располагала к пешим прогулкам: накануне потеплело, ночью ударил мороз, в итоге было невероятно скользко. Так что в Лыкошино нужно непременно вернуться. А пока - церковь Иверской иконы Божией матери и немного об истории Лыкошино и его жителей.
Деревня Лыкошино возникла в 1851 году как станция Николаевской железной дороги. Первоначальное название поселения - станция Валдайская. В 1863 году станцию переименовали в Валдайку. Деревня стоит на реке Валдайке, все логично.
В конце XIX века была построена железная дорога через Бологое и Валдай, и во избежание путаницы, в 1899 году станцию Валдайка и прилегающую к ней деревню переименовали в станцию Лыкошино.
Церковь в Лыкошино была построена приблизительно в 1883 году по заказу помещика Кронида Александровича Панаева. Это типовой и весьма дешевый проект авторства Константина Андреевича Тона. Церковь освятили во имя Иверской иконы Божией Матери. Церковь была подворьем Иверского монастыря, что вблизи г. Валдай.
По этому же проекту построены, например, эти церкви:
Церковь Веры, Надежды и Любови и матери их Софии (1865-1867) в с. Абашево Самарской области
Церковь Петра и Павла (1867) в г. Любань Ленинградской области
Церковь Николая Чудотворца (1874-1877) в с. Гурьево-Воскресенское Тверской области
Мое внимание привлекло окно в алтарной части храма, выполненное в виде верхней части восьмиконечного креста.
Я была очень удивлена, узнав, что это типовая церковь. Честно говоря, раньше нигде не встречала такого интересного решения с окном в алтарной части. А стекла в этом окне были цветными. Это бы витраж!
Причем, в действующей церкви в Любани такое же окно выглядит менее эффектно. Руинированное состояние церкви в Лыкошино позволяет увидеть это окно с двух сторон. Парадоксально, но в руине оно производит более сильное впечатление, чем в сохранившемся храме.
Под алтарной частью церкви были погребены сам Кронид Александрович Панаев и его жена - Александра Егоровна. Надгробия не сохранились, но могилы, скорее всего, на месте.
Купол давно обрушился.
В церкви было печное отопление. От печей уже ничего не осталось.
В оконных проемах кое-где уцелели "родные" деревянные рамы.
После Революции церковь действовала и была закрыта только в 1930-х гг.
После путешествия комиссара народного образования Луначарского по железной дороге из Ленинграда в Москву, церкви, расположенные по пути его следования, были закрыты.
После закрытия церковь использовали как склад. Сегодня сложно предположить, что Иверский храм будет отреставрирован и восстановлен.
Видимо к такому же выводу пришли жители Лыкошино и окрестностей и своими силами и на свои средства построили новую Церковь Иверской иконы Божией Матери.
Сначала церковь была деревянной, позднее ее обложили кирпичом. Об архитектурном значении этого сооружения я судить не стану и предлагаю, каждому сделать свои выводы. Основные функции новая церковь, очевидно, выполняет. И самое главное, что она устраивает жителей Лыкошино. В конце концов, если душа потребует прекрасного, то старая церковь стоит тут же буквально в двух шагах, всегда можно перевести взгляд на нее.
Заказчик строительства Иверского храма в Лыкошино Кронид Александрович Панаев приехал сюда вместе с братьями Ипполитом и Валерианом. Валериан Панаев - инеженер-путеец - был направлен на строительство участка Николаевской железной дороги.
Валериан Александрович приобрел поместье на реке Шегринке, а Кронид Александрович купил усадьбу в деревне Михайловское недалеко от Лыкошино.
Деревни Панаевых считались зажиточными: были здесь и водяные мельницы, и крупяной завод, и вальцовый крупчатый завод, церковно-приходская школа, магазины и лавки. Местные леса изобиловали дичью. Поохотиться сюда приезжал двоюродный брат Кронида Александровича - Иван Иванович Панаев с женой Авдотьей Яковлевной и, так сказать, другом семьи Николаем Алексеевичем Некрасовым. Иван Иванович был соредактором Некрасова по журналу "Современник".
Некрасов и Панаева (под псевдонимом Н.Н. Станицкий) вместе писали роман "Три страны света". Многие наблюдения и впечатления от их пребывания в Михайловском имении Панаевых нашли отражение в романе.
Рассказы об охоте в Михайловском неоднократно встречаются в письмах Некрасова друзьям и родным:
Любезные братья и сёстры. В понедельник я воротился с охоты, которая была удачна, - в два дня мы вчетвером убили 166 зайцев, кроме другой дичи. Плаутин убил 42, Абаза – 40, Жодомирский – 36, я – 48. Вывожу этот счёт для того, похвастать, что я перестрелял всех. В самом деле, бил я несчастного зверя напропалую, особенно в первый день убил 32 зайца. Это происходило около станции Валдайка, где этого зверя бездна…
Из письма А. А. Буткевич, К. А. и Ф. А. Некрасовым в Алешунино 5-го октября, четверг (1861 г., Петербург)
Я охотился по железной дороге – эта дорога как будто нарочно пролегает через такие места, которые нужны только охотникам и более никому. В три мои поездки туда убил я поболее сотни белых и серых куропаток и глухарей, не считая зайцев.
Из письма И. С. Тургеневу в 1852 году.
Некрасов, безусловно, видел тяжелый труд строителей железной дороги. Возможно, именно здесь родилось стихотворение "Железная дорога":
Труд этот, Ваня, был страшно громаден
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.
Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
А в Лыкошино кроме церкви любопытно посмотреть деревянные и каменные жилые дома постройки середины XIX века, того же периода постройки для железнодорожной станции, мощеную булыжником дорогу, реку Валдайку.
В общем, сюда точно стоит вернуться!
На этом истории из интереснейшего, но мрачноватого мартовского путешествия по Новгородчине заканчиваются, а в следующих постах будет очень много солнца!
Друзья, если вы дочитали этот текст до конца, поставьте лайк, и мне будет очень приятно, и его прочитает больше людей!
Оставляйте комментарии - я их все читаю и постараюсь ответить каждому.
Если статья вам понравилась, подпишитесь на канал, чтобы всегда быть в курсе новых публикаций 😊🍀💜