В надежде, что смогу вывернуться, и смогу гордиться собой за умение.
Я подумал, что раз – по-моему – художественность вне идеологий, то я смогу стихи из Украины на русском языке против нынешней войны на Украине объективно охарактеризовать. Стихи возьму самые лучшие по отзыву:
«Ирина Евса, одна из самых значительных ныне поэтесс, пишущих на русском языке…» (https://novayagazeta.eu/articles/2023/02/22/god-voiny-russkie-stikhi-poetov-ukrainy).
Сам отзыв такой:
«Отчаяние в ее стихотворении не оставляет места для иллюзий, но даже тьма, которая кажется неизбывной, в финале прорезается лучом света» (Там же).
То есть это идеостиль экспрессионизма. Страшнейшее разочарование, тем не менее, предполагающее – из-за своей огромной сташности – благое для всех сверхбудущее (такой пессимизм, раз «сверх»), христианоподобный идеал.
Страшность предполагает непереносимое натурокорёжение. В том смысле непереносимое, что произведение выходит за границу искусства (условность) вероятнее всего. То есть воздействует уже не непосредственно и непринуждённо, а непосредственно и принуждающе.
Так правда, думаю, наверно, я один, а остальные притворяются (по-моему) имеющими положительные эстетические переживания – за смелость в формалистском смысле (безэмоционально перечисляются формальные признаки экспрессионизма и соответствие им деталей, - если анализ имеет место быть).
«…поворот художников-экспрессионистов от внешней созерцательности к внутренним, душевным процессам, что объясняется стремлением изобразить не столько реальность, сколько непосредственный процесс ее осознания. При этом мир, изображенный через призму сознания экспрессионистского героя, предстает как средоточие зла, разлагающаяся субстанция, где нет места красоте и гармонии. Для создания такого образа экспрессионисты прибегают к использованию таких художественных средств, как: гипербола, гротеск, сатира, сарказм, нарочито неправильные, острые ритмы, нарушение законов грамматики, агрессивная образность, неологизмы…
…с помощью изображения деформированной действительности и гиперболизации отдельных моментов жизни экспрессионисты уводят своих героев, а следом за ними и читателей из реальности в мир снов, иллюзий, видений, который становится для них единственным возможным выходом из сложившегося положения…
…метафора отличается тем, что она, оставаясь фигурой переноса, касается не изображаемого объекта, а изображающего субъекта, т.е. построена на основе чувства и отношения автора к объекту…» (https://studref.com/377145/literatura/osobennosti_poetiki_ekspressionizma).
В живописи, графике и скульптуре некоторые произведения экспрессионизма на меня довольно сильно подействовали. Вопреки потом присоединённому моему наблюдению, что зачастую противно так, что это уже – повторяю – за границей искусства.
В общем, я решил, что возьму стихотворение Евсы, соотнесу его детали с выписанными признаками экспрессионизма. А потом будем думать, как ценить.
— Я покину, — сказал он, — хлипкую эту лодку.
Сил всё меньше день ото дня.
Мне война запускает костлявую руку в глотку
и вычерпывает меня.
Там, внутри, уже ни листочка, ни лепесточка,
ни обрыва, ни пустыря.
Посмотри, — говорит, — легка моя оболочка,
легче рыбьего пузыря.
.
Я уже не читаю книг, не включаю телик.
За харчами — и в норку юрк.
Я — законченный псих, затравленный неврастеник.
И не в помощь ни Фрейд, ни Юнг.
Соскреби нас, Господь, стальным своим мастихином
до землицы сырой, до тьмы.
И не надо стихов — какие теперь стихи нам? —
только бдение и псалмы.
.
Дрожь, как будто еще не выскочил из простуды.
Стынет воздух на языке.
Я давно уже ем из пластиковой посуды —
прочей не удержать в руке.
Рынок, ёлок предновогодние позументы,
дом в гирляндах, окно
в синих блёстках — не вижу в целом: всё на фрагменты,
на фрагменты расчленено.
.
А ещё он сказал: «Когда я рассыплюсь в этом
судном взрыве на горсть песка,
собери меня, Боже, заново — не поэтом,
а смотрителем маяка,
что уверен в одном: не тьма управляет светом,
а его рука».
2023
До анализа.
Непосредственного впечатления противности не было. Только ко времени появления во внимании моём кавычек я почему-то успел забыть, что передо мною прямая речь лирического героя. – Почему б это?
Наверно, потому, что душевные силы мои ушли на восприятие таких элементов, как «агрессивная образность»: «война вычерпывает меня» – в смысле – душу мою, душа до того состояла из «листочка… лепесточка… обрыва… пустыря», впрочем и физически война вычерпывает до состояния оболочки, что «легче рыбьего пузыря». Мольба Господу убить – «Соскреби нас, Господь, стальным своим мастихином / до землицы сырой, до тьмы». Тут лично мне пришлось ещё и внеэстетически реагировать: ведь это враньё. Войска РФ не имеют дело с гражданским населением: бьют только по имеющему военное значение. Это военная операция, а не война. Наверно, впервые в новейшей истории потери гражданские меньше военных. То есть при воздушной тревоге можно даже не бежать в бомбоубежище, в подвал своего дома, «в норку»: вероятность прилёта в гражданский объект мала. Даже по высшим центрам принятия решений не бьют. Как факт – бесчисленные высокопоставленные заграничные гости в Киев. То есть – бэрэжэного Бог бэрэжэ – лучше в подвал бегать, а не не бегать. Но вызвать из ряда вон выходящее сочувствие к человеку, ставшему, как «затравленный неврастеник»… – По правде говоря, а не эстетически – вряд ли можно рассчитывать. Разве что – на ангажированных своих. На них, да, действует «гипербола». Но! Это ж немного как бы позор для большого поэта – рассчитывать на своих. Большой – любого проберёт…
Но… Какая там ещё «агрессивная образность»? – Наверно, «Стынет воздух на языке». Что, опять наверно, означает открытый рот из-за внимания на другое – на бег в бомбоубежище. Ещё «ем из пластиковой посуды — прочей не удержать в руке». Это образ физической слабости, происшедшей от какого-то изменения режима дня из-за военных действий. Или это слишком загадочно, чтоб была «агрессивная образность»? То же, наверно, с фрагментарным восприятием рынка как предновогодней ёлки. Вместо обычного фразеологизма «круги в глазах». Или это из области «мир видений»? Что точно из этого мира – конец: «уверен в одном: не тьма управляет светом, / а его рука».
Хорошо. На словесном уровне экспрессионизм выдержан. А «острые ритмы» есть? –Есть. Перед нами стихи в тонической системе, основанной на количестве ударений «от рифмы до рифмы».
А ещё он сказал: «Когда я рассыплюсь в этом (5 ударений)
судном взрыве на горсть песка, (4 ударения)
собери меня, Боже, заново — не поэтом, (4 ударения)
а смотрителем маяка, (2 ударения)
что уверен в одном: не тьма управляет светом, (5 ударений)
а его рука». (2 ударения)
Хорошо. А особость метафоры есть? Касающаяся «изображающего субъекта»… – Есть. Кроме слов: «сказал он» и «А ещё он сказал», - всё остальное – слова лирического героя о себе.
То есть вполне профессиональные стихи в стиле экспрессионизма.
Правда, никакого впечатления… И отвращения – тоже…
Так и с изобразительным искусством экспрессионистским, которое, повторяю, несколькими экземплярами меня здорово трогало, это была редкость. А от смотрения на множество картин в этом стиле – привычка выработалась, и отвращения нет.
Анализы экспрессионистских вещей мне не встречались. Общим, обычно похвальным, словам искусствоведов я не верю. Они про что ни пишут, всё у них опять самое лучшее.
Экспрессионизму уже больше ста лет. Так «Крик» Мунка как-то не хочется считать плодом замысла сознания. Он был первый. Должен был работать подсознательный идеал веры всё же в какое-то сверхбудущее, чтоб ТАК прорвать цензуру сознания, ТАКИМ корёжением натуроподобия. А Евсу вполне можно заподозрить в замысле сознания. Она захотела выразить «фэ» России, и естественно выбрала стиль экспрессионизма для выражения своего «фэ». Начиталась экспрессионистских стихов. Сочинять в стиле таком-то она может. – Готово.
Я уже думал заканчивать статью, но мне пришло в голову дать пример экспрессионистских стихов, которых начиталась Евса перед осуществлением своего замысла. И самое трогающее меня оказалось 1911 года, немецкое.
Якоб ван Ходдис
Под занавес: синематограф
Погашен свет. Пред нами замелькали
Индусские сокровища и храмы,
Беззвучные супружеские драмы,
Разнузданная чернь на карнавале.
.
Разбойник с пистолетом, дуэлянт,
Огромная дымящаяся трубка,
Бесстыжим ветром задранная юбка,
Подвязка белоснежная и бант.
.
Прогулка по альпийским — то лугам,
То круто в гору восходящим тропам.
Стада плетутся стадом, люди — скопом,
Репейник и крапива по ногам.
.
И все это — с какой-то простыни —
Летит в лицо мне! Не в лицо, а в душу!
Но, слава Богу, кончили они,
И мы, зевая, вылезли наружу.
1911
На что напал Якоб, прикинувшись ненавистником кино? Как Дюамель…
«"Я больше не могу думать о том, о чем хочу". Место моих мыслей заняли движущиеся образы. Действительно, цепь ассоциаций зрителя этих oбразов тут же прерывается их изменением. На этом основывается шоковое воздействие кино которое как и всякое шоковое воздействие, требует для преодоления еще более высокой степени присутствие духа» (https://forlit.philol.msu.ru/lib-ru/benjamin1-ru.
А где его взять обычному человеку? – Негде. Приходиться подчиняться.
Внешне в стихотворении негодование направленно на подчиняющую силу такого зрелища, как кино. А подтекст – «…в открытой эмоциональности <…> способ противостоять обезличиванию человека, превращению его в “колесико и винтик” тоталитарного государства» (http://nrgumis.ru/articles/248/).
Но это ж 1911 год в Германии. До тоталитаризма там 22 года. – Благо, я нашёл, что фашизация там началась ещё за 11 лет до сочинения этого стихотворения.
«Экономический кризис 1900-1901 гг.
В XX в. мир вступил в условиях сокрушительного промышленного кризиса 1900-1901 гг., который начался почти одновременно в России и США. Прежде всего он поразил металлургическую промышленность, а затем химическую, электрическую и строительную отрасли. Вскоре промышленный кризис начала века стал всеобщим, т. е. охватил Англию, Австрию, Бельгию, Германию, Италию, Францию и другие индустриальные страны, приведя к разорению массы предприятий и вызвав стремительный рост безработицы. Главной чертой антикризисной политики таким образом становится тотальная милитаризация народного хозяйства. С этой целью фашистские государства широко использовали наряду с косвенными прямые методы вмешательства. Причем последние, как правило, по мере развития государственного вмешательства, становились преобладающими. В результате такой политики уже через год в Германии исчезла безработица, от которой продолжали страдать страны, избравшие другие модели государственно-монополистического капитализма. Показатели экономического роста, особенно в отраслях тяжелой промышленности, резко пошли вверх» (https://otvet.mail.ru/question/19508252).
Остаётся только представить, как литератор чует фашизацию страны. Но. Поэты ж – люди особые…
Всё учтено могучим ураганом.
Думается, что я объективно могу сказать, что Ирина Евса ничем не выдающийся поэт, вне зависимости от её политического исповедания. А её представляющий – опять врёт, как и большинство чего, исходящего теперь с Украины.
18 апреля 2024 г.