30 апреля - День пожарной охраны. Заранее поздравляю отечественных пожарных и, с сожалением, отмечаю, что их героическая профессия до обидного мало отражена в социалистическом кинематографе. Все же постараемся кое-что вспомнить.
"Тревожное воскресенье" 1981 г.
Курортный и портовый город Приморск. Лето. Суббота. Начальник части военизированной пожарной охраны подполковник Чагин (Эммануил Виторган) подвозит до дома на белых "Жигулях" своего зама майора Измайлова (Александр Белявский). По дороге они ссорятся. Чагин обвиняет подчиненного в душевной чёрствости. Тот, вопреки его просьбе, назначил назавтра дежурить капитана Земцова, от которого в этот день уходит жена.
Измайлов ссылается на график дежурств, а также ставит в известность, что подал вышестоящему начальству рапорт о недостатках в работе подразделения, возникших, по его мнению, из-за слишком неформальных методов руководства Чагина. Так что грядет проверка и, если при этом выяснится, что в коллективе наличествуют нездоровые отношения, связь начальника с подчиненной, он молчать не будет.
Вечером Чагин гуляет по набережной со своей подругой Кирой, на службе сержантом Крыловой, и обещает, что не допустит упоминания её имени в предстоящих служебных разборках. Возвращаясь, он обнаруживает у дома дочь Лену, целующуюся с неизвестным красавчиком. После ухода девушки подполковник останавливает её спутника, желая выяснить, кто он, собственно, такой. Молодой человек представляется Сергеем Лукиным, бригадиром ремонтников порта, имеющим самые серьёзные намерения.
Утром в воскресенье председатель приморского горисполкома Анна Степановна Головина (Клара Лучко), торопясь на встречу с делегацией иностранных препринимателей, будит заспавшегося сына Костю, пэтэушника. После её ухода появляется вышеупомянутый Лукин и сообщает, что Костя включён в их ремонтную бригаду для прохождения практики. Бригада срочно вызвана на иностранное судно "Гент" и, если практикант будет ссылаться на выходной, товарищи по новому коллективу его не поймут.
Ремонтники вместе с русскоговорящим матросом Полем отправляются в брюхо огромного корабля, не зная, что недавно другой матрос "Гента" флиртовал, стоя на палубе, с девушкой на берегу. Подружка кинула ему в подарок зажигалку, завернутую в записку. Послание моряк поймал, а зажигалка провалилась в трюм, сработала от удара и запалила конец свернутого в бухту каната. Огонь тлеет потихоньку и скоро создаст для всех героев фильма огромную проблему.
Чем мне нравится это кино, в отличие от считающегося эталонным "Экипажа", здесь не пытаются скрестить мелодраму с катастрофой и, слегка обрисовав основных героев и их отношения, переходят непосредственно к пожару. Градус зрительского интереса постоянно поддерживается то дополнительно падающими на головы персонажей проблемами, то конфликтом между ними.
В результате мы имеем красочный, зрелищный, динамичный фильм о людях героической профессии, настоящих мужчинах. Под сурдинку проводится идея о том, что одними инструкциями не обойдешься, нужен и творческий подход, и внимание у людям, и умение взять ответственность на себя.
Режиссер Рудольф Фрунтов, выступавший здесь также в качестве сценариста, привел в картину почти всех актёров из своей предыдущей работы - "Ларец Марии Медичи", дав, наконец, Эммануилу Виторгану сыграть положительную роль. То он жестокого гитлеровца изображал в "Тактике бега на длинные дистанции", то - злодея Савиньи в вышеупомянутом "Ларце..."
В обсуждениях фильма спорят какой пожар в порту послужил прототипом показанных событий: новороссийский 1962 г. или калининградский 1982 г. Один ближе к дате начала съемок по времени, другой похож по месту действия (картину снимали в Новороссийске), но, полагаю, это не так принципиально важно. Фильм посвящен профессиональному труду пожарных вообще.
Помимо героя Виторгана и его антагониста, следует отметить Клару Лучко, в роли матери, скрывающей страх за сына, а также Александра Январёва (Петр Гонтарь), который, как обычно, играет не самого безупречного персонажа. Приятно посмотреть на небольшую киноработу Ромуальдаса Раманаускаса. Литовский актёр даже в эпизодической роли иностранного бизнесмена замечательно сыграл, тонко выразив симпатию персонажа к героине Лучко.
В фильме также снимались: Сергей Мартынов (Сергей Лукин), Георгий Корольчук (Олег Земцов, капитан), Рубен Симонов (II) (Карен Малаян, капитан), Сергей Балабанов (Костя Вялых, практикант), Ольга Катаева (Кира Крылова), Даниил Нетребин (полковник Комыгин), Виктор Косых (Слава Кедрин, ремонтник), Виктор Зозулин (Поль Намюр, механик с "Гента), Татьяна Божок (Лена Чагина), Всеволод Сафонов (Марсинель, капитан "Гента") и другие.
"34-й скорый" 1981 г.
За билетами на скорый поезд № 34 "Москва-Элекмонар" была давка и их не всем хватило. Двое молодых людей, поссорившихся из-за того, что один пытался влезть без очереди, порознь двинулись к находящемуся на стоянке поезду, надеясь все таки как-нибудь пролезть.
Саша Муханов (Александр Фатюшин) положился на личное обаяние, но проводница восьмого вагона Серафима сдалась только когда выяснилось, что он едет в её родной Горный. Тот, что пытался пролезть без очереди (Валерий Рыжаков), увидев, как проводница впустила "зайца", использовал шантаж и протащил себя и жену, с которой ехал разводиться.
На законных основаниях заняли места пижон с четыремя чемоданами, скупивший все билеты в своем купе, пожилая дама с собачкой, симпатичная стюардесса, молодая мама с младенцем. Свадебная компания, выпив на прощание шампанского, разделилась на отъезжающих невесту, жениха и его однокашников, курсантов пожарно-технического училища, и провожающих штатских.
Проследовали в двухместное купе двое цирковых: жизнерадостный клоун Миша (Лев Дуров) и полный подчеркнутого достоинства Борис, дрессировщик лошадей (Альгимантас Масюлис). Кони ехали в последнем, специальном вагоне. Поезд тронулся в путь.
Как повезло тем, кто вышел до станции Шмаковка, потому что позже раскручивающаяся цепь мелких происшествий привела к огненной катастрофе, усугубленной эгоизмом некоторых пассажиров, поступки которых можно назвать совершенно неадекватными.
Сюжет фильма основан на истинном происшествии, пожаре в скором поезде "Юность", следовавшем по маршруту Москва-Ленинград 27 февраля 1977 г., во время которого героически проявили себя курсанты Ленинградского пожарно-технического училища. Реальная ситуация была еще трагичнее. Двери вагонов не удалось открыть, людей спасали через разбитые окна, погибло 17 человек, из них трое курсантов.
"Указом Президиума Верховного Совета РСФСР за мужество и отвагу, проявленные при спасении людей и социалистической собственности, награждены медалью «За отвагу на пожаре»:
ГВОЗДЕВ Сергей Николаевич, ЖУКОВ Михаил Борисович (посмертно), ИВАНОВ Виктор Алексеевич (посмертно), КРЫЛОВ Юрий Александрович, ЛЕЛИН Игорь Васильевич, МАЛЫШЕВ Юрий Борисович (посмертно), САМАКОВ Андрей Николаевич, ЮРЧЕНКО Олег Дмитриевич, курсанты Ленинградского пожарно-технического училища МВД СССР."
(Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/7281/forum/f7/)
Не хотелось бы зацикливаться на грустном, более подробные материалы об этом происшествии на Дзене можно легко найти. Погибшие ребята, конечно, герои, каких в жизни всегда не хватает и достойны вечной памяти, но давайте вернемся к кино.
Несмотря на впечатляющую остросюжетную часть, мелодрама здесь занимает приличное место и опять она мне нравится больше, чем в "Экипаже". Характеры и ситуации оригинальнее, сложнее, за счет чего сюжет выглядит живее и естественнее. Драма слепнущего клоуна, человека с детски-открытой и мужественной душой, поведение его циркового товарища Бориса, в снобизм которого я не верю, ведь любит же высокомерный Борис нелепого на вид неудачника Мишу и своих лошадей.
Серафима (Елена Майорова) и Саша (Фатюшин), которые кругом виноваты, вызывают сочувствие, поскольку виноваты невольно. Герой же Валерия Рыжакова и до конца необъясненный подпольный богач в исполнении Вячеслава Езепова, донельзя противны своей гнилой сутью, инстинктивно проявляющейся в критический момент. Что самое ужасное и жизненное, их преступная роль в происшедшем навсегда останется неизвестной.
Все перечисленные актеры сыграли великолепно. Следует еще отметить Олега Голубицкого в редкой для него положительной роли. Он играет начальника поезда Семена Игнатевича и поначалу его персонаж выглядит как формалист и зануда. Запоминается также Александр Пятаков (работник ресторана Саша), который хоть и комичен, и роль эпизодическая, но тоже - настоящий герой.
Больше, чем исполняющаяся по ходу вступительных титров песня "Из памяти уходят имена" (муз. М. Минкова, сл. О. Лукьянова), мне понравилась музыкальная тема в финале: мелодия, к сожалению, не прозвучавшей песни "Когда-нибудь" (муз. М. Минкова, сл. А. Макаревича):
Когда-нибудь у предпоследнего порога,
Поймем и мы, что до конца идти немного.
Тогда назад мы на дорогу обернемся
И улыбнемся, но не вернемся.
Ляпы в картине найти можно, даже не будучи очень осведомленным в железнодорожных делах. Почему, например, не закрепили специальными тормозными башмаками отцепленный вагон, стоящий на уклоне? Но придираться не хочется, фильм сильный, пробирает до слез.
В съёмках картины, помимо названных, принимали участие актеры: Александр Рыщенков (Юра, жених), Марина Шиманская (Рая, невеста), Петерис Гаудиньш (Пётр, курсант пожарного училища), Ирина Печерникова (Лёля), Валентина Клягина (Зина, проводница), Светлана Орлова (стюардесса), Леонид Трутнев (помощник машиниста), Галина Кравченко (пассажирка с собачкой), Даниил Нетребин (Егорыч, машинист поезда) и другие.
"Взрыв" 1973 г. Румыния
В радиоэфире носятся обрывочные сигналы с панамского судна "Посейдон": "Пожар в машине...паника среди экипажа...попытка покинуть судно на капитанском катере...судно потеряло управление".
В густом тумане Маринеску, капитан патрульного катера порта Галац, слышит звуки свадебной музыки, а затем видит силуэт беззвучно надвигающегося корабля, окутанный черным дымом. На палубе виден огонь и нет ни одного человека. Маринеску приказывает обойти горящее судно и при помощи рупора пытается связаться с его командой. "Посейдон" молчалив, как "Летучий голландец".
На берегу, несмотря на туман, действительно , гуляет многолюдная свадьба. Между танцующими мечется иностранный матрос, взывая на английском. Наконец, один из шаферов, заинтересовавшись, через англоговорящего мальчика, выясняет, что моряк ищет телефон и отправляет с ним провожатого.
В море капитан Маринеску и его помощник Нягу высаживаются на борт "Посейдона", и видят картину как в песне, которую только что вспоминали: "И вот на палубе нашли пятнадцать трупов, а в камбузе смешались кровь и ром...". Из трюма всполохами выбивается огонь, в каютах и переходах разбросаны неподвижные тела, но их не так уж много. Очевидно, часть команды сбежала.
Рулевое управление вышло из строя. В машинном отделении сильный пожар. Огонь подходит к трюму, забитому мешками с аммиачной селитрой, взрывающейся при высокой температуре, а рядом с ними лежат четыре тяжёлых баллона с кислородом. Маринеску связывается по рации с руководством порта, требуя помощь, пожарных, а пока вдвоем с Нягу пытается оттащить один из баллонов.
Город, не подозревая, что у берега застрял неуправляемый корабль с взрывоопасным грузом, отдыхает. Туман рассеялся. Пляжи забиты людьми. Веселая свадьба выходит на лодках в море и подплывает прямо к "Посейдону". Пьяным море по колено, у них даже дым на корабле вызывает шутки. Только знакомый нам шафер, усатый мужчина средних лет, чует что здесь неблагополучно, потому что это - Георгий Опришан, которого друзья и близкие зовут Джига Саламандра, опытный пожарный, работающий на тушении нефтяных скважин.
Картина напоминает уже упомянутое "Тревожное воскресенье" и мой любимый фильм "День ангела" 1968 г., там тоже была угроза взрыва химикатов на корабле, но её сюжет основан на реальном событии. В январе 1970 г. панамское грузовое судно "Врачос" с грузом около 4 тонн нитрата аммония загорелось вблизи Галаца, подвергая весь город опасности.
Фильм довольно странен в смешении жанров. Начиналось все мрачно и атмосферно, затем последовали комедийные вставки. Особенно эта линия основана на образе племянника Джиги - Тилики, скрипача, который вообще непонятно зачем полез за дядей. Такое ощущение, что все родственники привыкли ходить за Саламандрой по пятам. Потом ещё явится его жена Анджела, желающая накормить мужа, устроив пикник на палубе горящего корабля.
И все это на фоне нагнетания напряжения, застрявшей пожарной команды, нервных и несогласованных действий администрации, картин безмятежного отдыха горожан, непонятного поведения очнувшегося матроса с "Посейдона", который молчаливо рвется в горящий трюм и разбрасывает всех кто встаёт на пути. Тем более не ожидаешь, что в фильме кто-то погибнет, да еще и по вине своих же, добровольцев-помощников.
В общем, помимо подвигов героических спасателей, это еще и фильм о том, что неорганизованность, даже в самом праведном деле, приводит к тому, что хотят как лучше, а получается как всегда. С одной стороны показан бескорыстный благородный массовый порыв, с другой - величайший бардак.
Картина режиссера Мирчи Дрэгана довольно зрелищная и захватывающая. Оператор заметно работал с ракурсами и видами сверху. Финал особенно заставляет переживать за главного героя. К сожалению, копия, дублированная в советском прокате, не очень четкая по сравнению с предыдущими фильмами обзора.
В ролях: Георге Диникэ (Саламандра), Раду Белиган (Лука), Тома Караджиу (Корбя), Дем Рэдулеску (Нягу), Жан Константин (Тилика), Джордже Мотой (Маринеску), Драгу Олтяну Матей (Анджела) и другие актеры.
На этом сегодняшний обзор закончен. Надеюсь, эти картины привлекут ваше внимание. Приятного просмотра! Предыдущий обзор на тему профессиональных праздников и опасных ситуаций можно посмотреть по ссылке: