Сегодня расскажу про картину, которую вы наверняка видели много раз, – «Сватовство майора» Павла Федотова, 1848 (Третьяковская галерея, Москва)
Умение Федотова передать детали и характеры заслужило ему славу и признание. Для современников его картины были застывшими историями: их персонажи были узнаваемы и понятны.
Майора из названия художник «задвинул» на периферию. Он стоит у входа и готовится к свиданию, подкручивает усы. Потенциальная невеста в панике пытается сбежать из комнаты.
Свидание это организовано свахой. Она стоит у входа, между майором и родителями девушки. Те явно из зажиточных купцов: стены увешаны картинами, а с потолка свисает дорогая люстра. Отец слегка растерян, а мать властно останавливает дочь-беглянку.
Майор явно волнуется — но это не томление влюблённого перед встречей со своей возлюбленной. Отставной офицер здесь скорее по расчёту, целится на богатое приданое. Ну а родители, отдав дочь, «купят» семье дворянство и статус.
Впрочем, сбудутся ли эти планы, Федотов не говорит. Посвататься — не значит жениться.