Спецкор «Вечерней Москвы» Александр Зосимов продолжает работу на Донбассе. Вместе с добровольцами 7-й добровольческой разведывательно-штурмовой бригады Святого Георгия «Одином» и «Буром» он отправился в окрестности Артемовска, где поговорил с участниками специальной военной операции, а также посетил местную заброшенную школу-интернат, в которой когда-то обучались дети под оккупацией националистов.
Монотонное стрекотание насекомых и щебетание птиц оживляют обстановку серых разрушенных малоэтажек поселка в окрестностях Артемовска. Такое чувство умиротворения и душевного спокойствия возникает только в мае — ранним, еще не отягощенным горячим ветром солнечным утром, когда хочется думать о детстве, вспоминать о друзьях и близких самого счастливого периода в жизни. А потом... Почувствовать грусть, потому что кого-то из них уже нет рядом.
Ломаные звуки
Дребезжащие с вибрирующей продолжительностью звуки расстроенного фортепиано доносятся из актового зала заброшенной и наполовину разрушенной школы-интерната, они бесцеремонно стараются нарушить атмосферу солнечного пробуждения. Им, кажется, тяжело заявить о своем присутствии, протиснуться еле заметными изящными «нотами» сквозь пахнувшие известью бетонные стены и тонкие ветви высохших деревьев. Это «Один», начальник медслужбы отряда «Бастион», пытается складно сыграть фрагмент из музыкальной композиции известной рок-группы, перебирая пальцами по ослабленным и сломанным клавишам музыкального инструмента. Ломаные звуки произведения дополняют разрушенную обстановку просторного помещения, где когда-то обучались украинские дети — те, которых воспитывали здесь в условиях русофобской пропаганды. На заваленной досками и замусоренной штукатуркой сцене «Актова зала» — только черное пианино с разрушенным внешним корпусом. Поэтому видно, как молоточки изломанного музыкального инструмента слабо бьют по его струнам. Металлические конструкции потолка свисают до откидной крышки инструмента, на которой лежат несколько экземпляров учебной литературы «Музичне мистецтво» для шестиклассников. «Публика» заброшенного помещения — это выстроенные в три ряда и покрывшиеся слоем пыли деревянные стулья, между которыми разбросаны мячи «жовто-блакитных» цветов и вырванные страницы из учебников по музыкальному искусству.
Страницы журналов
Выходя из актового зала на втором этаже заброшенной школы-интерната, оказываюсь в длинном коридоре, через который можно войти в другие, еще неизведанные мной кабинеты и рабочие классы бывшего учреждения «незалежной». Проходя вдоль стен с облупившейся краской и потрескавшейся штукатуркой захламленного мебелью прохода, миную помещение с полностью разрушенными оконными проемами — по всей видимости, учительскую. На это указывают четырехъярусный шкаф со сложенными в него журналами разных классов, а также раскрытые металлические сейфы с документацией. Подходы к ним загорожены бетонными конструкциями, досками и разбитой бытовой техникой.
Американская Библия
Соседнее помещение — небольшое хранилище с учебниками и художественной литературой. Внутри на столе у занавешенного окна стопкой сложены несколько книг, на которых сверху лежит оформленный в стеклянную рамку документ «Заповiдi школи». Заповедей всего шесть, одна из которых в переводе на русский гласит: «Говори, что ты знаешь. Делай, что умеешь. При этом помни: надо больше знать, больше уметь».
На многоярусных металлических стеллажах справа — преимущественно переплеты с прозой и поэзией. Много книг украинского и советского писателя Павло Загребельного. В стопке книг с его произведениями, например, — исторический роман «Евпраксiя» о судьбе русской княгини, которая стала королевой Священной Римской империи Адельгейдой. Еще — «Первомiст» о построенном Владимиром Мономахом первом мосте через Днепр, «Европа 45» о последнем годе Великой Отечественной войны, окончательном разгроме фашистской Германии и ее союзников, а также другие работы.
Рядом — сборники с прозой украинских писателей Миколы Бажана и Олеся Гончара. Вместе с ними на полках стопкой сложены книги духовной литературы. Например, экземпляры Библии на украинском языке и пять-семь штук спрятанных за ними на русском, изданных в 2008 году.
— Примечательно, что в выходных сведениях книги перед титульным листом указано — USA, — отметил боец 7-й добровольческой разведывательно-штурмовой бригады Святого Георгия с позывным «Бур».
Спрятанные книги
На полках хранилища с правой стороны пылятся учебники по разным предметам средних и старших классов. Перед глазами — большие стопки учебников по украинскому языку — «Украiнська мова». Конечно, немало книг и по русскому, однако им не нашлось места рядом с литературой государственного языка «незалежной». Они находятся на самой верхней полке металлического стеллажа, прямо под потолком, вместе с учебниками по токарному и швейному мастерству.
В это время добровольцы «Один» и «Бур» увлеченно листают страницы учебников по географии Украины для 9-го класса, изданных в 2014 году. Пролистывая один из его экземпляров, принадлежавшей ученице Зое Свичкаревой, судя по подписи на внутренней стороне обложки, бойцы останавливаются на странице с картой Украины.
— Да, что и требовалось доказать: на ней Крымский полуостров в составе «незалежной», — отмечает «Бур».
Тени опустевшего зала
Спускаясь по заваленной строительным мусором лестнице с перекосившимися перилами на первый этаж, продолжаю исследовать помещения заброшенной школы-интерната в окрестностях Артемовска. Хрустя обвалившейся штукатуркой под ногами, иду прямо по коридору, минуя небольшие кабинеты со школьной мебелью. Пройдя чуть дальше, захожу в просторное помещение с высокими потолками — спортивный зал. Просачиваясь через ряд больших оконных рам с выбитыми стеклами, солнечный свет щедро бросает тени на паркет опустевшего зала. На передней стене — только изуродованный щит с баскетбольным кольцом, а под ним — несколько сдутых мячей. Почувствовав азарт, беру один из них и бросаю в корзину. Попадаю точно в кольцо.
Главная битва еще впереди
Оценивая обстановку помещений заброшенной школы-интерната, хорошо понимаешь, что такой драматичный исход — очевидный результат для последователей киевского режима: тех, кто однажды поддержали русофобские настроения украинских неонацистов, и тех, кто сейчас в угоду западным и европейским союзникам стараются воспитать новое поколение оголтелых хлопцев с антироссийским мышлением.
— Главная битва, борьба за умы подрастающего поколения, еще впереди. Если мы ее проиграем, то потери бойцов на фронте окажутся напрасными, чего мы не можем допустить, — говорит корреспонденту «ВМ» доброволец с позывным «Бур». — Сейчас важно остановить нацистов, которые нагло стараются залезть в наш дом, а потом взять поганую метлу и вымести из нее разбросанный коллективным Западом либеральный мусор.
На гражданке боец работал в одной из детских художественных школ Москвы, где с 2006 года преподавал уроки рисования ученикам от 7 до 16 лет. После службы «Бур» планирует продолжить заниматься педагогической деятельностью, поэтому вопрос воспитания патриотически настроенного поколения особенно беспокоит солдата.
— На самом деле российские дети и подростки хорошо осознают, что происходит вокруг, понимают цели проведения специальной военной операции, — говорит боец. — Когда объявили СВО, я предложил ученикам написать письма солдатам и офицерам на передовую. Вы не представляете, с каким интересом они отреагировали на эту идею, какие писали трогательные сообщения.
Сейчас ученики «Бура» часто интересуются службой своего педагога, гордятся решением учителя отправиться на защиту Родины от украинских националистов.
— Когда я был в отпуске, случайно встретился на остановке с одним из своих учеников — довольно талантливым парнем, но, правда, лодырем. Рассказав ему о службе на спецоперации, я подумал: «Ну, все... Сейчас назовет меня оккупантом и набросится с кулаками». Однако после непродолжительной паузы он сказал: «А можно вашу руку пожать?» Я ему: «Ну конечно». Разговорившись, я сказал, что мы в любом случае вытесним врага, но сейчас ему важно учиться, — вспоминает участник спецоперации с позывным «Бур». — Да, дети все прекрасно понимают, хотя порой взрослые думают, что они ничего не замечают. Главное, поддерживать их на верном пути, ограждать от вражеской пропаганды со стороны Запада и стран Евросоюза.
КСТАТИ
В новые учебники для университетов России включили историю спецоперации, сообщил заместитель главы Министерства науки и высшего образования страны Константин Могилевский. По его словам, гуманитарная наука оказалась именно там, где ей надлежит быть в настоящее время, — в зоне СВО.
— И это не только битва на поле боя, это война за умы, война ценностей, война мировоззренческая, — сказал он.
В конце лета прошлого года министр просвещения РФ Сергей Кравцов, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян и ректор МГИМО Анатолий Торкунов представили новые учебники по всеобщей истории и истории России для учеников 10-х и 11-х классов.
В главах, посвященным событиям 2014–2023 годов, повествуется в том числе о спецоперации на Украине.
СПРАВКА
В апреле прошлого года на базе двух отрядов Союза добровольцев Донбасса (СДД) «Херсон» (сейчас «Бастион») и «Вихрь» образовали 7-ю добровольческую разведывательно-штурмовую бригаду Святого Георгия. Позже в ней появился третий отряд — «Байкал» и артдивизион «Юг». Бойцы выполняют задачи на Артемовском направлении. Один из значимых их успехов — отбитие у противника высот с южного фланга Артемовска у поселка Курдюмовка.
Отряд «Бастион» продолжает набирать в свои ряды добровольцев, готовых отправиться на защиту Родины.
Телефоны в Москве:
+7 (977) 699-40-02 — Ирина;
+7 (903) 617-37-91 — Анастасия;
+7 (966) 376-27-94 — Надежда.
Телефоны в Ростове-на-Дону:
+7 (919) 870-75-15 — «Зодиак»;
+7 (989) 528-95-71 — «Немец».
Эксклюзивы "Вечерней Москвы"
«Между миром живых и мертвых»: почему псевдоним SHAMAN изменил судьбу Дронова
Просто исчезнет: кто на самом деле хочет ликвидировать Зеленского и кем его заменят