Пожалуй, это лучший сериал за последние годы. Он близок к совершенству - в прошлый раз подобный восторг у меня вызвал "Молодой Папа" (2016), где тоже соединялись эстетика и глубина.
Роман Патриции Хайсмит уже дважды блестяще экранизировали: "На ярком солнце" (1960) с Аленом Делоном и "Талантливый мистер Рипли" (1999) с Мэттом Дэймоном. Новая попытка была большим риском. Оскароносный сценарист "Списка Шиндлера" Стивен Заиллян рискнул - он написал сценарий и срежиссировал новую экранизацию.
Вместе с ним работала команда суперпрофессионалов. Более всего восхищает работа оператора (Роберт Элсвит - гений!). А ещё монтаж, звук, костюмы, декорации, музыка, каст - здесь все на высоте! В сериале столько великолепных находок, такая сосредоточенность на деталях и при этом невероятная целостность атмосферы.
Новый "Рипли" - нуарная версия. И в прямом, и в переносном смысле - сериал полностью чёрно-белый. Практически всё действие происходит в Италии - и такой её мало кто представляет. Здесь нет солнца, нет голубого неба и изумрудного моря. Рим, Палермо, Неаполь, Амальфитанское побережье, Венеция лишились ярких красок, но обрели еще большую глубину и драматичность.
По сериалу можно изучать европейское/итальянское искусство. Архитектура и бесчисленные статуи как безмолвные свидетели происходящего. Фрески - в храмах, палаццо, банках. Караваджо, который, кажется, вдохновлял не только Рипли, но и оператора. Пикассо, в картине которого в итоге окажется заключённым весь сюжет. Много камня, бесконечные лестницы, арки, своды, катакомбы - кинокамера то поднимается, то опускается вместе с Рипли, усиливая эффект ловушки, которая вот-вот схлопнется над головой героя.
Кроме визуального совершенства, здесь выдающаяся работа со звуком. Чего стоит приём оживления живописи через "озвучание"! Минималистическая палитра сериала дополняется шумами. Звук шагов по мощеной дороге, хлопающие двери лифта, стук затылка о каменные ступени, щелканье шариковой ручки, прерывистое дыхание человека, преодолевающего лестницу - слуховому восприятию здесь уделено не меньше внимания, чем визуальному.
Об актёрах. Конечно, это бенефис Эндрю Скотта. То, что 47-летний актёр играет 25-летнего героя, быстро перестаёт беспокоить даже самого преданного фаната книги Хайсмит. Потому что новый Рипли - не про молодость и не про обаяние (в отличие от Мэтта Дэймона в той же роли). Сначала перед нами озлобленный уставший неудачник, потом хладнокровный убийца-психопат, затем самодовольный арендатор венецианского палаццо, входящий в высший свет - и в нём нет ни капли очарования. Скотт играет жуткого человека - и мы чувствуем этот мрак через экран.
Удивительно, как подробно показан процесс сокрытия следов преступления. Нам в деталях показывают трудную физическую работу, тяжкий энергозатратный труд - эпопея с лодкой в море или перенос трупа из квартиры в машину сняты чуть ли не в реальном времени. Рипли - серийный убийца, но никакого удовольствия сам процесс у него не вызывает. Зачем ему это?... Конечно, немедленно вспоминается Достоевский - в "Рипли" легко можно найти и Раскольникова с мыслями о Наполеоне, и Порфирия Петровича в безупречном итальянском костюме. Преступление, несомненно, есть, а вот наказание...
Краш Джонни Флинн, играющий Дики, погрузнел в последнее время, и в "Рипли" чем-то напоминает Брандо. В Дакоте Фэннинг проглядывает Кейт Уинслет - у неё не простая героиня, и она справляется с этим образом. В финале в эпизодический роли появляется Джон Малкович (он тоже играл Рипли в экранизации одного из романов Хайсмит!). Ещё есть дочь Стинга в роли мужчины. И конечно, кот Лучо, который, подобно барочным статуям, всё видит, всё понимает, но молчит.
Сюжет легко сломать одним вопросом: "почему никто не интересуется фото Рипли и Дики?" Но это претензия к Хайсмит, не к Заилляну. Он создал шедевральный сериал - захватывающий, тягучий, завораживающий.
"Рипли" - это полное погружение в место, время, сюжет. Из кадров сериала можно составить великолепный фотоальбом об Италии. Музыка - от лёгких итальянских хитов 60-х до тревожной оригинальной музыкальной темы. Невероятное внимание к деталям. Каждая вещь - от перстня до дверей - существует сама по себе и склеивает воедино мир сериала. А эти фактурные итальянские лица администраторов в отелях или банковских клерков - будто смотришь Феллини!..
Кто бы мог подумать, что сериал от Нетфликс может доставлять такое эстетическое наслаждение. 8 эпизодов - слишком мало! Но Хайсмит написала еще 4 романа о Рипли, а значит, есть надежда на следующие сезоны. И это прекрасно!