Найти тему

Почему объемный звук и музыка не совместимы?

Оглавление
Фото Freepik / Panasonic Global
Фото Freepik / Panasonic Global

Благодаря растущему интересу к домашним кинотеатрам и "пространственному аудио", музыка объемного звучания вновь становится популярной. Но я считаю, что это всего лишь тенденция. Музыка звучит ужасно в объемном звучании, и без значительного развития технологий стерео останется предпочтительным форматом.

Чтобы было предельно ясно, я говорю об объемном звуке. Ваша массивная 7.1-канальная акустическая система способна воспроизводить музыку в стерео, и на самом деле она будет звучать великолепно.

Что такое объемный звук?

Современное аудио обычно записывается в стерео. Это очень простой формат - у вас есть левый и правый канал, и каждый канал соответствует одному динамику. Тщательное смешивание звука в этих каналах создает иллюзию глубины или ширины, что делает музыку более энергичной или реалистичной.

Но объемное звучание добавляет еще несколько каналов. 5.1-канальная система включает в себя левую и правую колонки, центральную колонку, сабвуфер и две колонки "surround", которые располагаются под углом позади слушателя. Это обеспечивает большее разделение звуковых частот, но, что особенно важно, позволяет получить "трехмерную звуковую сцену" со звуком, поступающим со всех сторон.

Фото ultrahd.su / Panasonic Global
Фото ultrahd.su / Panasonic Global

Все становится еще более странным, когда вы используете 7.1-канальную систему, которая добавляет тыловые колонки позади слушателя. А следующая ступень, 7.1.2-канальная система, добавляет два динамика, направленных вверх, которые отражают звук от потолка.

Объемный звук в первую очередь предназначен для просмотра фильмов. И, как правило, каждый динамик в системе объемного звучания выполняет определенную функцию. Например, колонка центрального канала должна обеспечивать четкость диалогов.

Но за последние два десятилетия слушатели музыки постепенно стали больше интересоваться объемным звуком. А появление формата Spatial Audio (пространственный звук) от Apple только подлило масла в огонь.

В объемном звуке нет смысла для музыки

Почти вся музыка, созданная на планете Земля, была написана, аранжирована и смикширована для стерео. Но слушать музыку в стерео - это совсем не то же самое, что услышать живую группу в реальной жизни. Стереоизображение имеет свои ограничения и сильные стороны, которые часто диктуют инструментарий, структуру, ритм и эффекты, используемые исполнителем.

Объемный звук обладает уникальным набором плюсов и минусов - вы получаете более широкую звуковую сцену, но при этом вынуждены заполнять больше "трехмерного" пространства. Определенные звуковые частоты имеют больше пространства для "дыхания" в объемном звуке, но этот формат может быть неблагоприятным для средних частот, где мы традиционно получаем "энергетику" песни.

Чтобы воспользоваться ограничениями и достоинствами объемного звука, артисты должны создавать музыку специально для этого формата. Но это так не работает, по крайней мере, сегодня.

Классическая стереосистема Panasonic SC-PMX802 / Фото Panasonic Global
Классическая стереосистема Panasonic SC-PMX802 / Фото Panasonic Global

Большинство песен, доступных в объемном звучании, изначально были созданы для стерео. Кто-то просто решил сделать ремикс на эти треки для объемного звучания. И результаты, как правило, ужасны. Использование преимуществ расширенной звуковой сцены означает беспорядочное панорамирование инструментов вокруг слушателя, оставляя неровные пробелы там, где раньше инструменты сливались воедино и создавали пышность.

Задние динамики часто являются самой раздражающей частью этих ремиксов объемного звука. В идеальном мире тыловые колонки воспроизводили бы звук комнаты, позволяя лучше почувствовать обстановку, в которой что-то записывалось. Но сложно добиться такого эффекта после того, как что-то уже записано.

В итоге тыловые колонки часто становятся местом свалки для "менее важных" инструментов, таких как бубен. Если вам повезет, ремикс с объемным звуком будет использовать задние колонки, чтобы покрутить что-то вокруг вашей головы. Но если вы не слушаете кого-то вроде Джими Хендрикса, который впервые применил подобные эффекты в стереозаписях, "кружение вокруг головы" покажется вам дешевым трюком.

Замысел исполнителя также является одним из факторов в этом разговоре. Если песня изначально была задумана в стерео, то ремикширование ее для другого формата может затушевать первоначальные идеи или цели исполнителя. (Признаться, этот вопрос находится в самом конце моего списка "вещей, которые меня волнуют". Артисты не могут выбирать, какие песни мне нравятся, мне просто жаль их, когда их работы играют злую шутку над ними.)

Опять же, я не говорю вам выбросить вашу систему Dolby Atmos. Стереофоническая музыка прекрасно звучит в многоканальных системах; вам просто нужно перевести ресивер в режим "стерео". И, возможно, когда-нибудь музыка в объемном звучании будет иметь смысл.

Но объемный звук может стать будущим музыки

Саундбар Panasonic SC-HTB900 / Фото Panasonic Global
Саундбар Panasonic SC-HTB900 / Фото Panasonic Global

Нет ничего хуже, чем быть перфекционистом. Музыка всегда развивалась вместе с технологиями, и отвергать объемный звук как "что-то, что подходит только для кино" - это очень узкий образ мышления.

Потребовались десятилетия, чтобы стереозвук стал промышленным стандартом. И стерео начиналось с той же "проблемы", что и объемный звук - если трек не был записан с учетом стерео, он звучал как диковинка! (Просто спросите любого из тех закоренелых фанатов Motown или Beatles, которые хвастаются монофоническими миксами).

Классическая музыка стала первым жанром, в котором стерео стало использоваться всерьез. Большие оркестры выиграли от увеличения разделения, и, что еще важнее, стерео обеспечило впечатления, схожие с тем, как если бы вы лично посетили концерт. Объемный звук развивается по аналогичной траектории; я редко встречаю жалобы, когда эта технология используется на записях живых концертов, но альбомы (по праву) являются спорной темой.

В какой-то момент преимущества объемного звука станет невозможно игнорировать. Мы говорим о технологии, которая обеспечивает гораздо более широкое разделение, чем стерео. Артисты смогут вместить в запись больше информации без потери четкости или создать невероятно открытые и реалистичные композиции.

Потребуется много работы и решения проблем, но объемный звук способен заменить стерео.

Вот только есть одно препятствие: большие 5.1-канальные аудиосистемы стоят дорого и занимают много места. Если объемный звук - это следующий шаг в музыке, то он появится только после того, как одноканальные или двухканальные системы смогут имитировать звучание больших систем. Для этого потребуются нелепые достижения в области лучевых динамиков, виртуализированной системы Dolby Atmos и других технологий, которые пока находятся в зачаточном состоянии.

Что насчет пространственного аудио?

Фото Apple / Panasonic Global
Фото Apple / Panasonic Global

За последние несколько лет такие бренды, как Panasonic и Apple, стали первопроходцами в создании систем "виртуального объемного звука" для наушников и вкладышей. Эти системы отличаются от бренда к бренду и имеют такие названия, как "Spatial Audio" и "3D Spatial Audio". Но все они выполняют одну и ту же основную задачу - воспроизводят объемный звук через обычные наушники и вкладыши.

Большинство людей полагают, что пространственный звук - это всего лишь программный трюк. Но это верно лишь отчасти. Spatial Audio берет настоящую запись объемного звучания, обрабатывает ее алгоритмами и выдает на выходе стереофонический сигнал, который кажется "3D".

Для слушателей музыки Spatial Audio создает те же проблемы, что и объемный звук. Но у него есть и уникальная, вызывающая разочарование проблема - эмуляция среды прослушивания.

Платформам, подобным Spatial Audio, необходимо воспроизвести звук комнаты с 5.1-канальной или 7.1-канальной установкой. Для этого они применяют аудиоэффекты к каждому каналу дорожки объемного звучания. И, по моему опыту, эти эффекты часто заставляют инструменты звучать отдаленно, тускло или с эхом.

К сожалению, я не уверен, что инженеры-микшеры могут обойти эту проблему. Такие платформы, как Spatial Audio и 3D HEAR360, далеко не идентичны. Даже если вы смикшируете песню специально для Spatial Audio от Apple, нет никакой гарантии, что она будет хорошо звучать на платформе конкурента.

Мне, как любителю музыки, сложно воспринимать технологию пространственного звука как нечто большее, чем просто новинку. Но у меня есть ощущение, что это временная задержка для будущих разработок (которые, надеюсь, не будут отстойными). Опять же, разработки в области виртуализации Dolby Atmos и колонок с лучевой трансформацией могут произвести революцию в музыке - просто это произойдет не так скоро.

Если вам понравилась статья, поставьте лайк и подпишитесь на наш канал! Мы также приветствуем ваши комментарии и критику. Статья подготовлена редакцией интернет-магазина EPLAZA.RU, официального интернет-магазина японской марки Panasonic, которой также принадлежит легендарный бренд Technics.