Ехать в Пушкин удобнее всего с Московского проспекта но зачем нам легкие пути, начнем от Площади Восстания...
Примерно по трассе нынешнего Лиговского проспекта в начале 17 века проходил Новгородский тракт – единственный путь, который вёл в эти места с юга. В 1710-12 годах от Адмиралтейства к Новгородскому тракту (по кратчайшему расстоянию) проложили Большую Першпективную дорогу, нынешний Невский проспект, собственно точка пересечения этих двух дорог и определила место будущей площади. Через канал к площади был перекинут деревянный мост, охранявшийся городовым, а вокруг – леса и болота. Есть свидетельство нападения на охранника волка, дикое было время и дикие нравы.
Рассказы о том, что будущий Невский проспект прокладывали одновременно от Адмиралтейства и Александро-Невской Лавры, да промахнулись, только красивая легенда. Часть от Адмиралтейства закончили в 1712 году, от Лавры (официальная дата ее основания 1713 год) в 1712 только начали, на это направление ушло 5 лет – болота затягивали полотно дороги и приходилось каждую весну прокладывать наново. Называлась эта часть нынешнего Невского Невской Першпективной дорогой и она тоже шла до Новородского тракта (старый кусок сейчас 1-я Советская).
Новгородская дорога проходила по очень болотистой местности и была крайне неудобной для движения, ее конечно пытались как-то исправить, но с развитием Петербурга появились другие пути, а по трассе тракта был прорыт канал от речки Лиги (сейчас называется Дудергофка) для питания фонтанов Летнего сада, получивший название Лиговский. Больше всего на свете Петр любил рыть каналы, поэтому 23 км – ерунда вопрос, в конце канала организовали накопительные бассейны, улица там получила называние Бассейной, сейчас Некрасова (человек рассеянный с улицы Бассейной, это про здесь). Но канал не давал достаточно сил фонтанам и его стали использовать для хранения питьевой воды, к наиболее значимым зданиям были проведены деревянные водоводы, которые в общем-то находят и по сей день.
На углу, при пересечении Большой Першпективной дороги с Новгородским трактом (сейчас там наземный вестибюль станции метро Площадь Восстания), при Екатерине 2 была построена сначала деревянная, а потом перестроена в камне архитектором Демерцовым церковь "Входа Господня в Иерусалим".
Федор Иванович Демерцов, петербургский архитектор, родом из крепостных, много возвел в Петербурге, но основные его постройки были снесены или перестроены в советское время.
Один из приделов храма освятили в честь иконы Знамение Божией Матери, название Знаменской закрепилось за церковью, а потом и за площадью и мостом через канал. Почетным старостой и прихожанином этого храма был академик Павлов пользовавшийся большим уважением у Советской власти, но как только он умер, храм взорвали.
Настоящее развитие площадь получила когда именно здесь было решено построить конечную станцию железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Здание вокзала в стиле эклектики, по проекту архитекторов Тона и Желязевича, по центру украшает часовая башня напоминающая ратушную и перекликающаяся с башней Городской Думы.
Построенная железная дорога имела два пути, была самой длинной в мире и являлась самым грандиозным на тот момент инженерным сооружением. Новшеством были крытые железом дебаркадеры, в которых располагались посадочные платформы, если кто знает Витебский вокзал, на Московском было то же самое.
На Первом поезде отправился Император с семьей, через 19 часов они прибыли в Москву. Интересно, что Николай 1 очень боялся переезжать через мосты поэтому он выходил и шёл за поездом через мост пешком.
Проезд был недешев, несостоятельные пассажиры ехали в товарных вагонах, а иногда на открытых платформах. Всё было очень строго – желающий поехать должен был подать специальное прошение в полицейское управление и предоставить паспорт. После проверки личности пассажир получал билет, не раньше, чем за час до поездки, а вот паспорт только по приезду на конечный пункт, выходить на перрон было нельзя до звонка – пассажиры находились в зале ожидания, для дам комната была оформлена более красиво.
Первым директором станции стал Николай Ильич Миклухо, отец известного путешественника Миклухо-Маклая который добавил вторую часть фамилии уже совершив ряд путешествий, так как, по преданию, полная фамилия состояла из двух частей.
Излишние строгости отменил Александр II. Первая публичная елка на Рождество была установлена именно в зале вокзала. Вокзал неоднократно расстраивался, увеличивался, но самый наверное амбициозный проект времен Анатолия Собчака – по постройке павильона для скоростных поездов. Снесли исторические здания, вырыли огромную яму-котлован, растащили миллионы и успокоились. Сейчас на этом месте построен торговый центр Галерея.
Противоположная сторона площади тогда же, при строительстве здания вокзала, была оформлена гостиницей Стенбок-Фермора, позднее Северная, сейчас Октябрьская. Еще до революции в части гостиницы располагалось Государственное Общество Призрения, а в двадцатых годах в ней было организовано Городское Общежитие Пролетариата, куда свозили всех беспризорников города, от сокращенной аббревиатуры образовалось слово гопник, есть даже проект установки памятника гопнику.
Как ни странно, с этим же местом связано еще одно образованное в Петербурге слово. На месте гостиницы когда-то располагался Слоновый двор, а нынешний Суворовский проспект был просто дорогой по которой слонов водили на водопой. Разумеется, собиралась толпа зевак, приходивших посмотреть на диковинных животных и просто разгуливающих туда-сюда, со временем образовался глагол "слоняться".
Наконец точку в оформлении площади поставил памятник Александру 3. Горожане шутили – "стоит комод, на комоде бегемот, на бегемоте обормот, на голове шапочка, чей это папочка". Возможно, из-за такого ироничного отношения после революции памятник простоял на площади достаточно долго, правда с новой подписью "пугало", только в тридцатых годах его убрали, сейчас он у Мраморного дворца.
На площади должен был появиться Ильич. Даже был заложен камень с надписью: "Здесь будет сооружен памятник Ленину. Заложен в день празднования 250-летия Ленинграда". Но не сложилось. По этому поводу тоже есть легенда. На конкурсе будто бы победила работа скульптора Аникушина, но власти никак не могли памятник правильно установить. Всё время он к чему-то задом получался или боком к какой-нибудь городской доминанте. Расположишь вытянутой рукой в сторону Невского, а как же пассажиры выходящие из Московского вокзала? Иностранные гости будут выходить в город мировой революции и первое что видеть – зад Ильича. Неполиткорректно!
Так и дотянули до 1965, когда подоспел приказ об установке монумента городу-герою Ленинграду. Но и с обелиском протянули 20 лет. Как написал Розенбаум, "воткнули штык в сердце города", но тут уж "на вкус и цвет..." Сквер в центре площади конечно выглядел уютнее.
В 1955 на фундаменте взорванной Знаменской церкви вырос наземный вестибюль станции метро "Площадь Восстания". Здание выполнено по проекту группы ленинградских архитекторов, не все задуманное удалось реализовать – над входом в вестибюль предполагалось установить большую скульптурную группу, изображающую вооруженных красногвардейцев, матросов, солдат – участников штурма Зимнего дворца. Тем не менее, здание стало символом ленинградского метрополитена.
В годы между сносом церкви и постройкой вестибюля на этом месте был сквер. Обратите внимание на поилку для лошадей слева на фото, интересно, кода она там появилась, и зачем.
Напротив 2 здания, фланкирующие Старо-Невский. Справа – Балабинская гостиница, она так же имела и другие названия – "Дагмара", "Юлия", к числу первоклассных не относилась, но никогда не пустовала – ее ресторан славился ростбифами.
Дом напротив принадлежал купцам Чесноковым. В советское время в нем работал гастроном, храм торговли в 1950 году оформили советские архитекторы. Вам не кажется, что мы что-то потеряли в отношении благоустройства?
Напоследок немного фатов о Знаменской площади:
- именно отсюда начал ходить общественный транспорт, первым был омнибус, горожане называли его "обнимусь" или "40 мучеников" – тарантас на конной тяге вмещал 20 человек, но набивалось в него вдвое больше
- именно здесь появился первый светофор – он представлял из себя разукрашенный круг со стрелкой, которую переводил городовой
- в октябре 1918 года Знаменскую площадь переименовали в Площадь Восстания не в честь Октябрьского восстания, как многие думают, а в память о демонстрациях на этой площади в феврале и июне 1917 года
p.s. А вы знаете, почему часть Невского проспекта от пл.Восстания до Лавры называют Старо-Невским?
p.s.s Все изображения взяты из открытых источников в интернете