Когда-то усадебный комплекс, построенный в Гусятниковом переулке для Эдуарда-Христиана (или, на русский манер, Дмитрия Андреевича) фон Беренса, потомственного дворянина, подданного Мекленбург-Шверинского герцогства Священной Римской империи, одного из основателей Русского Страхового общества, члена акционерного общества «Якорь» и президента Московской Евангелическо-лютеранской консистории, был идеально симметричным.
Сегодня на него вообще можно не обратить внимание: от переулка здание скрыто оградой и растительностью, а с противоположной стороны его оттеняет роскошный сказочный дворец чаеторговца Высоцкого.
Как правило, городские усадьбы строились по общему принципу: главный усадебный дом, а по бокам флигели-крылья.
Однако создатель этой усадьбы решил отойти от классики. И выстроил...
...Два отдельно стоящих симметричных здания
Очень жаль, что до наших дней дожил только одно из них, но об этом позже.
В неогреческом стиле, с традиционными портиками из ионических пилястр и лепными вставками с цветочным орнаментом и геометрическими узорами (5 фото).
Благо указ о строительстве в послепожарной Москве типовых, относительно единообразных фасадов, регламентированных особыми альбомами, к тому времени был отменен. И строительный бизнес Первопрестольной испытал бум свободы, вольностей и фантазии.
Оба дома были жилыми, построенными из дерева на каменных подвалах, оставшихся от стоявших здесь ранее палат полковника Петра Чичерина.
Да, несмотря на эпоху кирпича и многоэтажных тучерезов, многие предпочитали возвращаться к корням и строить особняки и городские имения деревянными. Так ведь полезней для здоровья... просто нужно беречься от пожара и беречь древесину от гниения.
А вот фундамент, само собой, старались использовать монументальный, каменный.
Проект для строительства составил в 1880 году архитектор-техник Михаил Александрович Фидлер. Обе постройки разместились в глубине двора, отделенные от улицы садом.
Да простят меня мои дорогие подписчики, но снимать такие фасады, укрытые деревьями, то еще испытание. Да и ограда с передней стороны усадьбы не способствует фотографированию (3 фото).
Внутри домов были устроены ведущие в мезонины лестницы с доломитовыми ступенями и точеными деревянными балясинами перил. Интерьеры украшали наборные дубовые паркеты, ажурные потолочные карнизы, лепнина, а за отопление отвечали печи, камины и подвальные калориферы.
До 1905 года усадьба была классическим жилищем, пока владелец не решил...
...Превратить владение в доходный дом
Но не жилой, как это бывает обычно. А сдать усадьбу в аренду Городскому управлению под организацию в ней начального училища.
Под новые задачи постройки требовалось реконструировать, и Беренс пригласил архитектора Николая Николаевича Благовещенского.
Впрочем, по другим сведениям, усадьба с самого начала была предназначена для сдачи внаем, и строил ее Эдуард фон Беренс совместно со своим компаньоном и земляком Вильгельм Христофором (или Василием Фёдоровичем) Карнацем, купцом, книгоиздателем и одним из крупнейших в России того времени производителем канцелярских товаров. Интересно, что одной из позиций его книгопечатной деятельности было регулярное переиздание брошюры об истории и развитии мирового и российского карандашного производства. Также им выпускалось множество открыток с видами Москвы и России. К слову сказать, принадлежавшее Карнацу производство, национализированное в советские годы, продолжило свое существование до 1930 года, преобразованное в карандашную фабрику имени Карла Либкнехта.
По тем же сведениям, Василий Федорович Карнац являлся совладельцем усадьбы с 1880 по 1883 год. Дальнейшие решения о её судьбе, в том числе и о том, чтобы передать под училище, Беренс принимал единолично.
Права на собственность с 1914 года перешли в руки дочери Беренса, Марии Эдуардовны Шлиппе, на которую тот еще при жизни составил дарственную.
После революции Мария Эдуардовна с детьми и родственниками мужа эмигрировала в Германию, а вот ее супругу, Карлу Владимировичу Шлиппе, покинуть Советскую Россию не удалось. И судьба его здесь была печальна: в 1932-м ссылка в Казахстан, а затем обвинение в шпионаже, суд Тройки УНКВД и расстрел в 1938 году.
Училище же просуществовало в усадьбе до 1918-го. После чего...
...Было выселено, а в домах устроили коммуналки
Для этого внутри установили кучу перегородок и прорубили новые дверные проемы.
В одной из тех коммунальных квартир с середины 1920-х по 1937 год жил педагог, киносценарист и режиссер Григорий Львович Рошаль с женой, также сценаристом и режиссером Верой Павловной Строевой, урожденной Рихтер и дочерью Марианной Григорьевной Рошаль-Строевой. Которая, собственно говоря, также пошла по стопам обоих родителей, снимая игровое кино.
А в 1960-х годах расширяли территорию расположенного по соседству посольства Швейцарии, и...
...Левое здание снесли, чтобы освободить пространство
Дом, зеркальное отражение погибшего во имя дипломатии, признанный объектом культурного наследия регионального значения и памятником архитектуры послепожарной Москвы, остался в одиночестве.
(6 фото)
В 1970-1980 годах в нем расположилось местное СМУ.
Позднее многострадальный дом даже как-то реставрировали. Говорят, что в нем, несмотря ни на что, частично сохранились паркет и старинные печи. Даже древесина, из которой он построен, за полтора столетия не слишком сильно пострадала.
В 2014 году по Государственной программе «1 Рубль за 1 квадратный метр» усадьбу (или то, что от нее осталось) выставили на торги. Арендатор нашелся быстро, но ведь согласно программе он был обязан в течение пяти лет отреставрировать объект, вернув ему исторический облик. Но арендатор решил обязательства не выполнять, и контракт с ним разорвали.
Вскоре нашелся новый, более порядочный. В итоге уже в 2017 году здание было отреставрировано. Правда, за последние десятилетия «оно как хотело меняло цвета». Сегодня оно терракотово-красное, а в 2010-м, к примеру, было желтым.
Однако некоторые источники утверждают, что нынешний окрас дома – тот самый, что он имел при рождении.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!