Найти в Дзене

Похохотальные стулья в доме. Не говорите, что вы не знали!

Оглавление

"Вот это стул — на нём сидят. Вот это стол - за ним едят" - помните историю про Кошкин дом? Зачем детям объясняют очевидное?

А оно не очевидно, на самом деле. Некоторые народы - турки, узбеки, персы, японцы и пр. великолепно обходились без стульев и даже без вилок и ножей (рука-то зачем? берешь щепотью рис и в рот!). Правда, они сдались под цивилизационным натиском.

А те, что стул придумали и осваивали, напротив, стали относиться к нему, как к предмету юмористическому. Стул должен вызывать шок, интерес, смех, - считает основатель «эмоционального дизайна» маэстро Гаэтано Пеше (Gaetano Pesce).........

- А посидеть, простите...?
- Это как получится....

Гаэтано Пеше следовал моде, в которую были втянуты все великие дизайнеры - кроме крупномасштабной архитектурно-дизайнерской работы, полагается отвести душу в безудержном креативе - придумать стул имени себя. Это довольно озорное занятие, оно затягивает. Это развлечение и способ самовыражения.

Все обязательные этапы дизайна: возможность тиражировать изделие («Производство»), удобство («Функция»), красота («Эстетика») гуманность использования («Этика») в примерах, которые мы увидим у Гаэтано, как будто бы выворочены мехом наружу: похерены все разумные требования к функционалу, эффективности. Кажется, проект "Стулья" он посвятил одному - подурачиться, постебаться, поёрничать, поизгаляться над здравым смыслом.

Но так кажется, всего лишь кажется... Я постараюсь доказать иное.

Вот это стул - в него кутаются

Одна из его самых узнаваемых "фишек" - фетровый стул Фельтри. Это такое одеяльце, распахнутое на стуле: мягкое, уютное...но странное.

Каркас этого стула - войлок, пропитанный смолами, сверху войлока фиксируется мягкая обивка. Благодаря подвижной структуре, "одеяльце" можно закрыть, можно распахнуть, можно удобно смастерить неопадающие подлокотники или организовать прочное изголовье, на котором будет уютно спать.

Себестоимость вещи довольно низкая. И для Пеше это тот самый принципиальный вопрос производства - хорошая вещь остроумна и не требует много денег.

Вот это стул - его надувают

Гаэтано Пеше считал трансформации важным признаком современной мебели. В войлочное кресло можно завернуться, а в серии с "надувной мебелью" стул можно надуть, как пляжный мяч.

Первой работой дизайнера, ошеломившей публику, было кресло UP 5, ставшее символом эпохи поп-арта.

Кресло напоминало своими очертаниями женское тело, выпускалось в семи модификациях. Оно выполнялось из полиуретана, облитого синтетическим трикотажем, и продавалось в плоских коробках. Дома кресло надували и обнаруживали, что к нему привязан шар (его также следовало надуть). Это был манифест молодого Гаэтано о несвободе, первый в мире продукт промышленного дизайна, несущий политический посыл, осуждающий угнетение женщин.

Вот это стул - его не едят

Весёлый стул из разноцветных ПВХ-"спагеттин" для итальянца - дело принципа. Если взять много полых трубок, мягких, гибких, то можно слепить хоть домик, хоть стул. В зависимости от окраски, трубки придают стулу то развеселый кулинарный характер, то что нечто мрачноватое, вроде кишок, намотанных на вилку. Кому в жизни не хватает ужаса, те будут очарованы кровавой вариацией.

- Это же дрянь какая-то! - скажете.

Так эта "дрянь" и не продается в каждом магазине. Это концепт 2011 года - поиск мягких оснований для того, чтобы создать новые дешевые каркасы для кресел. Однако стул-спагетти получился забавным, специфическим, и настолько самостоятельным, что вышел из подсобки творческой лаборатории в производство.

Вот это стул - на нем релаксируют

В 2009 г. Пеше создает Горную серию. Основа - гибкий полиуретан. Обивка из хлопчатобумажной ткани с цифровой печатью, изображающей горы, водопады, озера. Работа кажется экстравагантной, но сам дизайнер любит говорить, что модернизм — это не стиль, а лишь метод интерпретации настоящего и намека на будущее. С тем уровнем технологических возможностей производства, которым располагал 2009 год, кресло для спокойного отдыха (медитаций, восстановления после трудного дня) - выглядит так, словно нарисовано на холсте. Это вектор, направление дизайна. Через несколько лет, когда технологии продвинутся, кресло будет передавать по желанию плеск воды, менять температуру, распылять горный воздух, массировать ноги и пр. Все инновационные функции можно реализовать и сегодня, но массового производства не получится, пока такое кресло-релакс с ароматами, звуками, тактильными прикосновения - очень дорогая игрушка. Будущее наступит тогда, когда дорогое станет доступным миллионам.

Вот это стул - над ним смеются

Дизайн немыслим без улыбки, - считал Гаэтано Пеше. Он родился в Ла Специи, в Италии в 1939 году, две недели назад 3 апреля 2024, дизайнер скончался в Нью-Йорке.

Стулья - всего лишь крошечная часть его работы, фирменная манера шутить и серьезная история поиска новых форм этого удивительного мастера.

Он выполнял крупные архитектурные проекты, такие как реконструкция завода FIAT, создал Дом для детей в Парке де Ля Виллет в Париже, реализовал Органическое здание в Осаке, построил арт-галерею Мурманс в бельгийском Кнокке-Зут, подготовил проект реконструкции WTC в Нью-Йорке. Он выступал неоднократно с лекциями в Москве и Санкт-Петербурге, на которых делился своим мыслями о дизайне и архитектуре.

Сегодня его работы хранят такие музеи, как МоМа в Нью-Йорке и Сан-Франциско, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Музей Витра в Германии, Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Центр Помпиду и Лувр в Париже.

Посмотрим на некоторые:

Черный стул Пратт.  2021 г.
Черный стул Пратт. 2021 г.
Дьявольский стул. Полиуретановая смола, медные стержни
Дьявольский стул. Полиуретановая смола, медные стержни

Кресло Йети - 1968 г. Пенополиуретан, ткань лавсан.
Кресло Йети - 1968 г. Пенополиуретан, ткань лавсан.

Необычные вещи вызывают (вызывали и будут вызывать) неоднозначную реакцию. Мы разные, потому и транслируем разные мнения, делаем разные оценки, сообразно своему вкусу, опыту, культуре.

Мне этот человек близок и понятен. А как вам его работы? Что понравилось? Что не вызвало в вас доброжелательного отклика?

Гаэтано Пеше
Гаэтано Пеше

Добавлю напоследок, что его проекты, отмечены многочисленными наградами, среди которых премия Chrysler Award за инновации и дизайн в 1993 году (одна из самых значимых наград в дизайне), премия Architektur и Wohnen Designer of the Year в 2006 году и премия Лоуренса Дж. Израэля от Технологического института моды в Нью-Йорке в 2009 году. За свою сорокалетнюю карьеру в области архитектуры, городского планирования, интерьера, выставочного и промышленного дизайна, архитектор и дизайнер Гаэтано Пеше разработал методы архитектоники биоморфных пластических форм, выучил сотни учеников, реализовал государственные и частные проекты в США, Европе, Латинской Америке и Азии.