Найти в Дзене
Школа йоги Тапас

Принципы аюрведы

Согласно аюрведе все сущее в мире состоит из панчамахабхут (пяти первоэлементов) – акаши (пространства), вайю (воздуха), джалы (воды), агни (огня) и притхви (земли). Будучи вездесущими, они смешаны в бесконечном разнообразии относительных пропорций таким образом, что каждая форма материи является совершенно уникальной. Хотя каждый первоэлемент имеет присущий ему ряд признаков, только некоторые из них заметны в каждом конкретном случае. Постоянно видоизменяясь и взаимодействуя друг с другом, они порождают ситуацию динамического потока, который обеспечивает всемирное движение. Например, в рамках простой отдельно взятой клетки элемент земли преобладает в обеспечении клеточной структуры. Элемент воды присутствует в цитоплазме, или жидкости, находящейся внутри мембраны клетки. Элемент огня регулирует метаболические процессы, управляющие клеткой. Элемент воздуха преобладает в газах, содержащихся в клетке. Занимаемое клеткой пространство указывает на последний из элементов – акашу, или эфир.
Оглавление

Согласно аюрведе все сущее в мире состоит из панчамахабхут (пяти первоэлементов) – акаши (пространства), вайю (воздуха), джалы (воды), агни (огня) и притхви (земли). Будучи вездесущими, они смешаны в бесконечном разнообразии относительных пропорций таким образом, что каждая форма материи является совершенно уникальной. Хотя каждый первоэлемент имеет присущий ему ряд признаков, только некоторые из них заметны в каждом конкретном случае. Постоянно видоизменяясь и взаимодействуя друг с другом, они порождают ситуацию динамического потока, который обеспечивает всемирное движение.

Например, в рамках простой отдельно взятой клетки элемент земли преобладает в обеспечении клеточной структуры. Элемент воды присутствует в цитоплазме, или жидкости, находящейся внутри мембраны клетки. Элемент огня регулирует метаболические процессы, управляющие клеткой. Элемент воздуха преобладает в газах, содержащихся в клетке. Занимаемое клеткой пространство указывает на последний из элементов – акашу, или эфир.

В случае сложного многоклеточного организма, например, человека, акаша соответствует пространству внутри тела (рту, ноздрям, животу и т.д.); вайю относится к движению (в особенности к мускульному); агни управляет функционированием ферментов (интеллекта, пищеварительной системы, метаболизма); джал находится во всех жидкостях тела (таких как плазма, слюна, пищеварительные соки); притхви проявляется в твёрдых структурах тела (костях, зубах, плоти, волосах и т.д.).

-2

Пять элементов по-индийски: Панча Махабхута

Если вы находитесь на пути познания того как на самом деле устроено ваше тело, важно знать, что вся материя во Вселенной состоит из пяти элементов, известных как «Панча Махабхута» (пять основных элементов). Это - Пространство (Акаша/Дьяус), Воздух ( Вайю), Огонь (Агни), Вода (Джал/Варун) и Земля (Притхви/Бхуми).

-3

Панча Бхута – 5 элементов

Давайте разберемся, как Панча Махабхута влияют на человека. Каждый элемент соответствует одной из семи чакр тела и различным видам асан йоги.

-4

1. Земля – Притхви

Земля – олицетворение твердого состояния материи. Ее особенностями являются устойчивость, статичность и твердость. Во окружающем нас пространстве камни и почва стойко противостоят разрушающему воздействию водной стихии и ветра.

Такие же «земные» устойчивые структуры присутствуют и в нашем организме. Это кости, границы клеток и ткани нашего тела – системы, в которых происходит циркуляция крови и кислорода. Чувство, связанное с землей, — это обоняние.

Каждому элементу соответствует чакра, и в данном случае элемент земли можно найти в: Корневаой чакре, основание позвоночника (Муладхара) .

Некоторые позы йоги, которые работают над этим элементом, — это «Поза горы» (Тадасана) , «Поза дерева» (Врикшасана) , а также «Поза собаки, обращенной вниз» (Адхо Мукха Шванасана).

Чтобы почувствовать этот элемент во время практики, необходимо обладать физической стабильностью, чувствовать, что каждая часть тела связана с другими, и что все вместе они поддерживают весь организм.

Если тело устойчиво, твердо и компактно, ум также находится в состоянии тишины.

Поза йоги для работы с элементом Земли - Врикшасана.
Поза йоги для работы с элементом Земли - Врикшасана.

2. Вода – Джал

Вода символизирует перемены. Во внешнем мире вода участвует в круговороте: испарение – образование облаков – осадки. Вода, стекающая с гор в море, медленно размывает твердые породы. Сама жизнь на земле существует благодаря наличию воды. Почти 60% всего человеческого тела содержит воду.

Вода – нестабильное вещество. Чувство, связанное с водой, — это вкус. Чакра, представляющая этот элемент, — вторая: Сакральная (Свадхистана).

На практике это можно встретить в Виньяса-йоге, то есть движении, синхронизированном с дыханием.

Мы можем ощутить стихию воды, когда совершаем плавное, деликатное и легкое движение из одного положения в другое. Важно, чтобы движение повторялось несколько раз и выполнялось в ритме вашего дыхания.

За элемент воды в теле отвечает вторая чакра.
За элемент воды в теле отвечает вторая чакра.

3. Огонь – Агни

Огонь отождествляется с теплом, светом и энергией. Огонь – очень активная энергия в природе, и ее трудно контролировать. В организме он управляет пищеварительной и мышечной системами, электрическими импульсами сердца и агрессивным аспектом иммунной системы.

Психологическими характеристиками являются решимость, смелость, энергия, сила, жизненная сила, сосредоточенность, ясность ума и скорость. Чувство, связанное с огнем, — это зрение.

Чакра, представляющая этот элемент, — третья: Солнечное сплетение (Манипура) . Мы можем чувствовать этот элемент, когда выполняем все позы, воздействующие на область живота, и можем чувствовать его как своего рода тепло, которое возникает в области вокруг пупка.

Чтобы сделать это более эффективно, мы можем использовать так называемые Замки (бандхи), в частности Замок Диафрагмы (Уддияна-бандха) и Корневой Замок (Мула-бандха) .

Для работы с элементом Огня можно выполнять Уддияна-бандху.
Для работы с элементом Огня можно выполнять Уддияна-бандху.

4. Воздух – Вайю

Воздух – это газообразная форма материи. Мы не видим, как ветер колышет ветви деревьев, но можем его почувствовать. Мы чувствуем, как он проходит через дыхательные пути, попадая в легкие.

Если мы перестанем дышать на минуту или дольше, все наше тело сразу ощутить, что воздух ему жизненно необходим. В нашем организме благодаря воздуху (кислороду) происходят реакции окисления; то есть происходит переход энергии из одной формы в другую.

Чувство, связанное с воздухом, — это прикосновение. Чакра, представляющая этот элемент, — четвертая: Сердечная чакра (Анахата) .

Аспект практики, который больше всего представляет элемент воздуха, — это Пранаяма, то есть процесс, с помощью которого мы работаем над качеством дыхания.

1. Пурака (вдох) 2. Кумбхака (задержка) 3. Речака (выдох). Литография «Контроль дыхания»
1. Пурака (вдох) 2. Кумбхака (задержка) 3. Речака (выдох). Литография «Контроль дыхания»

5. Пространство – Акаша

Пространство – это место, где существует все. Внутреннее пространство нашего тела похоже на космическое пространство, в котором небесные тела отделены друг от друга расстояниями в миллионы миль.

Оно безгранично и пусто, но потенциально содержит в себе всё; оно содержит и содержится, и оно дает нам ощущение расширения.

В организме он управляет нервной системой. Психологическими характеристиками являются спокойствие, присутствие, свобода, отстраненность, повышенная чувствительность и восприимчивость.

Чувство, связанное с эфиром, — это слух. Чакра, представляющая этот элемент, — пятая: Горловая чакра (Вишудха) .

Аспект практики, который больше всего представляет этот элемент, — это присутствие и полное осознание настоящего момента, который должен происходить не только во время занятий йогой, но и во всем, что вы делаете в жизни.

Аспект практики, который больше всего представляет этот элемент, — это присутствие и полное осознание настоящего момента.
Аспект практики, который больше всего представляет этот элемент, — это присутствие и полное осознание настоящего момента.

Роль пяти элементов в Аюрведе

Современной науке не хватает глубокого и духовного понимания природы, поэтому она не может отследить связь природных процессов с процессами, протекающими внутри нашего организма. В свою очередь, согласно аюрведическим текстам, взаимодействием элементов в природе и в теле человека управляют одни и те же закономерности.

Наше тело - это то, что мы едим, это вода, которую пьем, и это воздух, который мы вдыхаем. Все это различные комбинации пяти элементов.

Следовательно, физическое тело человека не может быть ничем иным, как сочетанием этих самых элементов. Человек – продукт природы и ее неотъемлемая часть.

Согласно Аюрведе, именно сочетание трех гун дает жизнь пяти элементам (таттвам). Фактически каждый из них находится под влиянием гун, подвержен раджасу (движению), тамасу (бездействию) и саттве (равновесию).

Пять элементов подтверждают, что Вселенная состоит из энергии и разума, которые могут принимать разные формы. Эти пять элементов не считаются чисто физическими субстанциями, а представляют собой совокупность качеств.

Когда один или несколько элементов преобладают за счет других, начинает проявляться дисбаланс, который может привести к недомоганиям, различным перекосам или болезням. Пять элементов имеют разные характеристики. Согласно Аюрведе, важно, чтобы они находились в равновесии и чтобы ни один из них не преобладал над другими, чтобы тело и разум чувствовали себя хорошо.

Аюрведа учит, что в каждом элементе заключена внутренняя мудрость Природы, которая позволяет этому элементу проявлять свои качества, особенности и характеристики.
Аюрведа учит, что в каждом элементе заключена внутренняя мудрость Природы, которая позволяет этому элементу проявлять свои качества, особенности и характеристики.

Теория 5 первоэлементов «ПАНЧА МАХАБХУТА» - весь мир.

Итак, подводя итог всего выше сказанного, мы можем выделить 5 первоэлементов:

1) Земля: твердость, устойчивость, сопротивление движению, форма. (фундаментальные, гиперстеники, конкретные )

2) Вода: текучесть, плавность, способность обволакивать (физика – влажная кожа, слизь может быть в переизбытке, кашель, сопли)

3) Огонь: горячий свет с его способностью перемещаться с места на место (вспыльчивый, огонь пищеварения, то мерзнет то жарко, половая активность)

4) Воздух: движение, скорость, изменения (эфир пришедший в движение, отвечает за все виды движения, подвижный, легкомысленный, отеки)

5) Эфир или пространство: как основа всего (много мыслей чувств, нематериальный, много мыслей фантазий)

Функции 5 первоэлементов в теле

1) Земля: кости, мышцы, кожа, волосы, ногти

2) Вода: плазма крови, моча, пот, слюна, слизь

3) Огонь: провоцирует процессы повышения температуры тела, половая активность, голод, жажда.

4) Воздух: все виды движения

5) Эфир: эмоции и ментальное состояние

-11

Доши в Аюрведе. Общая информация

-12

Аюрведа является самой древней из всех медицинских систем, когда-либо существовавших и существующих на Земле. Её область не ограничивается только знаниями о здоровье и лечении заболеваний, но также включает в себя данные об устройстве и строении мира и даже поднимает вопросы духовности и нравственности, согласуясь с принципами Вед. Основные аюрведические тексты утверждают, что изначально они были поведаны самим Брахмой — Богом-Творцом; принципы Аюрведы часто встречаются в текстах Атхарваведы, а также её крупицы можно найти и в Ригведе, Самаведе, Яджурведе и Махабхарате, называемой «пятой Ведой».

Аюрведа дала зачатки для появления многих других направлений медицины в Индии — широко известной Тибетской, а также Сиддха- и Юнани-медицин, базирующихся на её принципах, которые разительно отличаются от принципов других методов врачевания — традиционной (западной) медицины и медицины нетрадиционной. В отличие от современной медицины, Аюрведа не ограничивается лишь лечением симптомов и последствий заболеваний и не использует на практике ненатуральные, неприродные и вредные для человеческого организма вещества, дающие множество побочных эффектов. От нетрадиционных же методов лечения Аюрведа отличается наличием научного базиса и проверенного тысячелетней практикой опыта исцеления.

Все знания Аюрведы основываются на уникальном фундаменте, который издревле является их неизменным стволом, с течением веков обросшим многочисленными ветвями новых открытий, методов и рецептов. Этой непоколебимой основой является концепция о «Тридоша».

Тридоша — это три основных составляющих, которые образуют материальное тело человека. Три Доши, именуемые Вата, Питта и Капха, — это субстанции, появляющиеся из различного сочетания Первоэлементов. Всего есть 5 Первоэлементов: Эфир, Воздух, Огонь, Вода и Земля, и из них формируется всё существующее в нашем мире. Первоэлементы образуются из Первокачеств и их комбинаций: Звука, Шершавости, Формы либо Цвета, Вкуса и Запаха. Эфир образуется чисто из Звука (считается, что именно звук порождает Вселенную), Воздух — из Вкуса и Шершавости и так далее (суммируясь в перечисленном порядке), заканчивая Землёй, состоящей из всех Первокачеств.

Первоэлементы в мире сложно найти в чистом виде, так как они в основном проявляются в сочетаниях различных комбинаций, принимая совершенно разные качества и характер влияния. Поэтому для удобства их рассмотрения и описания и была введена концепция Дош — основных видов сочетаний первоэлементов. И хотя в каждой из Дош присутствует каждый из 5 Первоэлементов, Доши характеризируются по количественному преобладанию каких-то двух из них: Вата-Доша являет собой сочетание Эфира и Воздуха (то есть в ней присутствуют все 5 первоэлементов, но с наибольшими долями Эфира и Воздуха), Питта-Доша – сочетание Огня и Воды, и Капха-Доша – сочетание Воды и Земли.

-13

Разделение Дош

ВАТА (движение ветер) – эфир, воздух

ПИТТА (трансформация, желчь) – огонь, вода

КАПХА (соединение, слизь ) – вода, земля

ДОША – коренная жизненная сила

ВИКРИТИ – приобретенный дисбаланс

Вернуться в ПРАКРИТИ – изначальное

-14

Функции ТРИДОША

ВАТА: метаболизм, движение, мышечная активность, обмен веществ, передача нервных импульсов, дыхание, распределение энергии, работа органов чувств, гибкость и живость ума.

ПИТТА: пищеварение, трансформация, выработка тепла, зрение, голод, жажда, цвет лица, интеллект, восприятие, цвет кожи, проницательность ума

КАПХА: материальная основа для других дош, строение и связывание, устойчивость, смазка, прочность суставов, терпение, настойчивость, баланс жидкости в организме.

КАЧЕСТВА ВАТА:
Сухая (сухие тонкие волосы ногти, легкая, холодная (мерзнет), грубая (речь, коша, шелушение), тонкая (хрупкая), подвижная (психологически, физически), волнующаяся (эмоционально лабильная, волосы волнистые), прозрачная – полупрозрачный кожный покров, рассеивающая – суета, рассеивается энергия.

ПРОЯВЛЕНИЕ ИЗБЫТКА ВАТА:

Худоба, слабость, недостаток ума, вздутие метеоризм, запор, бессонница, фантазия, эмоции, головокружение, депрессия, дискоординация движений, гиперактивность, костлявая, истощение, резкие боли, спазмы, хруст в суставах, напряжение в мышцах, обезвоживание, астеники, худоба слабость.

КАЧЕСТВА ПИТТА:

Влажная (слегка маслянистая кожа), гнев, агрессия, раздражительность, легкая, есть цель, все движения туда, горячая, плавно подвижная, тепло зимой, острая или проникающая, острый или ясный ум, аналитическая, неприятная на запах (отдающая кистым), особо не болеют, иммунитет хороший, лидеры.

ПРОЯВЛЕНИЕ ИЗБЫТКА ПИТТА:

Накопление тепла (жар), воспаления, покраснения, нарывы, нагноения, острые инфекции,в тканях накапливаются кислоты и желчь, кровотечения, избыточные выделения пота и мочи, острый и кислый привкус во рту, кал, моча и кожа окрашиваются в желтый цвет, изжога, усиливаются жажда и голод, нарушается сон, белый, влажны, густой налет на языке, много ватты язык суховат.

КАЧЕСТВА КАПХА ДОШИ:

Зачастую всю жизнь лишний вес, влажная, жирная, плотная, маслянистая, тяжелая, холодная, домоседы, медлительные, привязчивые, залипают, вялость, отеки, ресницы, волосы, ногти хорошие, тело мягкое, неподвижная, крепко прилипшая, в Индии капхи лучшие жены, для создания семьи их очень ценят, заботливые, стабильны в работе, отношениях, КАПХА санскрит – то что липнет.

ПРОЯВЛЕНИЯ ИЗБЫТКА:

Подавляется пищеварительный огонь, образование избытка слизи и мокрот, фиброз, тошнота, несварение, вялость, тяжесть, апатия, бледность кожи, кашель, озноб, зуд, отеки, затруднение дыхания, сонливость, повышение массы тела, снижение активности, новообразования – избыток тканей, потеря подвижности, привязанность, вялая перистальтика, зреет, думает, раскачивается долго, краснеют щеки и нос, апатичность.

ДИЕТОТЕРАПИЯ ДЛЯ ВАТА ДОШИ: частое питание 4-5 раз в день, порции небольшие.

ВКУСЫ: сладкий (земля + вода), кислый (земля + огонь), соленый (вода + огонь), острый умеренно (огонь+ воздух), сочетание этих вкусов, специи и соль для усиления пищеварительного огня использовать умеренно, пищу принимать в спокойной обстановке, не совмещать с делами, не торопиться, не есть на ходу, не смотреть телефон, телевизор, не разговаривать во время еды.

Хороший питьевой режим, между приемами пищи 30 мл.на 1 кг веса тела, тщательно пережевывать, не голодать длительно, на соках, на сухую, разгрузочные дни предпочтительнее.

НЕ ПОДХОДИТ сыроедение, фруктоедство, подходит обычное вегетарианство и мясоедение, теплую пищу термически обработанную, теплую, хорошо промасливать и есть полужирную.

Фрукты умеренно они «холодные», лучше компоты, овощи сырые нет, капуста с осторожностью, грибы (тянут на себя воду), зерновые – да, они «теплые, маслянистые» в аюрведе, орехи, семена горячей масляной природы, бобовые нет, Инь-ские крупы – овес, рис, кускус, животные продукты питают и приземляют ВАТА ДОШУ, но со специями их ( мясо с хреном, горчицей, чесноком), теплое молоко с финиками и специями, мороженое – нет, простые сахара возбуждают вату , иссущающие – перец, горчица, хрен – умеренно, подходят – кардамон, карри, асафетида, фенхель, мускатный орех. В Аюрведе есть поправки на климат, если холод, ветер то ВАТА в избытке.

ДИЕТОТЕРАПИЯ ДЛЯ ПИТТА ДОШИ: лучше принимать пищу в прохладном или сыром виде, минимум масла, специй, избегать жареного острого, пищу принимать в спокойной обстановке, вкусы лучше горький (воздух + эфир)- убирает желчь, застой чуть меньше сладкий (вода + земля), вяжущий (земля + воздух), подходит сыроедение, вегетарианство, не стоит есть много животных продуктов, не голодать более 3 дней, голодание на соках нормально, зерновые умеренно – рис, бобовые в вареном виде можно, орехи и семена – нет (повышают питту имея теплую маслянистую природу), молочные продукты можно, из мяса только белое редко, масла только гхи и кокосовое, сахара, мед, можно, кроме рафинированного сахара, специй много не надо, они согревают, питта «гвозди переваривает» наули много не стоит.

ДИЕТОТЕРАПИЯ ДЛЯ КАПХА ДОШИ: склонны к перееданию – самоограничение, лучше есть понемногу и не часто, не есть в вечернее время, не стоит спать после еды, пищу принимать в теплом виде, специи активно использовать, еда для капхи удовольствие, но не должна быть фактором поддержки, вкусы лучше горький, острый, вяжущий, на ночь не есть животные белки, мучное, соленое, молочное, голодание подходит, даже длительное, от вегетарианства и сыроедения капхи толстеют, подходит вегетарианство, умеренное мясоедение, фрукты не стоит – они охлаждают и повышают слизь, а цитрусовые нужно и можно (лайм, грейпфрут, лимон), овощи сырые – нет, только в теплом приготовленном виде, на пару, со специями, масла мало, зерновые редко, лучше ЯН-скую природу – ячмень, кукуруза, гречиха, рожь, молочное скорее нет, оно задерживает жидкость, из животных продуктов – постная рыба, масла растительные, сахар – нет, немного меда.

-15

Итак друзья это очень объемная информация, возможно не сразу Вы к ней вдохновитесь, это сжатый внедряющий курс в аюрведу, так как это имеет огромное значение в нашей жизни, лучше понимать кто есть Вы, и найти больше ключей к помощи себе………

Аюрведа также давно существует, как и йога, людям улучшают здоровье с помощью коррекции…….

Успехов на пути!).....

~*~

Мы ВКонтакте в Телеграм