Уважаемый читатель, сегодня я бы хотела коснуться аспекта духовности в терапии. Зачастую, даже среди своих коллег юнгианцев, я встречаю упрощение вопроса духовности, когда его сводят то к внутренним комплексам, то к внутренним фигурам, то к дефицитарности, а иногда аж к признакам ОКР.
Для меня духовность – это тема как глубоко личная, так и весьма сложная. Сегодня я хочу обратиться к книге, которая привела меня в юнгианство. Это не была книга широко известного Стайна или даже самого Юнга. Это книга Лайонела Корбетта «Священный котёл. Психотерапия как духовная практика». И именно к этому подходу, когда клиентский случай позволяет, я стремлюсь в своей работе. Да, на моём личном пьедестале стоит именно психотерапия как духовная практика.
Давайте обратимся к нескольким цитатам из книги Корбетта.
Для начала я приведу довольно обширную цитату Корбетта, дабы на берегу определиться с понятием духовности: «… духовностью в более широком смысле. Это может означать субъективные, личные отношения с сакральным, которое каждый понимает по-своему, или же просто признание трансперсонального измерения, стоящего за повседневной реальностью и нашим собственным «Я». Природа этого измерения, возможно, не совсем ясна; под словом трансперсональное можно понимать как нечто божественное в традиционном смысле этого слова, так и признание существования духовных сил, недоступных человеческому пониманию. В этом широком смысле под духовностью можно понимать то, как каждая отдельно взятая личность пытается отвечать на предельные жизненные вопросы, или же высшие ценности индивида».
Я считаю важным углубиться в это определение уже потому, что на определённом жизненном этапе каждый из нас сталкивается с этим вопросом. Что такое духовность? Есть ли она во мне? Как с ней обращаться? Как распознать эти ощущения в себе?
Как Вы думаете, уважаемый читатель, есть ли у меня ответы на все поставленные выше вопросы? Отвечаю сразу: нет. Эта область является столь интимной, что мы можем вместе лишь задаваться вопросами, ответы на которые приходят к каждому человеку сами. Они просто рождаются в сознании, приходят из ниоткуда и отовсюду. Они, как пишут о некоторых духовных текстах, проявляются в сознании. Это те самые озарения, о которых все слышали, но далеко не каждый чувствовал. Сама духовность эта та самая сфера, которая, как ни странно, наиболее полно отражает индивидуальность и уникальность каждого человеческого существа. Вы скажете: «Как же так? Ведь если посмотреть на наиболее распространённые религии (христианство, мусульманство, индуизм), они охватывают половину населения планеты. Разве эти люди ощущают духовность не одинаково?» Вынуждена Вас огорчить. Приверженность религиозному течению не означает наличия духовности в принципе. Это вполне может быть просто часть Персоны. Да, даже если человек постится и усердно молится. Даже у двух суфиев не будет идентичных нуминозных переживаний. И в этом прелесть духовности. Это только Ваш контакт со своей душой и Богом (Богами, Богинями, Параматманом, Вселенной, пространством вариантов, маятниками, эгрегорами и так далее).
В поиске именно такого индивидуального контакта с душой и божественным я вижу высший смысл юнгианской терапии.
Юнг пишет: «… работа с нуминозным – это и есть настоящая терапия» (Jung, 1973-1975, vol. 1, p. 377)
Конечно, это не означает, что надо опустить в работе насущные проблемы клиента и углубиться исключительно в высшие сферы. Однако для меня важно, чтобы краешек моего сознания всегда оставался в поле духовности, чтобы в моём парящем внимании всегда были не только поведенческие паттерны, травмы, когнитивные ловушки и так дале, чтобы там всегда была душа клиента.
В самом начале книги Корбетт пишет: «Акцент на этих сторонах жизни (в том числе духовности) улучшают её качество и помогают избежать эмоциональной подавленности, ощущения пустоты и бессмысленности».
Я с этим согласна, как минимум, как человек, который более 12 лет занимается собственной духовностью. Что это даёт, кроме высокопарных слов? Вот на этот вопрос я готова ответить, исходя из собственного опыта:
- Безусловно, ощущением себя чем-то действительно большим нежели машиной, состоящей из плоти и крови. И вот здесь я Вас удивлю: вот это чёткое понимание и ощущение дают мне в моменте ответ на вопрос «смогут ли когда-либо машины полностью заменить человека?» Там, где используется не механическое выполнение операций, а включено сознание – никогда. Мне вообще смешно наблюдать за испытательными поездками селфдрайв-автомобилей одной из наших крупных ИТ-компаний. Они катаются по маршрутам близ моей московской квартиры. Мешать потоку они могут (и ещё как!), быть частью того, что наполнено душевной энергией – нет.
- Ещё речь идёт о трансцедентном ощущении, то есть об ощущении связи всего со всем, ощущении себя частью Вселенной. Конечно, я не чувствую этого 24/7. Но когда погружаюсь в бессознательное на уровне духовных практик, то здесь бывает ощущение нитей Вселенной (не каждый раз, ведь я не представляю из себя гуру). Сюда же я бы отнесла ощущение связи с реальностью, природой, обществом на материальном плане. Из этого ощущения хорошо переходить в позицию Созидателя / Творца из позиции Героя.
- Гораздо более широкий взгляд на свои психические процессы. Знакомство с собственной душой, которая неоднородна по своему строению, дают огромное преимущество в работе с собственными реакциями. Это дает возможность не просто идти по дороге личностного роста, а ехать по ней верхом в предпочитаемой Вами скорости: от шага до галопа.
- Связь на духовном уровне в отношениях. Мне кажется, что это один из самых больших бонусов духовного развития. Это интуитивная связь, связь, которую практически невозможно выразить словами. Это Бог в отношениях. Именно присутствие этого третьего аспекта обеспечивает совершенно другое качество близости. Вот знаете, многие ведь страдали от домашнего ареста во время «пандемии». Мы с моим супругом наслаждались этим временем, так ещё и соскучиться успевали, находясь в соседних комнатах. Это тот уровень отношений, когда вам всегда есть о чём поговорить. Это обмен энергиями, когда всё «на двоих». Когда Вам физически передаются усталость, радость и не только. Жадный читатель скажет, хочу, чтобы всё было моим! Ваш выбор. Но, поверьте моему опыту, способность без слов наполнять партнёра своими любовью и поддержкой, возможность облегчить груз его печали или усталости – это великий дар, с которым я даже не знаю, что может сравниться.
- Умение быть живым, которое приходит из души, а не из мозга, когда мы встраеваем это как навык благодаря работе на когнитивном уровне. Когда это приходит из души, то радоваться простым вещам, ценить их, видеть телеологичность душевных страданий, становится естественным. Опора у этой позиции будет прочнее, чем когда это навык, обретённым сознательными усилиями разума. Почему прочнее? Потому что задействуются несколько архетипов / частей души, а не только Эго и сознание (что не отрицает пользы работы сознательным методом для тех, для кого в данный момент не подходит духовный).
- Ну и конечно синхронистичность. Как обойти способности предсказамуса? Да, они проявляются. Но, честно говоря, они меня не так забавляют или радуют. Это есть и пусть будет.
После этого длинного описания я хочу привести ещё одну цитату Юнга из книги: «… Юнг говорил, что «душа должна работать над душой» (Jung, 1928a, par. 544).
И своей сегодняшней статьёй я хочу привлечь внимание именно к этому, к душе и духовности. Мне бы хотелось, чтобы за умными фразами в юнгианстве не исчезала его суть. Чтобы мы помнили, что наша роль в жизни клиента не ограничивается разборками с «эдипальными конфликтами» и иже с ними.
Всем интересующимся юнгианством самого Юнга, наполненным духовностью, весьма рекомендую книгу Корбетта. А я в своих статьях обязательно буду к ней возвращаться.
Духовность в терапии – это необъятная тема. В этой небольшой статье её невозможно раскрыть. Но я попыталась хотя бы прикоснуться к этому сакральному процессу.
Доброй Вам дороги на пути к собственной душе и божественному!
Автор: Анастасия Малышева
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru