Сейчас будет текст, который отдельные чувствительные читатели могут воспринять, как виктимблейминг: то есть, расшифровывая американизм, обвинение жертвы насилия в применении к ней насилия.
На самом деле, конечно, сия статья, как и в целом общественная позиция автора, виктимблеймингом не является. Автор решительно осуждает насилие и сочувствует его жертвам. Более того, как человек, писавший диссертацию на кафедре теории государства и права одного из классических университетов, автор вопросами юридической психологии профессионально занимался уже двадцать лет назад: так что на мякине его в этих вопросах любому потенциальному насильнику провести трудно…
Но, тем не менее, как говорилось в замечательном советском мультфильме про Карлсона, «уберите ваших детей от наших голубых экранов»: во избежание их излишнего перевозбуждения, так сказать… А мы поговорим по-взрослому.
Если объяснять про виктимблейдинг «на пальцах», то выглядит сие примерно так. Вот вы сидите в автобусе, а проходящий мимо пассажир, чтоб его так, наступает вам на ногу.
Скорее всего, он это сделал не нарочно: просто, подлец, под ноги не смотрит. Хотя не исключен и другой вариант: увидел он вашу торчащую в проходе ногу, и с удовольствием на неё наступил, хотя вполне мог бы и обойти. Такой вот нехороший человек: ну, или просто настроение у него с утра дрянное…
И нет никакого сомнения – ни у психолога, ни у адвоката, ни у прокурора, ни у вас самого, - что именно этот человек, прежде всего и главным образом, и виноват в происшедшем. Он виноват в своём умысле, или он виноват в своей неосторожности: это особого значения не имеет… И должен понести ответственность за содеянное.
Вы его можете за это обозвать, например. Или тоже наступить ему на ногу. Или вообще попросить водителя остановить автобус («Остановите, вагоновожатый!.. Остановите сейчас вагон!..»), высадить этого медведя на трассу, и пусть он топает дальше пешком.
Да. По преступлению и наказание, так сказать…
Но давайте вернёмся вот к той фразе, что прозвучала два абзаца назад: «Увидел он вашу торчащую в проходе ногу, и с удовольствием на неё наступил…» То есть этот наступательный человек прошёл перед этим полавтобуса, он половину прохода между сиденьями преодолел, и никому ногу не отдавил. Хотя, повторяю, у него было дрянное настроение, и он прямо шёл и искал, кому бы тут встать на ногу. Шёл, и не находил: ровно до того момента, пока не поравнялся с вашим креслом, и не обнаружил, что вы ножку держите не под сиденьем, и не впереди него, как все граждане, а в проходе.
Ну, и встал, конечно, паразит. Давайте мы с вами его ещё раз за это решительно осудим, и ещё раз высадим из автобуса. Да, и ещё пинка под зад не забудем дать… Таким не место в обществе приличных людей: и это безо всякой иронии…
А теперь, когда мы высадили подлеца из автобуса, лет на восемь усиленного режима, давайте к вам вернёмся, и осторожно спросим вас: а чего это вы, уважаемый, ноги в проходе расставили?..
И вы, конечно, возмущенно поднимете брови и воскликнете: «Мои ноги!.. Где хочу, там и расставляю!..» Ну и, конечно, обвините автора вопроса в виктимблейминге и в потакании насилию.
А ещё, вероятно, вы не запираете дверь в квартире, и даже оставляете её приоткрытой: так что любой оболтус может к вам туда зайти и взять приглянувшуюся вещь. Ну, это же ваша дверь: не хотите, и не запираете… А ещё вы, возможно, оставляете ключи в замке зажигания автомобиля, когда паркуетесь: ну, это же ваш автомобиль. Пока ваш… А ещё вы, не исключено, стоите под стрелой (хотя на автокране и написано «Не стой под стрелой!»), влезаете в электрощитовую (хотя надпись на двери и гласит «Не влезай – убьёт!») и вообще, так сказать, ни в чём себе не отказываете…
Ну, это же ваш мир. Ваша вселенная, так сказать: с демократией и правами человека. И вы вольны делать в ней всё, что вам заблагорассудится: хоть ноги в проходе держать, хоть машину парковать поперек парковочного места, хоть через тёмный парк переть в одиночку, в два часа ночи… Помните анекдот?.. «Вчера шла через парк – изнасиловали. Сегодня шла через парк – опять изнасиловали. Что происходит?.. Куда полиция смотрит?!.. Завтра опять пойду…»
Ну да: недосмотрела полиция. Хотя, скорее всего, это школа недосмотрела. Детский сад недосмотрел. Родители недосмотрели… Как писал классик, «Может, всё-таки в консерватории что-то подправить?..»
Ну там, начать ноги убирать из прохода. Двери запирать. А главное: если у тебя есть возможность попасть домой по освещённой улице, то какого рожна ты выбираешь дорогу через тёмный парк?.. Если тебе предлагает дружбу и любовь добряк Вася, почему ты выбираешь себе в пару садиста Колю, про которого вся округа знает, что на нём пробы негде ставить?.. Если у тебя есть возможность встать под стрелой – почему же именно ты именно туда и встаёшь, хотя подавляющее большинство людей встают в сторонку: тем более, что для вас всех инструкцию написали, прямо вот на этой самой стреле?..
Ну, это же интересный вопрос, не правда ли?..
Он не юридический, конечно: это не вопрос к адвокату. Он сугубо психологический: это вопрос к психологу… Почему на девять человек, убирающих ноги из прохода, и избегающих общения с садистами, всегда найдётся один, который поведёт себя прямо противоположным образом?..
Психолог, конечно, ответ на него знает. В эту ситуацию человека загоняет самоненависть, в положение жертвы его приводит тотальное презрение к себе, неосознанное желание организовать свою жизнь так, чтобы максимально пострадать, чтобы сделать самому себе как можно хуже… Минимальные меры безопасности в 90% случаев способны уберечь человека от большинства проблем: но фокус именно в том, что «человек-жертва» все эти меры безопасности нарушает целенаправленно, хотя, повторяем, и совершенно не осознавая подлинного содержания собственного поведения…
Так что мы, конечно, всех садистов, и прочих нехороших людей, рано или поздно, вычислим, арестуем и накажем: как говорил Давид Гоцман, «по закону». А вот как вычислить людей из предыдущего абзаца?.. И как их направить к психологу, для решения вот этих обозначенных проблем?..
Я вот пока не знаю.
Наверное, к себе присмотреться имеет смысл, каждому из нас… И если тебе вдруг наступили на ногу в проходе, попробовать, не дожидаясь извинений, опередить медведя: «Простите, это я не прав: ноги расставил…» Волшебная сила этой фразы состоит в том, что произносящий её моментально переходит из позиции жертвы в статус того, кто решает. Он начинает отвечать на гордый вопрос «Что делаю я?», переставая отвечать на жалобный вопрос «Что делают со мной?..» Он, прямо-таки, чудотворцем становится. Джинном из кувшина. Рыбкой золотой обращается, на благо самого себя и окружающих…
Я понимаю, что это сложно. Но мы, так сказать, лёгких путей и не ищем.
Но мы ведь именно поэтому, в самом начале, и убрали детей от наших голубых экранов…
Автор: Олег Герт
Психолог, Скайп-консультации
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru