Найти в Дзене
Днд хочет жить

Dungeons & Dragons Лор "Врата Балдура (Baldur’s Gate): Нижний Город

Оглавление

Полумесяц кварталов, плавно спускающихся к реке, слу­жит домом простому народу Врат Балдура. Нижний Го­род — хаотичная мешанина из стоящих вплотную домов с черепичными крышами, узких мощёных переулков, перемежающихся мостами и подпорками, не дающими переполненным домам рухнуть прямо на улицу. Днём Нижний Город людный и шумный, и торговля кипит в тысяче лавок, но по ночам он зловеще затихает. Фонари на столбах и в руках наёмных осветителей не делают тёмные улицы безопасными. Все горожане, кроме тех, кто держит таверны и прочие ночные заведения, запи­рают двери и закрывают цветастые ставни, когда с реки поднимается густой ночной туман.

Почти все в Нижнем Городе заняты каким-либо ре­меслом. Преступления тоже творятся вовсю — от мелкой контрабанды до дерзких ограблений и убийств. Городские власти пытаются бороться с этим и платят Пламенному Кулаку за патрулирование улиц. Но наёмники ведут себя скорее как армия захватчиков, чем настоящая полиция, им проще проломить кому-нибудь голову, чем вести тща­тельное расследование. Хотя большинство и привыкло криками звать Кулак при нападении явных преступников, горожане также объединяются в местные дружины, чтобы прикрывать друг другу спины и разрешать более сложные вопросы. В такой обстановке законы считаются скорее ре­комендациями. И хотя большинство жителей — простой народ, всего лишь пытающийся выжить, не врёт старая поговорка, что: "у каждого во Вратах Балдура есть секрет".

Ворота

Трое ворот Нижнего Города имеют транспортное, исто­рическое и символическое значение. Для проезда через ворота из Внешнего Города не требуются жетоны, но нужно уплатить подать в размере 5 мм. Иногда здесь мо­гут досмотреть груз или обыскать подозрительных лиц.

  • Ворота Балдура. Старейшие и наименее впечатляющие из ворот, они всё же остаются сердцем города. Это единственные ворота, через которые простой народ пропускают через Старую стену, они воплощают нера­венство между богатыми патриарами Верхнего Города и простолюдинами Нижнего. Когда-то лишь эти врата вели в порт, и через них по-прежнему текут основные доходы от порта к патриарам.
-2

  • Ворота Василиска. Эти украшенные статуями ворота в восточной стене соединяют Нижний Город с При­брежным трактом, проходящим через большую часть Внешнего Города, а затем на юго-восток, к Амну, Тетиру и Калимшану.
  • Утёсные ворота. Эти небольшие, затянутые туманом ворота ведут в Тамблдаун и к его кладбищам. Ходят байки, что у Утёсных ворот появляются призраки бывших горожан, рвущихся обратно в город к своим домам. Но местные знают, что все загадочные исчезно­вения чаще всего связаны с ограблениями и падением в реку с большой высоты.

Районы

Доходы, преобладающие ремёсла и традиции делят Нижний Город на несколько районов. Это деление порождает предубеждение и соперничество между горожанами — порой смешное, но иногда старинные обиды доводят и до насилия.

  • Блумридж. Самые богатые и модные жители Нижнего Города тянутся к шикарному Блумриджу. Здесь жилые дома зажаты среди дорогих магазинов и кафе, а сады на крышах и выложенные плиткой террасы перелива­ются радостными цветами.
  • Бремптон. Самый восточный район Нижнего Города славится нищетой. Его расположение наименее удобно для тех, кто хочет служить обитателям Верх­него Города, — но удобнее всего для беспошлинной контрабанды товаров из Ривингтона.
  • Иствей. Район, где стоят ворота Василиска, — главное связующее звено с Внешним Городом и внешним ми­ром. Иствей работает на путешественников, предлагая им гостиницы, носильщиков и припасы для карава­нов, а также на жителей Внешнего Города, которые ищут роскоши Нижнего по доступным ценам. Из-за потока путников и чужаков это один из самых опас­ных районов города — преступники охотятся на тех, кто незнаком с городом и за кого, случись что, не вступятся местные.
  • Крепость. Всё в этом районе связано с Морской крепо­стью Балдурана. Тут можно найти лучших бронников и оружейников города, также здесь живут наёмники Кулака и их семьи. Залы для танцев, бой­цовские арены, таверны и прочие развлекательные заведения борются за места вдоль дороги к крепости, надеясь, что именно сюда придут кутить наёмники. По дням, когда в Пламенном Кулаке выдают жало­вание, район превращается в самое шумное место города — бойцы празднуют весело и лихо, то и дело устраивая на улицах потасовки.
  • Кручи. Тут проходит самый прямой путь из порта в Верхний Город через ворота Балдура, а потому в Кру­чах легче всего вести дела с богатыми путешественни­ками. Многие из самых успешных городских купцов выставили манящие витрины вдоль крутых улочек этого района. А ещё именно этот район Нижнего Города чаще всего посещают патриары, так что его плотнее прочих мест патрулирует Пламенный Кулак.
  • Хипсайд. Это приличный район среднего класса, в основном жилой, хотя здесь есть и свои лавки. Тут селится рабочая сила города, которой по душе старинные, но доступные по цене дома и сравнительно небольшой шанс быть зарезанным на улице.

Территории Дружин

Многочисленные дружины города объединяются как по месту жительства, так и по ремеслу, а потому их тер­ритории часто пересекаются и выходят далеко за пре­делы того или иного района. Портовики, например, встречаются во всех частях Нижнего Города, выходящих к воде, но сами редко рискуют заявлять права на что-то за пределами самих доков и причалов. Часто бывает, что группы вроде Гильдии зеленщиков и Братства бра­добреев действуют вообще во всех уголках города. У них нет конкретной территории, но они объединяют усилия в интересах своего ремесла. Многим таким дружинам и не нужны формальные места встречи — они встреча­ются где и когда им нужно, в складских помещениях лавок или за кухонными столами, а знамёна и символы их не волнуют.

И всё же нельзя отрицать: те или иные дружины доми­нируют в определённых уголках города. Порой соседи образуют собственную дружину, чтобы напрямую кон­тролировать и защищать свой район. Таковы, например, Денди из Блумриджа — отпрыски зажиточных купцов. Они громко заявляют, что Пламенный Кулак плохо защищает их район, и обожают бравировать своей от­вагой, патрулируя местные таверны и нося при этом дорогие мечи и пурпурные повязки. Но чаще у дружины, действующей во всём городе, есть естественный центр деятельности. Так, Союз носильщиков и Мясницкая колода контролируют Иствей, поскольку их члены со­бираются у ворот Василиска, откуда ближе до складов и прибывающих караванов.

Если между двумя дружинами сейчас нет конфликта, обычно их члены спокойно сотрудничают и не пытаются бороться за физическую территорию. В конце концов, любому району для жизни нужны представители разных профессий — плотники и повара, бакалейщики и апте­кари. А поскольку братья, сёстры и супруги часто при­надлежат к разным дружинам, конфликты между ними сводятся к минимуму.

Куда сходить в Нижнем Городе?

"Веселый Кабан"

«Веселый Кабан» всегда старался навести шороху в бла­гополучном Блумридже. Даже его меню — это скабрезно переименованные обычные блюда на завтрак. Но сейчас шума вокруг него куда больше, чем рассчитывала хозяйка Джента Аллинамач. В последние полгода в переулке за её кафе начали находить трупы. Уже нашли больше дюжины, но ни одного свидетеля, который мог бы пролить свет на их появление, нет. У жертв нет ни­чего общего друг с другом — они разного возраста, расы, пола и достатка и пропадали из самых разных частей города. Но никто не сомневается, что убийца один и тот же, — на каждом теле найдены кривые разрезы на запя­стьях и колотая рана в сердце. Весь Нижний Город в шоке от этих убийств, но пока что Кулаку не удалось найти ни­каких зацепок, чтобы поймать убийцу, которого местные прозвали Жнецом.

«Всё для чародейства»

Купол из мозаичного стекла накрывает эту высокую круглую лавку, отражая хаотичные цветные пятна на несколько открытых этажей, воздвигнутых на деревян­ных сваях и соединённых лестницами. Жилые комнаты наверху полны редких растений и книжных полок, а нижний этаж служит самой популярной магической лавкой города. Внутри этих хрупких на вид, но магиче­ски защищённых стен можно купить и продать любые диковины и обычные магические предметы. Торгует тут эксцентричный лавочник Ривален Блэкхенд с высохшей правой рукой.

Дом Водной Королевы

Старейший храм во Вратах Балдура приютился на огромном причале, как чудище из глубин. Его каменные стены перетекают за край и уходят вниз, в речные волны и грязь. На конце причала высокой струёй бьёт фонтан в виде тонущего корабля, напоминая прихожанам, что бывает с теми, кто не умилостивит Амберли.

Амберли
Амберли

Зловещая Алландра Грей возглавляет два десятка служитель­ниц волн — в основном вдов и сирот моряков, погибших в плавании. Обычные балдурцы редко видят служитель­ниц волн и никогда не входят в храм. Когда верующий хочет совершить подношение, ему надо позвонить в ко­локол у двери. Две служительницы волн откроют дверь, одна при­мет подношение, другая произнесёт краткую молитву прямо в дверях. Закончив молитву и забрав пожертвова­ние, они уйдут обратно и закроют дверь.

Никто из чужаков не знает, как устроены финансы храма, но строгие служительницы волн покупают на рынках только самое необходимое. Остальные подноше­ния они торжественной процессией уносят вниз по осы­пающимся замшелым ступеням снаружи храма, веду­щим в мутную воду. Служительницы волн исчезают под водой на несколько минут и возвращаются с пустыми руками. Что там происходит с сокровищами — никто точно не знает. Одни считают, что их прячут в подводных хранилищах. Другие — что дары забирает сама Амберли.

Дом мастерства Гармульта

Это широкое трёхэтажное здание в Иствее, опасно на­висающее над улицей, — нечто среднее между школой и пивной. Дом мастерства под управлением пожилого мастера боевых искусств Гармульта тренирует бойцов всех видов и служит главной базой Легиона без знамён. Гармульт по­могает вожаку этой дружины Дезри Ламоур по прозвищу Кишки сводить клиентов с наёмниками и нанимает учителей для тренировок в открытом дворе здания, пока остальные дружинники отдыхают на выходящих во двор балконах. Как правило, тут всегда полно наёмников- ветеранов, которые травят байки и ждут работу.

Любой может заплатить Гармульту за обучение в Доме мастерства, но лишь тем, кого приняли в Легион без знамён, позволяют тут общаться и искать работу. Тех, кто пришёл сюда за всем этим, вызывают надружеский поединок во дворе, обычно с самим Гармультом. Того, кто произведёт на Гармульта впечатление, он поздравит смехом и крепким рукопожатием, после чего с радо­стью предложит новым членам контракты телохрани­телей или кого-то в этом роде, взяв лишь небольшую комиссию за посредничество. Хотя не все в Легионе рады новичкам, Гармульт разрешает в своём заведении только добровольные и несмертельные бои. Мало кто из дружинников решается бросить вызов авторитету Гармульта, рискуя упустить потом выгодные контракты.

«Иствейские Экспедиции»

Это заведение скупало сомнительное снаряжение для путешественников и исследователей подземелий — часто у тех, кто в ужасе бросил это занятие, — и продавало оп­тимистичным начинающим героям. Владелица лавки — Скальм Шильвин, стройная дама, носящая фрак.

Канализационный Форт

Как и многие портовые города, Врата Балдура просто сливают стоки в реку, и течение уносит все проблемы куда подальше. Но когда город вырос, загрязнение реки стало опасным, и в итоге группа друидов и патриаров создала Канализационный форт.

Эти три башни, встроенные в стены на западном конце района Крепости, должны были обрабатывать стоки перед попаданием их в реку. Большие баки с магически улучшенными растениями очищали поток. Но хотя сооружение было чудом магической экологической ин­женерии, жителей, как оказалось, не очень-то заботили стоки, и вскоре финансирование прекратилось. С тех пор форт стал тенью своей былой славы, неспособной удер­жать худшую часть Врат Балдура от попадания в реку.

В наши дни сооружение ещё работает, но в основном служит штаб-квартирой и прикрытием для дружины Хранителей канализации. Большинство «друидов» и техников, работающих тут, самозванцы.

«Клинок и Звёзды»

Эта уютная гостиница названа по её прежней вывеске — заколдованному деревянному щиту. На чёрном поле этого круглого щита была изображена серебряная сабля в тонкой бледной руке. Щит был заколдован — магия заставляла искры света, похожие на звёзды, мерцать вдоль клинка сабли. Бывшая владелица Орайон утверждала, что эта иллюзия — единственное, что в щите есть магического, и что он служит строго по своему назначению: привле­кать публику.

Морская Крепость Балдурана

Штаб-квартира Пламенного Кулака стоит на камени­стом островке в гавани. Её гладкие стены вздымаются из камня так, чтобы нападающим с моря негде было выса­диться. С пяти внушительных башен крепости особые требушеты, собранные жрецами Гонда, готовы стрелять камнями на расстояние втрое большее, чем у обычного осадного орудия, что позволяет крепости контролиро­вать не только всю гавань, но и противоположный берег реки. Те вражеские корабли, которые не испугает смерть с небес, ждёт ещё и массивная цепь, протянутая между Морской крепостью и сваями под самым восточным причалом Бремптона. Ворот-кабестан в башне позволяет натянуть цепь поперёк входа в гавань, не давая ничему крупнее лодки проплыть внутрь или наружу. Что до на­земных атак, дамба длиной 400 футов, соединяющая островок Морской крепости с берегом, не нуждается ни в воротах, ни в подъёмных мостах. Атакующие, которым хватит глупости сунуться сюда, станут лёгкой мишенью для лучников на стенах.

Примерно сотня бойцов Пламенного Кулака дежурит в крепости в любой момент, не считая обитателей Башни Офицеров. В центральном дворе находится обширный арсенал, где организация хранит все виды оружия, какие только могут понадобиться отряду наёмников, а также трофеи из иноземных походов, бесценную би­блиотеку текстов о войне и многое другое. По слухам, казна Кулака хранится там же, в освинцованном храни­лище под Башней Офицеров, окружённом многими яр­дами монолитного камня. Потайные двери в хранилище якобы скрыты хитроумными механизмами и ещё более хитрой магией.

Помимо защиты города. Морская крепость также служит тюрьмой Врат Балдура. Под крепостью тянутся три подземных этажа, два из них — ниже уровня моря и встроены в природную сеть пещер. Это позволяет тюрьме оставаться надёжной и усмиряет заключённых: им дают понять, что из сухих камер наверху их могут пе­ревести в сырые внизу. Наиболее дерзкие заключённые попадают в Плавучую Дыру — затопленную и неосве­щённую шахту, где пленникам постоянно приходится бродить в воде, рискуя утонуть, и отбиваться от живу­щих тут слепых кусачих креветок. Длительное заклю­чение в городе случается редко, но в этих камерах по­стоянно гниёт хотя бы несколько несчастных, от мелких преступников до политических заключённых, сидящих по сфабрикованным делам Если персонажи серьёзно нарушат закон во Вратах Балдура, они могут попасть в Морскую крепость. Кулак считает охрану тюрьмы второстепенной задачей, но любая попытка проникнуть в подземелья или сбежать из них будет непростой задачей. Лишь в верхних камерах есть окна, а любой, кто попытается пробить стены ниж­них камер, рискует устроить потоп. Часовые постоянно следят за судами, которые подозрительно близко подхо­дят к острову, а в крепостные ворота не впускают никого без причины и сопровождения.

-4

«Низкий Фонарь»

Это старое трёхмачтовое судно слегка покачивается на волнах у причала улицы Штормового берега в восточ­ной части порта. Корабль уже неспособен выйти в море и отчаянно нуждается в ремонте, а пока служит шумным пиршественным залом и таверной.

По тёплым дням и вечерам самые респектабельные клиенты могут посидеть за столиками на верхней па­лубе под фонарями, покуривая, выпивая и делая ставки. Тем временем бедная и задиристая толпа собирается у стойки и за игорными столами на нижней палубе.

Особняк Мандоркая

Этот особняк — единственное пятно на лице благополуч­ного Блумриджа. Он появился словно ниоткуда за ночь и занял место, где ранее был пустырь, сразу с полным штатом молчаливых слуг. В зловещем особняке прошло несколько шикарных балов для элиты Нижнего Города, хозяином на которых был эксцентричный и замкнутый человек-волшебник Мандоркай. А затем Мандоркай запер двери особняка и пропал из светской жизни так же вне­запно, как появился в ней. Местные зеваки, заглянувшие в окна, говорят, что особняк совершенно пуст, а мебель выглядит так, будто её не касались годами. И тем не менее вскоре лица по всему городу начали получать приглаше­ния, написанные серебряными буквами на чёрной бумаге, сложенной пятиугольниками.

Те, кто принял их и вошёл в особняк, так и не верну­лись. После нескольких таких исчезновений отряд Пла­менного Кулака вломился в здание. Вернулось только двое бойцов, бормочущих что-то о меняющихся ком­натах и окровавленных бойнях, где шевелятся крюки и цепи. Рабочих, готовых снести здание, не нашлось, так что Совет Четырёх велел заколотить двери, но сам особ­няк не трогать. Уже много десятилетий никто не входил в него и не выходил. Чёрные письма с приглашениями до сих пор появляются на порогах у горожан, но, воз­можно, это просто чьи-то глупые розыгрыши.

Парк Озарений

Сорок лет назад дварф, Торимеш вернулся в город после десятиле­тий странствий и купил этот участок на склоне холма. Тут слишком крутой уклон, чтобы строить дома, а потому пустырь долго служил нелегальной свалкой: местные сваливали сюда мусор со скалы через ограду. Вместо того чтобы расчищать завалы, Торимеш с помощью магии под­питал здешние растения и вырастил зелёный лес, который поглотил мусор, превратил в труху обломки и образовал мягкие лужайки и рощи с небольшими оврагами и хол­мами там, где хлама было особенно много. Перерождён­ное место он объявил общественным парком, решив, что и беднякам нужно прикасаться к природе, а не только бо­гатым патриарам в их личных садах. Сам Торимеш живёт в скромном домишке, притулившемся к крутому уступу, который до сих зовётся Мусорной скалой.

Главная достопримечательность Парка озарений — Рисующее Древо. Его посадил сам Торимеш, и оно вы­росло за считаные дни. Никто не может понять, к какому виду оно относится, а Торимеш упорно отказывается раскрывать его происхождение, но всем известна его способность. Когда Торимеш должным образом обра­щается с деревом, красноватая кора дерева трескается и завивается, словно пергамент. Если осторожно ото­рвать кусок, на нём окажется пророческий рисунок, изображённый кроваво-красным соком. Эти древесные видения будущего порой загадочны, но неизбежно сбы­ваются. Городская элита мечтает овладеть подобной си­лой, но когда любой другой пытается сорвать кору дерева или вытрясти из него пророчество, ничего не выходит, а Торимеш приходит в смертоубийственную ярость. Сам друид отказывается работать за деньги и отрывает про­рочества только по безмолвным повелениям дерева или в обмен на удивительные и опасные услуги.

Погребальная контора Кандалхоллоу

Уже никто не помнит, с каких пор лунные эльфы из семьи Кандалхоллоу заправляют небольшой армией тележек для трупов. Члены семьи редко возят их сами, но их мол­чаливых работников постоянно можно увидеть по всему городу. Они собирают мертвецов, накрывают тканью и на ручных тележках отвозят в Святилище Страдания в Нижний город или на кладбища. Платят за это городские власти, а безутешные родственники подкидывают чаевые.

Портовая Больница

Много поколений назад эпидемия крайне заразного плясового крупа — смертоносной болезни, заставляв­шей больных выкашливать себе лёгкие, а их конечности неудержимо дёргаться, — заставила балдурцев пересмо­треть отношение к медицине. Раньше каждый больной искал исцеления в своей церкви, что лишь ускоряло распространение болезни — заражённые ходили в раз­ные храмы по всему городу, переполняя лечебницы при них. В итоге в Нижнем Городе решили объединить ле­чебницы. Патриары могут позволить себе вызов личных жрецов и докторов на дом, но простолюдины на свои деньги воздвигли одну общую больницу, куда каждый мог прийти за лечением. Многие городские храмы были рады, что богослужение больше не будут прерывать за­разные прихожане, и с удовольствием выделили жрецов для работы в больнице. Конечно, качество лечения всё ещё зависит от денег, ведь жрецы редко работают бес­платно. Тех, кому не хватает денег, отправляют в подвал со зловещими пятнами, где работают начинающие хи­рурги, но, по крайней мере, нуждающиеся знают, куда обращаться за помощью. Больнице вечно не хватает персонала, особенно в тех отделениях, что обслуживают бедняков из Внешнего Города. С безопасностью тут тоже проблемы — то пациенты разбушуются, то нежить вдруг разупокоится, то жрецы недобрых богов займутся неэтичным или экспериментальным лечением, а то и со складов пропадёт много обезболивающих препаратов.

Пожалуй, о Вратах Балдура многое говорит то, что чи­новники решили построить больницу рядом с Утёсными воротами, ведущими к кладбищу, и как можно дальше от богатых районов.

Святилище Страдания

Это простое каменное святилище Ильматера, бога муче­ников и упорного терпения, стоит на небольшой тихой площади, по краям которой лежат тюфяки и скромные пожитки бездомных жителей Нижнего Города. Сюда нищие балдурцы приходят получить бесплатный обед и несколько медяков на оплату прохода через городские ворота. Благодарить за это надо брата Ходжес. Его любит вся округа, ему приносят пожертвования все слои населения. Полурослик и его взрослые дети Хансен и Сисса постоянно находятся здесь, болтают с городскими отверженными, оказывая помощь и лечение как могут.

Помимо пожертвований, единственный источник дохода церкви — запутанный лабиринт склепов. За небольшую плату любой может отправить труп в тесную гробницу. Орды канали­зационных крыс обглодают плоть, оставив почти чистые кости, которые служители Ильматера сохранят в костнице. Хоть это и не самый славный конец, городские бедняки порой могут позволить себе только такое погре­бение в освящённой земле, а брат Ходжес всеми силами старается обставить церемонию с достоинством.

Символ Ильматер
Символ Ильматер

Сескергейтс

Некогда этот высокий и безвкусный особняк принадле­жал купеческой семье Сескер. Ныне он заброшен — по­следний член семьи умер при загадочных обстоятельствах несколько лет назад. Вскоре после этого человек-маг из Аткатлы по имени Имбралим Скунд купил здание, поселился в нём и устроил тут магическую мастерскую.

«Смущенная Русалка»

По всему Побережью Мечей о «Смущённой русалке» идёт дурная слава. Говорят, это лучшая таверна и гости­ница во Вратах Балдура для тех, кто хочет выбить зуб себе или другому. В этом баре одной пролитой кружки хватает для потасовки. В такие места просто так не хо­дят, разве что с оружием или толпой друзей — а лучше и с тем и с другим. Таверна названа по деревянной статуе русалки в натуральную величину, нелепо висящей над стойкой. К её телу прибита дюжина почерневших и вы­сохших кистей рук — сувениры, оставшиеся от тех, кто не захотел оплатить счёт.

Счётный дом

Эта надёжная цитадель коммерции на набережной уже столетия остаётся центром торговли во Вратах Балдура. Здесь находится главный банк и обмен монет.

Счётный дом — не просто банк, а настоящий бункер с толстыми стенами. В двух верхних его этажах нет окон, и они тщательно охраняются. Большинство обычных клиентов не пускают дальше конторы на первом этаже, но основная часть Счётного дома находится под землёй, уходя в глубину, как цилиндрический каменный корне­плод. Там находятся легендарные хранилища, где город­ские патриары и купцы со всего света хранят самые цен­ные предметы — слишком ценные, чтобы доверить их не столь надёжному заведению. Лишь самые доверенные гуманоиды-охранники допускаются в глубины Счётного дома. Вместо них запутанные нижние коридоры патру­лируют каменные големы, а элементали воды кружат снаружи по затопленным тоннелям, не позволяя ворам прорыть ходы в магически защищённые хранилища.

Таверна «Эльфийская Песень»

Эта таверна — одна из самых популярных во Вратах Бал­дура, несмотря на грубых и задиристых клиентов. Время от времени в совершенно случайные моменты шум толпы перекрывает бестелесный голос эльфийки. Её колдовская песнь магически приглушает свет фонарей, и даже самые суровые посетители бара пускают слезу.

«У Джофалина»

Унаследовав от отца грязную портовую таверну, Джофалин превратил её в процветающую элитную чайную. Многие были потрясены тем, что столь утончённое заведение популярно у простых клиентов из порта. Многие даже не понимают, что происхо­дит, осознавая лишь, что предпочитают этот чай всем прочим. Остаётся лишь одно: вновь и вновь приходить сюда. Джофалин лично наблюдает за клиен­тами.

«Уста Балдура»

Эта газета — главный источник новостей и сплетен, к которому любят приобщиться все слои населения. При помощи небольшой армии осветителей «Уста» распро­страняют новости, как продавая саму газету на углах, так и выкрикивая заголовки прохожим. От трущоб Внешнего Города до роскошных гостиных в поместьях балдурцы читают «Уста» как источник сведений, вдох­новения и наслаждения скандалами. Многие новости — например, о новых законах, принятых Советом Четырёх, или результатах выборов — газета получает прямо от правительства, но большую часть собирают наёмные журналисты. Официальные объявления часто сосед­ствуют с язвительными авторскими колонками и политическими карикатурами на тех же чиновников.

«Фейерверки Фелогира»

Это четырёхэтажное каменное сооружение постоянно испускает клубы дыма необычных цветов через множе­ство труб и отдушин. В хитроумной лавке, занимающей два нижних этажа, алхимик Эвери Соншаль поддерживает давнюю монополию своей семьи на производство дым-пороха во Вратах Балдура.

Сам дым-порох предназначен только для Совета Четы­рёх и Высокого Дома Чудес Гонда, но лавка продаёт всем массу не столь мощных алхимических товаров, от фа­келов с цветным пламенем до дымовых шашек и фейер­верков, порой дополненных безобидными иллюзиями. Мастерская без окон, занимающая два верхних этажа, недоступна посетителям. Лестницу туда перекрывает массивная железная дверь, как в банковском храни­лище, которую охраняет наёмный головорез из Легиона без знамён. Но на нижних этажах Эвери, обладатель пышных бакенбард, всегда рад поболтать с клиентами и любителями алхимии.

«Шипящие камни»

Эти невысокие каменные бани в районе Крепости — одно из старейших зданий в окрестностях. Оно постро­ено в чессентском стиле, тут есть горячие бассейны, гулкие залы и роскошные мозаики.

«Шипящие камни» занимают особое место в балдурской политике — они считаются нейтральным, безопас­ным и уединённым местом встреч. Их давняя владелица Мерилин Алларир следит, чтобы клиенты не проносили в сауну ничего, кроме выданных им тонких халатов, а оружие и прочие вещи сдавали ей на входе. Репутация Мерилин и её весьма умелых сотрудников так надёжна, что даже соперники из разных дружин и организаций, ведущие напряжённые переговоры, никогда не нарушают пра­вила заведения, прибегнув к насилию.

Заведение также следит за приватностью, благодаря чему популярно среди тех, кто ищет платных услуг ком­паньонок в Нижнем Городе. Многие из самых модных куртизанок принимают клиентов в уединённых парил­ках «Шипящих камней», зная, что Мерилин сохранит тайну, а репутация бань как места деловых переговоров отведёт все подозрения ревнивых супруг и сплетниц. В отличие от Мерилин, Союз кутил, общегородская дру­жина «ночных работников», не против продавать тайны, выведанные у клиентов в банях. Тем, кто хочет купить подобные сведения, нужно лишь шепнуть тут в нужное ушко. Из-за таких двойных стандартов сама Мерилин так и не вступила в Союз, но дружина пользуется сауной как фактической штаб-квартирой, регулярно оплачивая аренду и проводя заседания у просторного централь­ного бассейна.