Полумесяц кварталов, плавно спускающихся к реке, служит домом простому народу Врат Балдура. Нижний Город — хаотичная мешанина из стоящих вплотную домов с черепичными крышами, узких мощёных переулков, перемежающихся мостами и подпорками, не дающими переполненным домам рухнуть прямо на улицу. Днём Нижний Город людный и шумный, и торговля кипит в тысяче лавок, но по ночам он зловеще затихает. Фонари на столбах и в руках наёмных осветителей не делают тёмные улицы безопасными. Все горожане, кроме тех, кто держит таверны и прочие ночные заведения, запирают двери и закрывают цветастые ставни, когда с реки поднимается густой ночной туман.
Почти все в Нижнем Городе заняты каким-либо ремеслом. Преступления тоже творятся вовсю — от мелкой контрабанды до дерзких ограблений и убийств. Городские власти пытаются бороться с этим и платят Пламенному Кулаку за патрулирование улиц. Но наёмники ведут себя скорее как армия захватчиков, чем настоящая полиция, им проще проломить кому-нибудь голову, чем вести тщательное расследование. Хотя большинство и привыкло криками звать Кулак при нападении явных преступников, горожане также объединяются в местные дружины, чтобы прикрывать друг другу спины и разрешать более сложные вопросы. В такой обстановке законы считаются скорее рекомендациями. И хотя большинство жителей — простой народ, всего лишь пытающийся выжить, не врёт старая поговорка, что: "у каждого во Вратах Балдура есть секрет".
Ворота
Трое ворот Нижнего Города имеют транспортное, историческое и символическое значение. Для проезда через ворота из Внешнего Города не требуются жетоны, но нужно уплатить подать в размере 5 мм. Иногда здесь могут досмотреть груз или обыскать подозрительных лиц.
- Ворота Балдура. Старейшие и наименее впечатляющие из ворот, они всё же остаются сердцем города. Это единственные ворота, через которые простой народ пропускают через Старую стену, они воплощают неравенство между богатыми патриарами Верхнего Города и простолюдинами Нижнего. Когда-то лишь эти врата вели в порт, и через них по-прежнему текут основные доходы от порта к патриарам.
- Ворота Василиска. Эти украшенные статуями ворота в восточной стене соединяют Нижний Город с Прибрежным трактом, проходящим через большую часть Внешнего Города, а затем на юго-восток, к Амну, Тетиру и Калимшану.
- Утёсные ворота. Эти небольшие, затянутые туманом ворота ведут в Тамблдаун и к его кладбищам. Ходят байки, что у Утёсных ворот появляются призраки бывших горожан, рвущихся обратно в город к своим домам. Но местные знают, что все загадочные исчезновения чаще всего связаны с ограблениями и падением в реку с большой высоты.
Районы
Доходы, преобладающие ремёсла и традиции делят Нижний Город на несколько районов. Это деление порождает предубеждение и соперничество между горожанами — порой смешное, но иногда старинные обиды доводят и до насилия.
- Блумридж. Самые богатые и модные жители Нижнего Города тянутся к шикарному Блумриджу. Здесь жилые дома зажаты среди дорогих магазинов и кафе, а сады на крышах и выложенные плиткой террасы переливаются радостными цветами.
- Бремптон. Самый восточный район Нижнего Города славится нищетой. Его расположение наименее удобно для тех, кто хочет служить обитателям Верхнего Города, — но удобнее всего для беспошлинной контрабанды товаров из Ривингтона.
- Иствей. Район, где стоят ворота Василиска, — главное связующее звено с Внешним Городом и внешним миром. Иствей работает на путешественников, предлагая им гостиницы, носильщиков и припасы для караванов, а также на жителей Внешнего Города, которые ищут роскоши Нижнего по доступным ценам. Из-за потока путников и чужаков это один из самых опасных районов города — преступники охотятся на тех, кто незнаком с городом и за кого, случись что, не вступятся местные.
- Крепость. Всё в этом районе связано с Морской крепостью Балдурана. Тут можно найти лучших бронников и оружейников города, также здесь живут наёмники Кулака и их семьи. Залы для танцев, бойцовские арены, таверны и прочие развлекательные заведения борются за места вдоль дороги к крепости, надеясь, что именно сюда придут кутить наёмники. По дням, когда в Пламенном Кулаке выдают жалование, район превращается в самое шумное место города — бойцы празднуют весело и лихо, то и дело устраивая на улицах потасовки.
- Кручи. Тут проходит самый прямой путь из порта в Верхний Город через ворота Балдура, а потому в Кручах легче всего вести дела с богатыми путешественниками. Многие из самых успешных городских купцов выставили манящие витрины вдоль крутых улочек этого района. А ещё именно этот район Нижнего Города чаще всего посещают патриары, так что его плотнее прочих мест патрулирует Пламенный Кулак.
- Хипсайд. Это приличный район среднего класса, в основном жилой, хотя здесь есть и свои лавки. Тут селится рабочая сила города, которой по душе старинные, но доступные по цене дома и сравнительно небольшой шанс быть зарезанным на улице.
Территории Дружин
Многочисленные дружины города объединяются как по месту жительства, так и по ремеслу, а потому их территории часто пересекаются и выходят далеко за пределы того или иного района. Портовики, например, встречаются во всех частях Нижнего Города, выходящих к воде, но сами редко рискуют заявлять права на что-то за пределами самих доков и причалов. Часто бывает, что группы вроде Гильдии зеленщиков и Братства брадобреев действуют вообще во всех уголках города. У них нет конкретной территории, но они объединяют усилия в интересах своего ремесла. Многим таким дружинам и не нужны формальные места встречи — они встречаются где и когда им нужно, в складских помещениях лавок или за кухонными столами, а знамёна и символы их не волнуют.
И всё же нельзя отрицать: те или иные дружины доминируют в определённых уголках города. Порой соседи образуют собственную дружину, чтобы напрямую контролировать и защищать свой район. Таковы, например, Денди из Блумриджа — отпрыски зажиточных купцов. Они громко заявляют, что Пламенный Кулак плохо защищает их район, и обожают бравировать своей отвагой, патрулируя местные таверны и нося при этом дорогие мечи и пурпурные повязки. Но чаще у дружины, действующей во всём городе, есть естественный центр деятельности. Так, Союз носильщиков и Мясницкая колода контролируют Иствей, поскольку их члены собираются у ворот Василиска, откуда ближе до складов и прибывающих караванов.
Если между двумя дружинами сейчас нет конфликта, обычно их члены спокойно сотрудничают и не пытаются бороться за физическую территорию. В конце концов, любому району для жизни нужны представители разных профессий — плотники и повара, бакалейщики и аптекари. А поскольку братья, сёстры и супруги часто принадлежат к разным дружинам, конфликты между ними сводятся к минимуму.
Куда сходить в Нижнем Городе?
"Веселый Кабан"
«Веселый Кабан» всегда старался навести шороху в благополучном Блумридже. Даже его меню — это скабрезно переименованные обычные блюда на завтрак. Но сейчас шума вокруг него куда больше, чем рассчитывала хозяйка Джента Аллинамач. В последние полгода в переулке за её кафе начали находить трупы. Уже нашли больше дюжины, но ни одного свидетеля, который мог бы пролить свет на их появление, нет. У жертв нет ничего общего друг с другом — они разного возраста, расы, пола и достатка и пропадали из самых разных частей города. Но никто не сомневается, что убийца один и тот же, — на каждом теле найдены кривые разрезы на запястьях и колотая рана в сердце. Весь Нижний Город в шоке от этих убийств, но пока что Кулаку не удалось найти никаких зацепок, чтобы поймать убийцу, которого местные прозвали Жнецом.
«Всё для чародейства»
Купол из мозаичного стекла накрывает эту высокую круглую лавку, отражая хаотичные цветные пятна на несколько открытых этажей, воздвигнутых на деревянных сваях и соединённых лестницами. Жилые комнаты наверху полны редких растений и книжных полок, а нижний этаж служит самой популярной магической лавкой города. Внутри этих хрупких на вид, но магически защищённых стен можно купить и продать любые диковины и обычные магические предметы. Торгует тут эксцентричный лавочник Ривален Блэкхенд с высохшей правой рукой.
Дом Водной Королевы
Старейший храм во Вратах Балдура приютился на огромном причале, как чудище из глубин. Его каменные стены перетекают за край и уходят вниз, в речные волны и грязь. На конце причала высокой струёй бьёт фонтан в виде тонущего корабля, напоминая прихожанам, что бывает с теми, кто не умилостивит Амберли.
Зловещая Алландра Грей возглавляет два десятка служительниц волн — в основном вдов и сирот моряков, погибших в плавании. Обычные балдурцы редко видят служительниц волн и никогда не входят в храм. Когда верующий хочет совершить подношение, ему надо позвонить в колокол у двери. Две служительницы волн откроют дверь, одна примет подношение, другая произнесёт краткую молитву прямо в дверях. Закончив молитву и забрав пожертвование, они уйдут обратно и закроют дверь.
Никто из чужаков не знает, как устроены финансы храма, но строгие служительницы волн покупают на рынках только самое необходимое. Остальные подношения они торжественной процессией уносят вниз по осыпающимся замшелым ступеням снаружи храма, ведущим в мутную воду. Служительницы волн исчезают под водой на несколько минут и возвращаются с пустыми руками. Что там происходит с сокровищами — никто точно не знает. Одни считают, что их прячут в подводных хранилищах. Другие — что дары забирает сама Амберли.
Дом мастерства Гармульта
Это широкое трёхэтажное здание в Иствее, опасно нависающее над улицей, — нечто среднее между школой и пивной. Дом мастерства под управлением пожилого мастера боевых искусств Гармульта тренирует бойцов всех видов и служит главной базой Легиона без знамён. Гармульт помогает вожаку этой дружины Дезри Ламоур по прозвищу Кишки сводить клиентов с наёмниками и нанимает учителей для тренировок в открытом дворе здания, пока остальные дружинники отдыхают на выходящих во двор балконах. Как правило, тут всегда полно наёмников- ветеранов, которые травят байки и ждут работу.
Любой может заплатить Гармульту за обучение в Доме мастерства, но лишь тем, кого приняли в Легион без знамён, позволяют тут общаться и искать работу. Тех, кто пришёл сюда за всем этим, вызывают надружеский поединок во дворе, обычно с самим Гармультом. Того, кто произведёт на Гармульта впечатление, он поздравит смехом и крепким рукопожатием, после чего с радостью предложит новым членам контракты телохранителей или кого-то в этом роде, взяв лишь небольшую комиссию за посредничество. Хотя не все в Легионе рады новичкам, Гармульт разрешает в своём заведении только добровольные и несмертельные бои. Мало кто из дружинников решается бросить вызов авторитету Гармульта, рискуя упустить потом выгодные контракты.
«Иствейские Экспедиции»
Это заведение скупало сомнительное снаряжение для путешественников и исследователей подземелий — часто у тех, кто в ужасе бросил это занятие, — и продавало оптимистичным начинающим героям. Владелица лавки — Скальм Шильвин, стройная дама, носящая фрак.
Канализационный Форт
Как и многие портовые города, Врата Балдура просто сливают стоки в реку, и течение уносит все проблемы куда подальше. Но когда город вырос, загрязнение реки стало опасным, и в итоге группа друидов и патриаров создала Канализационный форт.
Эти три башни, встроенные в стены на западном конце района Крепости, должны были обрабатывать стоки перед попаданием их в реку. Большие баки с магически улучшенными растениями очищали поток. Но хотя сооружение было чудом магической экологической инженерии, жителей, как оказалось, не очень-то заботили стоки, и вскоре финансирование прекратилось. С тех пор форт стал тенью своей былой славы, неспособной удержать худшую часть Врат Балдура от попадания в реку.
В наши дни сооружение ещё работает, но в основном служит штаб-квартирой и прикрытием для дружины Хранителей канализации. Большинство «друидов» и техников, работающих тут, самозванцы.
«Клинок и Звёзды»
Эта уютная гостиница названа по её прежней вывеске — заколдованному деревянному щиту. На чёрном поле этого круглого щита была изображена серебряная сабля в тонкой бледной руке. Щит был заколдован — магия заставляла искры света, похожие на звёзды, мерцать вдоль клинка сабли. Бывшая владелица Орайон утверждала, что эта иллюзия — единственное, что в щите есть магического, и что он служит строго по своему назначению: привлекать публику.
Морская Крепость Балдурана
Штаб-квартира Пламенного Кулака стоит на каменистом островке в гавани. Её гладкие стены вздымаются из камня так, чтобы нападающим с моря негде было высадиться. С пяти внушительных башен крепости особые требушеты, собранные жрецами Гонда, готовы стрелять камнями на расстояние втрое большее, чем у обычного осадного орудия, что позволяет крепости контролировать не только всю гавань, но и противоположный берег реки. Те вражеские корабли, которые не испугает смерть с небес, ждёт ещё и массивная цепь, протянутая между Морской крепостью и сваями под самым восточным причалом Бремптона. Ворот-кабестан в башне позволяет натянуть цепь поперёк входа в гавань, не давая ничему крупнее лодки проплыть внутрь или наружу. Что до наземных атак, дамба длиной 400 футов, соединяющая островок Морской крепости с берегом, не нуждается ни в воротах, ни в подъёмных мостах. Атакующие, которым хватит глупости сунуться сюда, станут лёгкой мишенью для лучников на стенах.
Примерно сотня бойцов Пламенного Кулака дежурит в крепости в любой момент, не считая обитателей Башни Офицеров. В центральном дворе находится обширный арсенал, где организация хранит все виды оружия, какие только могут понадобиться отряду наёмников, а также трофеи из иноземных походов, бесценную библиотеку текстов о войне и многое другое. По слухам, казна Кулака хранится там же, в освинцованном хранилище под Башней Офицеров, окружённом многими ярдами монолитного камня. Потайные двери в хранилище якобы скрыты хитроумными механизмами и ещё более хитрой магией.
Помимо защиты города. Морская крепость также служит тюрьмой Врат Балдура. Под крепостью тянутся три подземных этажа, два из них — ниже уровня моря и встроены в природную сеть пещер. Это позволяет тюрьме оставаться надёжной и усмиряет заключённых: им дают понять, что из сухих камер наверху их могут перевести в сырые внизу. Наиболее дерзкие заключённые попадают в Плавучую Дыру — затопленную и неосвещённую шахту, где пленникам постоянно приходится бродить в воде, рискуя утонуть, и отбиваться от живущих тут слепых кусачих креветок. Длительное заключение в городе случается редко, но в этих камерах постоянно гниёт хотя бы несколько несчастных, от мелких преступников до политических заключённых, сидящих по сфабрикованным делам Если персонажи серьёзно нарушат закон во Вратах Балдура, они могут попасть в Морскую крепость. Кулак считает охрану тюрьмы второстепенной задачей, но любая попытка проникнуть в подземелья или сбежать из них будет непростой задачей. Лишь в верхних камерах есть окна, а любой, кто попытается пробить стены нижних камер, рискует устроить потоп. Часовые постоянно следят за судами, которые подозрительно близко подходят к острову, а в крепостные ворота не впускают никого без причины и сопровождения.
«Низкий Фонарь»
Это старое трёхмачтовое судно слегка покачивается на волнах у причала улицы Штормового берега в восточной части порта. Корабль уже неспособен выйти в море и отчаянно нуждается в ремонте, а пока служит шумным пиршественным залом и таверной.
По тёплым дням и вечерам самые респектабельные клиенты могут посидеть за столиками на верхней палубе под фонарями, покуривая, выпивая и делая ставки. Тем временем бедная и задиристая толпа собирается у стойки и за игорными столами на нижней палубе.
Особняк Мандоркая
Этот особняк — единственное пятно на лице благополучного Блумриджа. Он появился словно ниоткуда за ночь и занял место, где ранее был пустырь, сразу с полным штатом молчаливых слуг. В зловещем особняке прошло несколько шикарных балов для элиты Нижнего Города, хозяином на которых был эксцентричный и замкнутый человек-волшебник Мандоркай. А затем Мандоркай запер двери особняка и пропал из светской жизни так же внезапно, как появился в ней. Местные зеваки, заглянувшие в окна, говорят, что особняк совершенно пуст, а мебель выглядит так, будто её не касались годами. И тем не менее вскоре лица по всему городу начали получать приглашения, написанные серебряными буквами на чёрной бумаге, сложенной пятиугольниками.
Те, кто принял их и вошёл в особняк, так и не вернулись. После нескольких таких исчезновений отряд Пламенного Кулака вломился в здание. Вернулось только двое бойцов, бормочущих что-то о меняющихся комнатах и окровавленных бойнях, где шевелятся крюки и цепи. Рабочих, готовых снести здание, не нашлось, так что Совет Четырёх велел заколотить двери, но сам особняк не трогать. Уже много десятилетий никто не входил в него и не выходил. Чёрные письма с приглашениями до сих пор появляются на порогах у горожан, но, возможно, это просто чьи-то глупые розыгрыши.
Парк Озарений
Сорок лет назад дварф, Торимеш вернулся в город после десятилетий странствий и купил этот участок на склоне холма. Тут слишком крутой уклон, чтобы строить дома, а потому пустырь долго служил нелегальной свалкой: местные сваливали сюда мусор со скалы через ограду. Вместо того чтобы расчищать завалы, Торимеш с помощью магии подпитал здешние растения и вырастил зелёный лес, который поглотил мусор, превратил в труху обломки и образовал мягкие лужайки и рощи с небольшими оврагами и холмами там, где хлама было особенно много. Перерождённое место он объявил общественным парком, решив, что и беднякам нужно прикасаться к природе, а не только богатым патриарам в их личных садах. Сам Торимеш живёт в скромном домишке, притулившемся к крутому уступу, который до сих зовётся Мусорной скалой.
Главная достопримечательность Парка озарений — Рисующее Древо. Его посадил сам Торимеш, и оно выросло за считаные дни. Никто не может понять, к какому виду оно относится, а Торимеш упорно отказывается раскрывать его происхождение, но всем известна его способность. Когда Торимеш должным образом обращается с деревом, красноватая кора дерева трескается и завивается, словно пергамент. Если осторожно оторвать кусок, на нём окажется пророческий рисунок, изображённый кроваво-красным соком. Эти древесные видения будущего порой загадочны, но неизбежно сбываются. Городская элита мечтает овладеть подобной силой, но когда любой другой пытается сорвать кору дерева или вытрясти из него пророчество, ничего не выходит, а Торимеш приходит в смертоубийственную ярость. Сам друид отказывается работать за деньги и отрывает пророчества только по безмолвным повелениям дерева или в обмен на удивительные и опасные услуги.
Погребальная контора Кандалхоллоу
Уже никто не помнит, с каких пор лунные эльфы из семьи Кандалхоллоу заправляют небольшой армией тележек для трупов. Члены семьи редко возят их сами, но их молчаливых работников постоянно можно увидеть по всему городу. Они собирают мертвецов, накрывают тканью и на ручных тележках отвозят в Святилище Страдания в Нижний город или на кладбища. Платят за это городские власти, а безутешные родственники подкидывают чаевые.
Портовая Больница
Много поколений назад эпидемия крайне заразного плясового крупа — смертоносной болезни, заставлявшей больных выкашливать себе лёгкие, а их конечности неудержимо дёргаться, — заставила балдурцев пересмотреть отношение к медицине. Раньше каждый больной искал исцеления в своей церкви, что лишь ускоряло распространение болезни — заражённые ходили в разные храмы по всему городу, переполняя лечебницы при них. В итоге в Нижнем Городе решили объединить лечебницы. Патриары могут позволить себе вызов личных жрецов и докторов на дом, но простолюдины на свои деньги воздвигли одну общую больницу, куда каждый мог прийти за лечением. Многие городские храмы были рады, что богослужение больше не будут прерывать заразные прихожане, и с удовольствием выделили жрецов для работы в больнице. Конечно, качество лечения всё ещё зависит от денег, ведь жрецы редко работают бесплатно. Тех, кому не хватает денег, отправляют в подвал со зловещими пятнами, где работают начинающие хирурги, но, по крайней мере, нуждающиеся знают, куда обращаться за помощью. Больнице вечно не хватает персонала, особенно в тех отделениях, что обслуживают бедняков из Внешнего Города. С безопасностью тут тоже проблемы — то пациенты разбушуются, то нежить вдруг разупокоится, то жрецы недобрых богов займутся неэтичным или экспериментальным лечением, а то и со складов пропадёт много обезболивающих препаратов.
Пожалуй, о Вратах Балдура многое говорит то, что чиновники решили построить больницу рядом с Утёсными воротами, ведущими к кладбищу, и как можно дальше от богатых районов.
Святилище Страдания
Это простое каменное святилище Ильматера, бога мучеников и упорного терпения, стоит на небольшой тихой площади, по краям которой лежат тюфяки и скромные пожитки бездомных жителей Нижнего Города. Сюда нищие балдурцы приходят получить бесплатный обед и несколько медяков на оплату прохода через городские ворота. Благодарить за это надо брата Ходжес. Его любит вся округа, ему приносят пожертвования все слои населения. Полурослик и его взрослые дети Хансен и Сисса постоянно находятся здесь, болтают с городскими отверженными, оказывая помощь и лечение как могут.
Помимо пожертвований, единственный источник дохода церкви — запутанный лабиринт склепов. За небольшую плату любой может отправить труп в тесную гробницу. Орды канализационных крыс обглодают плоть, оставив почти чистые кости, которые служители Ильматера сохранят в костнице. Хоть это и не самый славный конец, городские бедняки порой могут позволить себе только такое погребение в освящённой земле, а брат Ходжес всеми силами старается обставить церемонию с достоинством.
Сескергейтс
Некогда этот высокий и безвкусный особняк принадлежал купеческой семье Сескер. Ныне он заброшен — последний член семьи умер при загадочных обстоятельствах несколько лет назад. Вскоре после этого человек-маг из Аткатлы по имени Имбралим Скунд купил здание, поселился в нём и устроил тут магическую мастерскую.
«Смущенная Русалка»
По всему Побережью Мечей о «Смущённой русалке» идёт дурная слава. Говорят, это лучшая таверна и гостиница во Вратах Балдура для тех, кто хочет выбить зуб себе или другому. В этом баре одной пролитой кружки хватает для потасовки. В такие места просто так не ходят, разве что с оружием или толпой друзей — а лучше и с тем и с другим. Таверна названа по деревянной статуе русалки в натуральную величину, нелепо висящей над стойкой. К её телу прибита дюжина почерневших и высохших кистей рук — сувениры, оставшиеся от тех, кто не захотел оплатить счёт.
Счётный дом
Эта надёжная цитадель коммерции на набережной уже столетия остаётся центром торговли во Вратах Балдура. Здесь находится главный банк и обмен монет.
Счётный дом — не просто банк, а настоящий бункер с толстыми стенами. В двух верхних его этажах нет окон, и они тщательно охраняются. Большинство обычных клиентов не пускают дальше конторы на первом этаже, но основная часть Счётного дома находится под землёй, уходя в глубину, как цилиндрический каменный корнеплод. Там находятся легендарные хранилища, где городские патриары и купцы со всего света хранят самые ценные предметы — слишком ценные, чтобы доверить их не столь надёжному заведению. Лишь самые доверенные гуманоиды-охранники допускаются в глубины Счётного дома. Вместо них запутанные нижние коридоры патрулируют каменные големы, а элементали воды кружат снаружи по затопленным тоннелям, не позволяя ворам прорыть ходы в магически защищённые хранилища.
Таверна «Эльфийская Песень»
Эта таверна — одна из самых популярных во Вратах Балдура, несмотря на грубых и задиристых клиентов. Время от времени в совершенно случайные моменты шум толпы перекрывает бестелесный голос эльфийки. Её колдовская песнь магически приглушает свет фонарей, и даже самые суровые посетители бара пускают слезу.
«У Джофалина»
Унаследовав от отца грязную портовую таверну, Джофалин превратил её в процветающую элитную чайную. Многие были потрясены тем, что столь утончённое заведение популярно у простых клиентов из порта. Многие даже не понимают, что происходит, осознавая лишь, что предпочитают этот чай всем прочим. Остаётся лишь одно: вновь и вновь приходить сюда. Джофалин лично наблюдает за клиентами.
«Уста Балдура»
Эта газета — главный источник новостей и сплетен, к которому любят приобщиться все слои населения. При помощи небольшой армии осветителей «Уста» распространяют новости, как продавая саму газету на углах, так и выкрикивая заголовки прохожим. От трущоб Внешнего Города до роскошных гостиных в поместьях балдурцы читают «Уста» как источник сведений, вдохновения и наслаждения скандалами. Многие новости — например, о новых законах, принятых Советом Четырёх, или результатах выборов — газета получает прямо от правительства, но большую часть собирают наёмные журналисты. Официальные объявления часто соседствуют с язвительными авторскими колонками и политическими карикатурами на тех же чиновников.
«Фейерверки Фелогира»
Это четырёхэтажное каменное сооружение постоянно испускает клубы дыма необычных цветов через множество труб и отдушин. В хитроумной лавке, занимающей два нижних этажа, алхимик Эвери Соншаль поддерживает давнюю монополию своей семьи на производство дым-пороха во Вратах Балдура.
Сам дым-порох предназначен только для Совета Четырёх и Высокого Дома Чудес Гонда, но лавка продаёт всем массу не столь мощных алхимических товаров, от факелов с цветным пламенем до дымовых шашек и фейерверков, порой дополненных безобидными иллюзиями. Мастерская без окон, занимающая два верхних этажа, недоступна посетителям. Лестницу туда перекрывает массивная железная дверь, как в банковском хранилище, которую охраняет наёмный головорез из Легиона без знамён. Но на нижних этажах Эвери, обладатель пышных бакенбард, всегда рад поболтать с клиентами и любителями алхимии.
«Шипящие камни»
Эти невысокие каменные бани в районе Крепости — одно из старейших зданий в окрестностях. Оно построено в чессентском стиле, тут есть горячие бассейны, гулкие залы и роскошные мозаики.
«Шипящие камни» занимают особое место в балдурской политике — они считаются нейтральным, безопасным и уединённым местом встреч. Их давняя владелица Мерилин Алларир следит, чтобы клиенты не проносили в сауну ничего, кроме выданных им тонких халатов, а оружие и прочие вещи сдавали ей на входе. Репутация Мерилин и её весьма умелых сотрудников так надёжна, что даже соперники из разных дружин и организаций, ведущие напряжённые переговоры, никогда не нарушают правила заведения, прибегнув к насилию.
Заведение также следит за приватностью, благодаря чему популярно среди тех, кто ищет платных услуг компаньонок в Нижнем Городе. Многие из самых модных куртизанок принимают клиентов в уединённых парилках «Шипящих камней», зная, что Мерилин сохранит тайну, а репутация бань как места деловых переговоров отведёт все подозрения ревнивых супруг и сплетниц. В отличие от Мерилин, Союз кутил, общегородская дружина «ночных работников», не против продавать тайны, выведанные у клиентов в банях. Тем, кто хочет купить подобные сведения, нужно лишь шепнуть тут в нужное ушко. Из-за таких двойных стандартов сама Мерилин так и не вступила в Союз, но дружина пользуется сауной как фактической штаб-квартирой, регулярно оплачивая аренду и проводя заседания у просторного центрального бассейна.