Речь начинается со слогов! Это крайне важный показатель, когда ребёнок способен произнести слитно согласный и гласный звуки. За этой возможностью стоит мощнейший механизм согласованности действий всего артикуляторного аппарата, это сигнал об определенной степени зрелости речевых зон коры.
За простейшим осознанным "ба" или "па" стоит так много умений
- Способность воспринять сигнал моторной коры на смыкание губ и воспроизвести нужное движение.
- Умение прервать этот сигнал, затормозить его действие. Это не менее важно, чем инициация артикуляторного движения! Не получится затормозить действие губ или языка, не перейти к гласному звуку.
- Диафрагмального выдоха наконец-то хватает на вытягивание гласного.
- Переключаемость артикуляторных движений достигает того совершенства, которое позволит сделать незаметным переход от согласного к гласному. Иначе отрывистые звуки не собираются в звукокомплексы.
- Аналитико-синтетических способностей моторной коры должно хватать на то, чтобы собрать отдельные звуки в лексически значимую единицу - слово.
- Зона восприятия речи тоже должна уметь поддерживать свою направленную активность хотя бы на ту секунду, пока звучит чьё-то слово. Чтобы это восприятие было осознанным, мы добиваемся взгляда ребёнка на лицо говорящего с ним человека. Иначе происходит выход в спонтанные повторения слогов, которые не закрепляются в осознанной речи ребёнка.
Вот тот минимум зрелости суммы речевых способностей, которого нужно достичь ребёнку, чтобы произнести один или два слога, глядя на предмет.
Почему недостаточно для осознанной речи отдельных звуков?
При серьезной степени алалических проявлений начать работу можно только с отдельного звука. Вызвать звуки - уже большое достижение! Однако одиночные фонемы позволят лишь создать первичную связку звук-образ (звук-буква, звук-предмет). Этого мало для формирования ряда. А речь - это выстроенная в определённой последовательности комбинация звуков, т. е. ряд (не говорим сейчас обо всей нейрофизиологической подоплёке речи).
Отсюда важнейший вывод: порадовались появившимся звукам и направили усилия на вызывание слогов и на формирование слоговой структуры речи в целом.
Это отдельный, значительный пласт работы. На канале ему посвящена отдельная подборка. Только после появления первых осознанных слогов я начинаю прогностический отсчёт по формированию дальнейших речевых навыков у ребёнка. Пока есть отдельные звуки, невозможно предсказать дальнейший ход речевого развития. На этих звуках ребёнок с тотальной речевой апраксией и агнозией может остановиться и годами оставаться на одном уровне.
Даже один осознанный слог - это победа, потому что он стремительно тянет за собой следующий.
Неделю назад прозвучал у Клима слог "ба", когда он просил кусочек батона. И вот, буквально через несколько дней он с гордостью показывал маме свою аппликацию, которую сделал в садике. И прозвучало практически целое слово " ГУСЕ... ница".
Агата тоже активно набирает свои первые слоги. Первым, традиционно, был слог "ба", а следом и "яблоко" подтянулось. Трудно его распознать, т. к. слово сократилось до двух слогов, но сомнений, что это именно оно, яблоко, у нас нет.
Что делать дальше, чтобы ускорить движение в сторону накопления слов из двух слогов?
Формируем слоговые ряды
У детей уже есть в активе отработанные навыки, которые послужат базой для произнесения слов из двух слогов.
- Они умеют одновременно сдвигать обеими ручками пары предметов или картинок от боковых сторон стола к центру.
- Научились стучать ладошкой по крупно напечатанным одинаковым слогам, типа БА-БА, ХА-ХА, ДА-ДА.
- Появились жест-реакции на определённые слова.
- Умеют переключать внимание с одного действия и слова на другое через слово "стоп". Как, например, в игре "Я бегу. СТОП. Я сижу."
- Слоги с резиночкой дали понимание протяжного пропевания гласного звука.
Серьёзные трудности с преодолением барьера выхода в открытый слог испытывают дети с алалией в средне - тяжелой или тяжелой степени выраженности. При лёгкой или средне - лёгкой степени сбой со становлением слоговой структуры происходит на рубеже перехода к словам из трёх слогов. Так что следующая игра, которую я опишу, необходима только при выраженных степенях алалических проявлений.
Тренинг по произношению слов из двух слогов при алалии
Готовим разрезные картинки из двух частей. Чем проще, тем лучше, т. к. цель наша в данной игре не развитие конструктивного праксиса, а исключительно речевая. Слова должны состоять из 2-х слогов. Нестрашно, если один из слогов будет закрытый (зай-ка, ку-бик), подобрать слова только с открытыми слогами в достаточном количестве сложно. Ребёнок всё равно упростит слово до приемлемого для него уровня. На первых этапах работы выбор по материалу весьма ограниченный из-за недостаточных навыков ребёнка. Важнее КАК выполнить упражнение, а не то, что будет нарисовано на картинке.
Наша основная цель: добиться слитности в произношении двух гласных звуков.
Кладём половинки картинки под каждую ручку малыша. Левая ручка начинает плавно двигать свою часть к середине стола, при этом мы тянем "Ваа", побуждая ребёнка к повторению за нами. Достигли центра стола, стоп. Движение переходит на правую ручку, она в свою очередь подтягивает часть картинки, мы тянем вместе с ребёнком " Заа". Части картинки состыковались, мы произносим слово полностью "ваза". Где будут ручки ребёнка в этот момент неважно: могут остаться на карточках или опуститься на колени. Мы слушаем, что удалось ему проговорить.
Все предметы иногда называются ребёнком одинаково:
- А-А - ваза
- А-А - рыба
- А-А - зайка
Если гласные прозвучали не как один долгий звук, а как два слитно произнесённых (примерно как мы поём при укачивании младенца), это то, что нужно! Не получилось, повторяем упражнение, сдвигаем части картинки снова. Однако чаще всего один из слогов не теряет согласный звук.
Вероятнее всего мы услышим:
- ВА-А - ваза
- Ы-БА - рыба
- А-КА - зайка
Такой результат нас устраивает. Неделя, максимум месяц такой ежедневной работы с картинками дадут результат. В речи ребёнка лавинообразно начнут появляться слова из двух слогов. Это означает, что порог слогообразования преодолён и можно двигаться к следующим вершинам.
Алалия - это тяжелейшее системное нарушение речевого развития. Логопедическая наука относительно недавно научилась справляться с этим недугом. Даже лёгкая степень алалических нарушений может привести к инвалидности ребёнка при отсутствии должной помощи. Высокая степень нарушения речевых зон коры требует кропотливой работы и прохождения "в ручном" режиме тех стадий развития речи, которые предшествуют появлению фразы. Не хочу, чтобы у вас были иллюзии относительно самостоятельного выхода ребёнка в речь.
Медленное, поступательное решение проблем - это тот путь, который с успехом может пройти ребёнок с алалией от полного молчания до развернутой фразы.
Путь-то, в сущности, вполне обозримый: звук - слог - слово - фраза. Вместе осилим!
Всем успехов в развитии речи.