Имеет ли Бог образ человека?
В соответствии с древней иудейской традицией, ряд еврейских ученых утверждают, что образ Божий в человеке не означает, что Бог обладает человеческими чертами, а, скорее, наоборот - это утверждение является образным выражением той истины, что Бог, у Которого нет понятного нам образа, даровал особую честь человеку, которую Он не оказал всему остальному творению.
В христианском богословии существуют три варианта истолкования понятия «образ Божий»: субстанциональный, релятивистский и функциональный.
1. Субстанциональный
Этот взгляд связывает образ Бога с психологическим или духовным обликом человека.
Согласно этому взгляду, подобно тому, как скульптура или картина создается по образу в уме художника, так и Бог создал нас по образу в Его Уме.
Ириней Лионский считал, что человечество до грехопадения было создано по образу Божьему благодаря способности проявлять свободную волю и разум. Тема образа Божьего очень подробно объясняется Августином, богословом пятого века, который описывает троичную формулу в образе Божьем. Троичное структурное определение образа Божьего Августином включает память, интеллект и волю. Согласно Августину, "воля [...] объединяет те вещи, которые хранятся в памяти, с теми вещами, которые оттуда запечатлеваются перед мысленным взором в концепциях".
Описание памяти, интеллекта и воли Августином в качестве образа Бога в человеке, на протяжении ряда веков занимали доминирующее положение в развитии христианского богословия.
Средневековые богословы различали образ и подобие Бога. Образ соотносился с естественным, врожденным сходством с Богом, а второе - с моральными качествами (атрибутами Бога), которые были утрачены при грехопадении, но которые можно вновь обретать.
Реформаторы предполагали, что святость (или "целостность") человечества была утрачена после грехопадения, хотя свободная воля и разум сохранились. Джон Кальвин и Мартин Лютер соглашались в том, что что-то из imago dei было утрачено при грехопадении, но его фрагменты сохранились в той или иной форме, как гласит статья 114 Катехизиса Лютера: "Человек потерял образ Божий, когда впал в грех".
2. Релятивистский
Такая концепция исходит из того, что человек должен быть в отношениях с Богом, чтобы обладать «образом Бога». Человек обладает способностью мыслить как существенной чертой личности, но именно в отношениях с Богом проявляется истинный образ Бога.
3. Функциональный
Функциональный взгляд интерпретирует образ Бога как роль в сотворенном порядке, где человек является царем или правителем земли.
Эта точка зрения, которой придерживается большое число современных исследователей Ветхого Завета, сложилась с развитием современной библеистики и основана на сравнительных исследованиях Древнего Ближнего Востока.
Археология обнаружила множество текстов, в которых конкретные цари превозносятся как "образы" соответствующих божеств и правят на основе божественного мандата.
На самом деле все эти три точки зрения не противоречат друг другу.
Образ Бога – это и разум и память и воля и возможность общения с Богом, а проявляется он в том числе в том, что человек господствует над Божьим творением.