Как обычно, сложилась ситуация с молодым предпринимателем, которая подвигла рассказать историю развития помогающих профессий за последние лет 30. Что, почему, как и в каких условиях работает.
Зачем? Да чтоб думающие люди могли различать, а значит понимать )))
90е. Ситуация кардинально другая нежели сейчас. Молодые коммерческие фирмы нуждаются просто в информации. Анекдот про двух знакомых и вагон сахара – абсолютная реальность. Самое главное - знать кому и что конкретно нужно. Прямо сейчас. Не в принципе. Интернета нет, Заводы продают что делают. Но это не интересно, потому что нужно всем другое. Проблема – где найти другое? Интернета нет. Но появились первые компьютеры. Я как раз снабжал свежей инфой несколько коммерческих фирм. Разовые объявления о покупке или продаже из ленты «всего» заводил в базы. Были такие еженедельные толстые журналы (А4, 2 см толщиной) с объявлениями. Его в четверг везут в издательство печатать в мск, А я уже скачиваю электронную версию в Нижегородскую область. Коммерсанты садились за комп и читали сначала что продают, а потом делали запросы – кто купит. И просто шли звонить ))) Вот она уникальность – обладать информацией, пока еще никто не знает. Никаких поддерживающих, обучающих, коучинговых и прочих блогеров им не надо было. Как потопаешь, так и полопаешь. Или волка ноги кормят. Я не энергетическая накачка, марафоны и пр…
Совсем другое дело было на старых заводах. Ну если, конечно, его просто не пилили на металлолом. Там стояла задача – ВЫЖИТЬ! И чтобы выжить необходимо было измениться. Вспомните свои привычки – то что мы делаем всегда естественно, привычно и единственно правильное. Любые советы и рекомендации, заставляющие напрягаться – ерунда. Это потому что сейчас у нас все есть и все хорошо. А у заводов так же были привычки (в управлении, в продуктах, в способах продажи, работе с персоналом, оплате труда, складах итд). Но если не будешь меняться – то умрешь. Буквально. И очень быстро. А как меняться – никто не знал. Потому что все предприятия жили всегда по одним привычкам. И преподаватели в ВУЗах научного коммунизма и политической экономики не знали, как жить и работать по другому. Каждый тыкался и искал свой путь. Тогда появились слова реинжениринг, бизнес-процессы, TQM (отец бережливого производства) и другие слова. Не потому чтоб был регламент с печатью на полке, а чтоб перестроить процессы, начать работать по другому и выжить. Вот тогда появилось слово КОНСАЛТИНГ. Как востребованная услуга поддержки изменений на предприятии. Потому что у консалтинговой компании был реальный опыт проведения изменений на предприятиях и модели решения проблем на складах или в области зарплат, или еще где. Важно, что это не был «консалтинг в принципе» - обо всем, научу быть счастливым. Всегда в какой-то области. Потому что консалтинг был профессиональным.
Итак, поддержка началась с консалтинга. Который был востребован заказчиком (иначе просто он умрет). И который был конкретным и профессиональным.
Начало 2000х. У тех кто выжил или вырос из продаж, основные задачи уже были решены. Все работало. Надо было расти. В начале 2000х росло все. Что значит расти? – Требовались лучшие продажи и профессионализм в узких областях (управление, экономика и учет, персонал, склады). Это было время расцвета обучающих программ. Ценник высокий. Длительность обычно от 2-3 полных! Дней. С полным погружением. Сейчас это почти невозможно представить, но на тренингах по продажам участники реально тренировали в парах конкретные короткие приемы поведения. Целый день. Несколько дней подряд. И через месяц-другой снова. 15-20 взрослых людей. Целый день с короткими перерывами на кофе и теорию. Часами, каждый, меняясь в парах здороваются, слушают, изображают интерес или безразличие – что скажет ТРЕНЕР. На программах по экономике, персоналу, управлению, складам итд – ситуация другая. Там лектор рассказывает модели, опыт внедрения, расчеты и тд. А слушатели рисуют, считают, заполняют таблички, обсуждают в малых группах применимость в своих условиях итд. Потому что это был единственный способ принести на предприятие новые идеи для развития и роста. Ценник кстати на 1 человека под 100тыр. Даже сейчас, при других зарплатах, мало кто из руководителей послал бы своих. Почему? Потому что НЕ НАДО! Не востребовано! Разговаривать о развитии, уровне квалификации итд – не то же самое, что реально хотеть и вкладывать в развитие средства. Но это тема для другого раза.
Итак в начале 2000х, для обеспечения этапа развития бизнеса, стали востребованы ТРЕНИНГОВЫЕ и ОБУЧАЮЩИЕ программы. Востребованы – значит за них платили хорошие деньги и они реально использовались в работе компаний. КОНСАЛТИНГ еще оставался. Но если пройти обучение заместителя маркетинговым моделям стоило 70-100 тыр, то одно маркетинговое исследование уходило за 1 млн. При внедрение складского учета, бюджетирования и тд ценник еще выше.
Это часть 1. Продолжение следует …