Найти тему
Без шелухи. Marina Kon

Как самая некрасивая "Даная" стала самой знаменитой

Грубое лицо, рыхлое тело – где изящество линий, точеный профиль, золотые кудри где? Разве привередливый Зевс мог снизойти до такой Данаи? Ах, маэстро Рембрандт, и это ваш идеал женщины…

Своих «Данай» нам оставили Тициан, Корреджо, Беллуччи; те дамы пленительны. Но как считают знатоки, они по всем статьям уступают толстомясой героине Рембрандта. И что в ней такого?

Две жены и две «Данаи»

Ему 28, ей 21; он – сын мельника, заболевший живописью, она – дочь бургомистра, оставшаяся сиротой, но с хорошим приданым. Ее зовут Саския – по голландским меркам имя красивое – она мила, Рембрандт влюбляется по уши. Свадьба в 1634 году, новый дом в кредит, достаток, трое детей – увы, дети умирают. Когда пара была счастлива, маэстро создал первую «Данаю» - и то была Саския. По канонам легенды, на царевну лился золотой дождик (так к ней проник шалун Зевс); бедра чаровницы прикрывала легкая шаль.

Саския в образе Флоры и автопортрет Рембрандта с Саскией на коленях
Саския в образе Флоры и автопортрет Рембрандта с Саскией на коленях

Жизнь Саскии оборвалась через 9 лет после свадьбы: туберкулез. Она успела родить Рембрандту еще одного сына, тот выжил. Но потеря жены погрузила мир красок во мрак; вдовца одолел творческий кризис. А потом в его жизнь вошла Гертье Диркс – крепкая, здоровая, с телом крестьянки и пламенным темпераментом. Похоже, Гертье нянчила сына Рембрандта, так что далеко тот новую даму не искал. Художник снова встал к мольберту; под магией ласк раскованной Гертье кисть начала вытворять такое… Разбуженная чувственность Рембрандта перебегала на холст; «женская нагота пленительно засветилась с полотен» (В. Пикуль); «никогда еще Рембрандт не писал с таким откровенным наслаждением тело женщины» (В. Власов).

А дальше случилось грустное. Маэстро вытащил полотно десятилетней давности, с Данаей-Саскией, и поверх прежних линий наложил новые. Вместо золотого дождя полился солнечный свет. Шаль исчезла, нагота открылась. Лицо покойной жены обрело черты Гертье Диркс. Саския жила на других картинах Рембрандта – Флорой, святой Екатериной – а «Данаей» ей быть отныне не суждено. Так решил ее возмужавший, познавший грубые радости плоти супруг.

Гертье Диркс; справа - в образе Данаи
Гертье Диркс; справа - в образе Данаи

И все же - шедевр

Саския тоже не была красавицей, но ее преемница прямо вызывающе некрасива. Это не главное, единодушно решили знатоки; главное – изобразительный гений автора, умение передать все оттенки чувственности, восторг ожидания, томление тела. «И даже некрасивость лица и тела героини не вредят впечатлению», писал А. Бенуа. Другой ценитель голландской школы, Э. Фромантен, заметил о Рембрандте: «Он любил женщин, но замечал только деформированные тела». Пусть так, да и трудно не согласиться: работа восхитительна, кто разбирается в живописи, тот млеет от «Данаи». Только Саскию все равно жалко.

Особенно когда знаешь, какой мегерой оказалась Гертье Диркс. Если верить В. Пикулю, она изо всех сил пыталась женить на себе Рембрандта, а когда он увлекся другой, отсудила себе содержание; позже мастер разорился – среди его кредиторов деловито сновала Гертье, ей достались рукомойник и белье.

«Даная» тоже ушла с молотка. Кочевала по частным собраниям, потом ее выкупила для Эрмитажа Екатерина II. О первой картине, где была Саския, узнали только в 20-м веке, когда искусствоведу Юрию Кузнецову пришла идея высветить холст рентгеном. Шок! Сквозь грубые черты Гертье проступил лик Саскии, ее прическа, ожерелье, известные по другим полотнам. И лился невидимый зрителю золотой дождь.

Рембрандт ван Рейн окончил дни в бедности. Умер 63-летним, похоронен в одной из церквей Амстердама, но под какой именно плитой, неизвестно.

Изуродованная "Даная"
Изуродованная "Даная"

А «Даная» продолжает жить и восхищать, хотя ей тоже досталось. В 1985-м некто Майгис, псих из Литвы, дважды проткнул полотно ножом и облил серной кислотой. Картину возрождали 12 лет, часть фрагментов красочного слоя утеряна с концами, вместо оригинала мы видим качественную реконструкцию.

Искреннее спасибо и на том, сказал бы маэстро Рембрандт.

Автор – Марина Туманова

Благодарю вас за внимание к каналу, за лайки, комментарии, подписки