Найти тему
БИТ

Поход эскадры контр-адмирала Небогатова на Дальний Восток в 1905 году. Часть 3

Отрывок из «Воспоминаний» капитана 2 ранга Федора Викторовича Северина (выпуск 1899 года из Морского Корпуса).

Предыдущая часть - здесь.

По мере того, как мы продвигались на запад, ветер свежел и, когда мы подошли к траверзу острова Уайт, SW-й ветер дошел до 10-11 баллов (0-штиль, а 12-шторм) и сдерживал наш ход настолько, что суда даже не выгребали. Качка была настолько велика, что носовые части судов погружались по башни в воду и брызги покрывали целиком корабли. Коки и повара в этот день не в состоянии были готовить обед - все выплескивалось и пришлось перейти на консервы. Были моменты, когда при полном ходе вперед, у нас было 1/2 узла заднего хода. Около 3-х часов дня легли на курс, ведущий нас мимо французского, острова Уэссан, но держались вне видимости его.

Ввиду того, что Англия была союзницей Японии и косвенно старалась ей помогать, то для прохода Гибралтара мы выбрали темноту, Было часов 8 вечера и мы, придерживаясь африканского берега, пошли в пролив, погасив все огни. Нас было в кильватерной колонне 9-10 с головным броненосцем «Император Николай I». Вдруг увидели мы громадный пассажирский пароход, идущий из Средиземного моря в океан. Курс этого парохода первоначально шел в сторону от нашего курса, как это было можно судить по его отличительным огням. Но вскоре мы заметили, что пароход этот меняет курс в нашу сторону. Во избежание катастрофы, нам пришлось на «Имп. Николае I» открыть все огни, чему последовали все прочие суда колонны. Но пароход, заметив этот наш маневр, круто повернул вправо, и прошел вдоль нашей линии судов на расстоянии не более 300 метров. Можно себе представить удивление парохода, когда перед его носом стали открываться огни длинной линии судов.

Вошли в Средиземное море. Наш отряд направлялся к берегам Испанского Марокко, к островам Сафарин, находящимся вблизи города Мелилла. Мы были вынуждены это сделать после перехода от Скагена до Средиземного моря, так как за весь этот переход не было произведено погрузки угля и угольные ямы были пусты. На этой группе небольших островов (2-3 не больше) помещалась испанская каторжная тюрьма и что-то вроде крепости.

Как только мы подошли к островкам и стали здесь на якорь, на крепости был поднят громадный испанский флаг. По международным правилам мы обязаны были салютовать этому флагу, но мы этого не сделали по следующим причинам: если бы мы салютовали мы бы этим самым признали, что мы находимся в испанских территориальных водах, где имели бы право простоять только 24 часа. Между тем погода все время стояла настолько ветреная, что не позволяла приступать к погрузке с наших транспортов угля, без которого мы не могли двинуться дальше.

По прошествии первых 24-х часов нашего пребывания на этом рейде, к нам на «Имп. Николай I» прибыл с острова испанский офицер в сопровождении переводчика узнать, когда мы предполагаем покинуть их территориальные воды. Он был принят флаг-капитаном, который его заверил, что мы нисколько не хотим злоупотреблять испанским гостеприимством и, как только погода нам позволит погрузить уголь, сейчас же уйдем в море. Он был вполне удовлетворен этим заявлением и покинул броненосец.

На следующий день утром этот офицер опять пожаловал к нам на корабль. Опять тот же вопросе и опять в том же духе ответ флаг-капитана.

В тот же день после обеда снова является этот же офицер и на этот раз он выражает желание видеть лично самого адмирала. Хотя адмирал был дома, но в его: расчеты не входило вести переговоры непосредственно с этим офицером, а потому официально значилось, что адмирал не дома и объезжает как раз суда своего отряда. Как на грех, погода была все еще довольно ветреная, но все же с легким уклоном на улучшение. Когда флаг-капитан сообщил свое сожаление что адмирала дома нет, я, бывший здесь же на палубе, видел по лицу испанца, что он понял, что адмирал дома и только не хочет его принять.

Опять на следующее утро, т.е. на четвертые сутки нашей стоянки на этом рейде, прибыл тот же офицер и на этот раз, в довольно сухом тоне сообщил флаг-капитану, что губернатор из Мелиллы телеграфировал с категорическим требованием узнать об окончательном сроке нашего ухода. Попросили этого офицера в кают-кампанию, велели подать шампанского пока флаг-офицер переговорит с адмиралом об ответе губернатору. Суда наши приступили к погрузке угля, но эта операция была довольно долгая, тем более что угольных транспортов у нас было только два. Буксирному пароходу «Свирь» было приказано сняться с якоря и двигаться по рейду самым малым ходом, а поэтому испанцу было сообщено, что одно судно уже приступает к уходу, а другие суда будут ему следовать. С таким ответом для передачи губернатору офицер, в сопровождении переводчика, направился к выходу из. кают-кампании. Ради экономии топлива, освещение на корабле не было пущено и в помещении перед трапом, ведущим в батарейную палубу, было очень темно. Вот здесь флаг-капитан, шедший рядом с переводчиком, пропустил вперед офицера и сунул переводчику в руку десять золотых монет по одному, английскому фунту каждая. Тот эти деньги взял, но сейчас же, подойдя к офицеру, переговорил с ним о чем-то по-испански. Офицер сразу же, рассвирепел на переводчика, видимо он был очень недоволен, что тот взял деньги, и в результате переводчик вернул деньги все обратно флаг-капитану.

«Номер» не удался.

Погрузка угля шла на судах полном ходом, и мы рассчитывали, действительно, на следующий день уйти. В тот же день, после обеда, опять визит того же офицера. На этот раз он нам сообщил, что мы дблжны уйти до рассвета, в противном случае крепость откроет по нас огонь - таково было распоряжение губернатора из Мелиллы. Мы, однако, к вечеру закончили грузиться углем и ночью покинули рейд и гостеприимный берег. Правдами и неправдами, таким образом, простояли мы там пять суток и сделали то, что нам надо было сделать - погрузили с наших транспортов уголь. Направились мы на остров Крит в бухту Суда. Это большая и глубокая бухта, очень удобная для стоянки на якоре и нагрузки угля. Здесь к нам присоединились транспорт «Граф Строганов» и госпитальное судно «Кострома» прибывшие к нам из Черного моря. Как на предыдущей стоянке, так и здесь, мы имели главную цель подгрузиться углём, хотя Греция и заявила о своем нейтралитете в нашем конфликте с Японией, но в силу родственных отношений, какие существовали между нашим царствующим домом и королевским домом Греции, нам здесь особых препятствий не чинили и, совершив в два-три дня операцию с погрузкой угля, мы двинулись дальше, взяв курс на Порт-Сайд.

Броненосец «Император Николай I». Необычный ракурс - вид сзади...
Броненосец «Император Николай I». Необычный ракурс - вид сзади...

В Порт-Сайде местные власти приняли все меры для охраны наших судов. Сделано это было, конечно, не ради наших интересов и симпатий к нам, а всецело в интересах общества, эксплуатирующего Суэцкий канал. Если что-нибудь случится, канал может оказаться непроходимым для торговых судов, и общество Суэцкого канала и главным образом Англия, могли бы потерпеть огромные материальные убытки. Поэтому нас поставили на дальнюю линию бочек и вооруженные солдаты египетской армии и днем и ночью объезжали на катерах все наши суда. С берега, однако, какие-то подозрительные личности снимали фотографии с наших судов, мы же не имели права запретить им делать этого. Вне всякого сомнения, фотографии эти были с первым уходящим пароходом отправлены в Японию, так как с тактической стороны такие снимки, могли оказать большую услугу неприятелю.

Пройдя благополучно канал, остановились в бухте у пустынного и безлюдного берега, милях в 10-15 от выхода. Мы избегали стоянок в людных местах и всемерно стремились быть незамеченными.

Продолжение следует...

======================

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520–2839) является сетевым средством массовой информации и публикует статьи по актуальным проблемам гуманитарных и естественных наук

======================