Найти тему
Мама, не ори!

Мотивация «от» и мотивация «к»: что работает лучше

Человек по природе своей довольно ленивое существо. Призывы покинуть зону комфорта, по сути, противоречат человеческой природе. Наша психика, наоборот, всеми силами стремится к комфорту, использует для это различные механизмы приспособления и защиты. А мозг стремится к экономии энергии и минимизации каких-то усилий.

Именно поэтому нам так сложно менять устоявшиеся привычки, образ жизни. Перемены — это всегда стресс, мало кто из нормальных людей хочет добровольно обрекать себя на страдания и мучения.

Для того, чтобы что-то предпринимать, выходить из зоны комфорта, нужна сильная мотивация, понимание того, а зачем оно мне надо? что это мне даст?

Мотивация может быть разной: внутренней и внешней, на результат и на избегание неудач, она может быть от чего-то и к чему-либо.

Раньше я думала, что мотивация «к», когда человек стремится к чему-то хорошему, приобретает какие-то выгоды — это самая правильная мотивация. Благодаря ей, легче двигаться к своим целям и путь не воспринимается как очень тяжелый. Я всегда считала, что морковка перед носом намного лучше, чем факел в пятой точке.

Мое мнение противоречит результатам многочисленных исследований. Люди действуют решительнее при мотивации «от», то есть чтобы избежать каких-то неприятных последствий, предотвратить катастрофы.

Если взять самый простой пример со снижением веса, то мало кого мотивирует хорошее состояние здоровья, другое качество жизни, нормализация всех жизненно важных показателей, увеличение срока жизни. Об этом часто говорят врачи-диетологи, призывающие следить за индексом массы тела.

Но стоит врачу сказать пациенту, что через три месяца у него будет инфаркт, отнимутся ноги, он умрет, если не будет худеть, то он тут же берется за этот вопрос с большим энтузиазмом. Знал ли он о последствиях ожирения до этого критического момента? Конечно, знал, но мотивация была иной. Это была мотивация «к», которая в данном случае не сработала.

У детей часто мотивация «от» является ведущей. Они учатся не потому, что им интересно узнавать что-то новое, они хотят стать умнее, у них есть амбиции, а потому что в противном случае родители будут ругать, лишат карманных денег, накажут, запретят гулять с друзьями и играть в компьютер.

С такой же мотивацией некоторые подростки выбирают профессию. Они не думают о том, чтобы выбрать себе дело по душе, стать в будущем классными профессионалами. Они стараются угодить родителям, выбирать то, что оплачивается лучше, без учета своих склонностей, идут туда, куда пошли друзья. Уходят от конфликтов, от ответственности, от необходимости делать выбор.

Может играть роль еще и то, что отрицательные последствия более понятны, вызывают больше эмоций, чем предполагаемые изменения к лучшему.

Одна коллега, она работает психологом с детьми, как-то делилась, что родители хуже реагируют на посыл о том, что надо помогать ребенку раскрывать свои таланты, реализовать свой потенциал, делать все, чтобы он вырос счастливым человеком.

-2

Больше отклика у них вызывало то, что надо учить ребенка защищаться, чтобы он не стал жертвой буллинга, отстаивать свои границы, чтобы на нем не ездили все подряд, обращаться с деньгами, чтобы он не стал нищим или кредитозависимым.

Быть счастливым — не очень понятно, а не стать жертвой буллинга — не просто очень понятно, но и еще и страшно. И это сработало при продвижении ее услуг.

Это среднестатистическая картина, понятно, что в любом правиле есть исключения. Возможно, вы как раз из тех людей, для которых дофаминовое предвкушение — это точно лучше, чем работа на кортизоле.

Какая мотивация лучше работает у вас: «к» или «от»?

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.

Канал «Мама, не ори!»: пространство для тех, кто воспитывает детей, любит жизнь и интересуется психологией🎯