Не могу не поделиться с вами той новостью, что у меня теперь есть еще и расписание 1907 года и 1936 года. Скан 1907 года - это, конечно, нечто. Естественно, что я сразу же полез на страницу с моим родным Иркутском. И вот и решил сразу же написать внеочередную публикацию о том, как ходили поезда от Иркутска до Тайшета 117 лет назад. Там с этим справочником вообще всё интересно! Он наполовину на русском, а наполовину на немецком. Время обозначается вот так:
06:00 - это означает 6 часов утра;
05:59 (с нижним подчеркиванием минут - ну не знает Дзен такого варианта написания) - означает, что это время с 6 часов вечера, до 05:59 утра;
06:00 - это означает 6 часов вечера.
Почему считали с 6 вечера до 05:59 утра - это я уж понятия не имею. Вполне возможно, что это было связано с зарплатой машинистов, например - днем одна ставка, а ночью другая. В общем, это нужно спрашивать у составителя справочника 1907 года, но это уже вряд ли возможно.
Поезда обозначались так:
Ск. - скорый;
См - смешанный;
Па - пассажирский;
Пч - почтовый;
Ку - курьерский;
До - дополнительный.
Ну и существовала еще куча вариантов их совмещения друг с другом. Например, ПчПа - это почтово-пассажирский.
Куда ходили поезда с соответствующими номерами - я так и не нашел однозначного ответа, потому как часть страниц (возможно с пояснениями) отсутствует. Скорее всего, все поезда просто следовали без пересадки по маршруту Москва-Иркутск (но почему-то такая пометка сделана только для вагонов I-II класса). Рядом с каждым номером Могут быть еще значки. Например, значок "Х" означает, что нумерация вагонов с хвоста состава. А еще пометки есть рядом с названием станций, которые также на русском и немецком языках. Например, рюмка рядом с названием станции означает, что там есть буфет. В общем, выглядит это всё вот так:
Ну то есть: пассажирский поезд № 5 из Иркутска отправлялся в 5:35 дня, а уже в 06:10 вечера уходил со станции Иннокентьевская. Нумерация вагонов с хвоста состава. И в Иркутске, и на Иннокентьевской есть буфет.
Итак, что мы будем сравнивать. Предлагаю такой набор для сравнения:
- скорый № 1 из 1907 года;
- пассажирский № 5 тоже из 1907 года;
- современные электрички.
Почему я решил взять именно электрички?! Да потому что не все станции, на которых поезда останавливаются в наши дни, были в 1907 году. Тот же Ангарск, например, отсутствовал. И наоборот: не на всех станциях, на которых останавливались поезда 117 лет назад, останавливаются поезда в наши дни. Вот и получается, что с электричками сравнить будет проще. Время я все-таки переведу на современный вариант представления, чтобы не путаться с этими подчеркиваниями
Итак, от Иркутска-Пассажирского поезда / электричка отправлялись:
- № 1 - 19:35;
- № 5 - 17:35;
- № 6319 (Кая - Черемхово - самая обычная электричка) - 17:35. Последние два будет сравнивать совсем легко!
Сейчас у нас построили новое здание для прохода к поездам. Стало, конечно, получше, чем было - есть второй этаж с хоть каким-то залом ожидания, но постоянно звенящие рамки досмотра убивают весь комфорт, конечно. Подремать там вряд ли получится.
Справочник 1907 года дает расстояние до Иннокентьевской в 7 верст (1 верста 1,067 километра примерно). От этой станции поезда отправлялись в:
- № 1 - 19:58 (то есть вместе со стоянкой 23 минуты);
- № 5 - 18:10 (35 минут);
- № 619 - 17:51 (16 минут).
В наши дни Иннокентьевская - это Иркутск-Сортировочный.
Следующая станция была Суховская. Есть она и в наши дни. Территориально в наши дни она относится уже к Ангарску. Но поскольку Ангарск - это город, рожденный победой, то в 1907 году была только Суховская. Это 31 верста от Иркутска (34 км). Оттуда с учетом стояки поезда отправлялись:
- № 1 - а вот неизвестно во сколько, поскольку не было у него остановки на этой станции;
- № 5 - 19:06 (1 час 31 минута);
- № 6319 - 18:31 (56 минут).
Ну тут явно № 5 сколько-то стоял на Иннокентьевской, так как ну не мог он там так просто полчаса терять на 7 верстах.
А вот в Тельме останавливались все три сравниваемых поезда:
- № 1 - 21:29 (1 час 54 минуты);
- № 5 - 20:02 (2 часа 27 минут);
- № 6319 - 19:01 (1 час 26 минут).
В очередной раз приглашаю вас полюбоваться церковью в Тельме. Ночью она очень эффектно смотрится:
А вот дальше интересно. № 1 проезжал без остановки и Усолье и Мальту. № 5 и электричка останавливались и там, и там. так что давайте сравним сразу по станции Половина с очередным буфетом, где останавливались все:
- № 1 - 23:13 (время в пути - 3 часа 38 минут);
- № 5 - 22:38 (кстати, еще немного, и где-то № 1 будет обгонять № 5) (5 часов 03 минуты);
- 19:54 (2 часа 19 минут).
В какой только цветовой гамме не был вокзал на это станции в последние годы: и серый, и ярко-голубой, и желто-зеленый, и желто-коричневый. Сразу же вспоминается "Мимино": "Хозяин, может быть этот колор?":
Касьяновку № 1 проследовал без остановки, поэтому далее сравниваем уже по конечной станции электропоезда № 6319 - Черемхово:
- № 1 - 00:14 (4 часа 39 минут);
- № 5 - 00:36 (7 часов 01 минута);
- № 6319 - 20:26 (2 часа 51 минута).
7 часов до Черемхово?! Да за это время выспаться можно было ) 122 версты / 7 часов - это примерно 17,5 верст/час или 18,5 км/ч.
Вот он вокзал в городе, где помнят и очень любят Владимира Гуркина. Помните его пьесу "Любовь и голуби".
Средняя скорость современной электрички, кстати - 42,8 версты/час.
Далее станции Кутулик и Головинскую № 1 следовал без остановок (а вот по остановкам у него был вполне неплохой график), а останавливался уже на станции Залари. В 2024 году сравнивать будем уже график с электропоездом № 6415 сообщением Половина - Зима:
- № 1 - 02:16;
- № 5 - 03:19;
- № 6415 - 08:58.
Поселок этот, кстати, достаточно старый по нашим меркам - известен еще с 1734 года.
На станции Зима, где был буфет, останавливался только поезд № 5. Имеет смысл все-таки сравнить его график с графиком современной электрички:
- № 5 - 06:16 (от Черемхово время в пути 5 часов 40 минут) (от Иркутска 12 часов 41 минута);
- № 6415 - 10:02 (2 часа 20 минут). Итого, если сложить два времени от Иркутска, то это уже 5 часов 11 минут.
Вот вообще пассажирский поезд не спешил в 1907 году. Интересно, а люди реально успевали на таких станциях сходить в буфет как в фильме "Вокзал для двоих"? Или это для ожидающих было?
Переходим к третьему участку. Зима - Тулун. Третьему в том смысле, что мы пересели виртуально уже на третью электричку. Кимильтей давайте минуем, так как № 1 опять-таки не имел там остановки, а вот в Куйтуне пройдем сверку:
- № 1 - 06:37 (общее время в пути от Иркутска 11 часов 02 минуты);
- № 5 - 08:53 (15 часов 18 минут);
- № 6411 - 08:26 (общее время от Иркутска 6 часов 56 минут).
Дальше у № 1 были без остановки Шерагул и Азей, и вот уже Тулун с очередным буфетом:
- № 1 - 09:16 (общее время в пути от Иркутска 13 часов 41 минута);
- № 5 - 12:15 (18 часов 40 минут);
- № 6411 - 08:47 (общее время от Иркутска 8 часов 17 минут).
Помню, ехал я как-то из Усть-Илимска из командировки каким-то очень медленным поездом- не было билетов на другой, а ехать в -40 на автобусе как-то не хотелось. И вот в Тулуне стоянка затянулась. Потом началась кака-то активность на перроне. Никого из вагонов не выпускают проводники, так как уже давно должны были отправиться. А с поездом явно делают какие-то маневровые работы. Оказалось, что подцепляли спецвагон, в котором везли заключенных в Ангарск. Потом в Ангарске была такая же задержка, связанная с отцепкой вагона.
Будагово скорый № 1 опять проследовал без остановки, поэтому устремляемся сразу в Худоеланскую. Она возникла в связи со строительством Транссиба. Здесь заправляли водой паровозы. Отсюда сравниваемые поезда отправлялись в:
- № 1 - 11:30 (время в пути 15 часов 55 минут);
- № 5 - 14:57 (21 час 22 минуты);
- № 6405 - 08:34 (общее время от Иркутска 9 часов 40 минут).
А впереди уже очередной районный центр - Нижнеудинск:
- № 1 - 13:00 (время в пути 18 часов 25 минут);
- № 5 - 16:49 (23 час 46 минут);
- № 6405 - 09:30 (общее время от Иркутска 10 часов 37 минут).
И в Нижнеудинске опять-таки был буфет. Эх, жаль, что не указана в справочники продолжительность стоянки.
Станции Ук, Камышет и Замзор № 1 в 1907 году опять-таки следовал без остановки - прямо вот прекрасно шёл! А вот в Алзамае давайте опять сравнивать:
- № 1 - 15:47 (20 часов 12 минут);
- № 5 - 20:07 (26 часов 32 минуты, то есть уже вторые сутки пошли);
- № 6401 - 08:44 (12 часов 24 минуты).
Вот он вокзал в самом маленьком городе Иркутской области:
Ну и последний рывок до Тайшета. № 1 опять мимо Байроновки и Разгона. И в итоге в Тайшете мы:
- № 1 - 18:10 (22 часов 35 минут);
- № 5 - 23:42 (30 часов 07 минут);
- № 6401 - 10:09 (13 часов 46 минут).
Кстати, из поездов в наши дни самый быстрый идет между этими станциями 10 часов 47 минут. Это № 009 и № 069. А вот самый долгий № 205 - Иркутск - Анапа - 12 часов 23 минуты. То есть в целом ускорение примерно в 2 раза за 117 лет. Но даже самый быстрый скорый 1907 года проигрывал почти 9 часов по чистому ходу современной электричке.
Спасибо, что читаете! Не знаю уж интересует ли кого-то столь далекое прошлое, но мне было интересно вот прямо. До встречи на канале!