Найти тему

Поезд на участке Иркутск-Тайшет в 1907 году. Оценим время в пути

Не могу не поделиться с вами той новостью, что у меня теперь есть еще и расписание 1907 года и 1936 года. Скан 1907 года - это, конечно, нечто. Естественно, что я сразу же полез на страницу с моим родным Иркутском. И вот и решил сразу же написать внеочередную публикацию о том, как ходили поезда от Иркутска до Тайшета 117 лет назад. Там с этим справочником вообще всё интересно! Он наполовину на русском, а наполовину на немецком. Время обозначается вот так:

06:00 - это означает 6 часов утра;

05:59 (с нижним подчеркиванием минут - ну не знает Дзен такого варианта написания) - означает, что это время с 6 часов вечера, до 05:59 утра;

06:00 - это означает 6 часов вечера.

Почему считали с 6 вечера до 05:59 утра - это я уж понятия не имею. Вполне возможно, что это было связано с зарплатой машинистов, например - днем одна ставка, а ночью другая. В общем, это нужно спрашивать у составителя справочника 1907 года, но это уже вряд ли возможно.

Поезда обозначались так:

Ск. - скорый;

См - смешанный;

Па - пассажирский;

Пч - почтовый;

Ку - курьерский;

До - дополнительный.

Ну и существовала еще куча вариантов их совмещения друг с другом. Например, ПчПа - это почтово-пассажирский.

Куда ходили поезда с соответствующими номерами - я так и не нашел однозначного ответа, потому как часть страниц (возможно с пояснениями) отсутствует. Скорее всего, все поезда просто следовали без пересадки по маршруту Москва-Иркутск (но почему-то такая пометка сделана только для вагонов I-II класса). Рядом с каждым номером Могут быть еще значки. Например, значок "Х" означает, что нумерация вагонов с хвоста состава. А еще пометки есть рядом с названием станций, которые также на русском и немецком языках. Например, рюмка рядом с названием станции означает, что там есть буфет. В общем, выглядит это всё вот так:

Фрагмент расписания 1907 года
Фрагмент расписания 1907 года

Ну то есть: пассажирский поезд № 5 из Иркутска отправлялся в 5:35 дня, а уже в 06:10 вечера уходил со станции Иннокентьевская. Нумерация вагонов с хвоста состава. И в Иркутске, и на Иннокентьевской есть буфет.

Итак, что мы будем сравнивать. Предлагаю такой набор для сравнения:

  • скорый № 1 из 1907 года;
  • пассажирский № 5 тоже из 1907 года;
  • современные электрички.

Почему я решил взять именно электрички?! Да потому что не все станции, на которых поезда останавливаются в наши дни, были в 1907 году. Тот же Ангарск, например, отсутствовал. И наоборот: не на всех станциях, на которых останавливались поезда 117 лет назад, останавливаются поезда в наши дни. Вот и получается, что с электричками сравнить будет проще. Время я все-таки переведу на современный вариант представления, чтобы не путаться с этими подчеркиваниями

Итак, от Иркутска-Пассажирского поезда / электричка отправлялись:

  • № 1 - 19:35;
  • № 5 - 17:35;
  • № 6319 (Кая - Черемхово - самая обычная электричка) - 17:35. Последние два будет сравнивать совсем легко!

Сейчас у нас построили новое здание для прохода к поездам. Стало, конечно, получше, чем было - есть второй этаж с хоть каким-то залом ожидания, но постоянно звенящие рамки досмотра убивают весь комфорт, конечно. Подремать там вряд ли получится.

Новое здание вокзала Иркутск-Пассажирский. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Новое здание вокзала Иркутск-Пассажирский. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Справочник 1907 года дает расстояние до Иннокентьевской в 7 верст (1 верста 1,067 километра примерно). От этой станции поезда отправлялись в:

  • № 1 - 19:58 (то есть вместе со стоянкой 23 минуты);
  • № 5 - 18:10 (35 минут);
  • № 619 - 17:51 (16 минут).

В наши дни Иннокентьевская - это Иркутск-Сортировочный.

Вокзал станции Иркутск-Сортировочный. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вокзал станции Иркутск-Сортировочный. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Следующая станция была Суховская. Есть она и в наши дни. Территориально в наши дни она относится уже к Ангарску. Но поскольку Ангарск - это город, рожденный победой, то в 1907 году была только Суховская. Это 31 верста от Иркутска (34 км). Оттуда с учетом стояки поезда отправлялись:

  • № 1 - а вот неизвестно во сколько, поскольку не было у него остановки на этой станции;
  • № 5 - 19:06 (1 час 31 минута);
  • № 6319 - 18:31 (56 минут).

Ну тут явно № 5 сколько-то стоял на Иннокентьевской, так как ну не мог он там так просто полчаса терять на 7 верстах.

Станция Суховская. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Станция Суховская. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот в Тельме останавливались все три сравниваемых поезда:

  • № 1 - 21:29 (1 час 54 минуты);
  • № 5 - 20:02 (2 часа 27 минут);
  • № 6319 - 19:01 (1 час 26 минут).

В очередной раз приглашаю вас полюбоваться церковью в Тельме. Ночью она очень эффектно смотрится:

Тельма. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Тельма. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот дальше интересно. № 1 проезжал без остановки и Усолье и Мальту. № 5 и электричка останавливались и там, и там. так что давайте сравним сразу по станции Половина с очередным буфетом, где останавливались все:

  • № 1 - 23:13 (время в пути - 3 часа 38 минут);
  • № 5 - 22:38 (кстати, еще немного, и где-то № 1 будет обгонять № 5) (5 часов 03 минуты);
  • 19:54 (2 часа 19 минут).

В какой только цветовой гамме не был вокзал на это станции в последние годы: и серый, и ярко-голубой, и желто-зеленый, и желто-коричневый. Сразу же вспоминается "Мимино": "Хозяин, может быть этот колор?":

Половина. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Половина. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Половина. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Половина. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Половина. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Половина. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Кадр из фильма "Мимино". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Кадр из фильма "Мимино". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Касьяновку № 1 проследовал без остановки, поэтому далее сравниваем уже по конечной станции электропоезда № 6319 - Черемхово:

  • № 1 - 00:14 (4 часа 39 минут);
  • № 5 - 00:36 (7 часов 01 минута);
  • № 6319 - 20:26 (2 часа 51 минута).

7 часов до Черемхово?! Да за это время выспаться можно было ) 122 версты / 7 часов - это примерно 17,5 верст/час или 18,5 км/ч.

Вот он вокзал в городе, где помнят и очень любят Владимира Гуркина. Помните его пьесу "Любовь и голуби".

Черемхово. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Черемхово. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Средняя скорость современной электрички, кстати - 42,8 версты/час.

Далее станции Кутулик и Головинскую № 1 следовал без остановок (а вот по остановкам у него был вполне неплохой график), а останавливался уже на станции Залари. В 2024 году сравнивать будем уже график с электропоездом № 6415 сообщением Половина - Зима:

  • № 1 - 02:16;
  • № 5 - 03:19;
  • № 6415 - 08:58.

Поселок этот, кстати, достаточно старый по нашим меркам - известен еще с 1734 года.

Залари. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Залари. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

На станции Зима, где был буфет, останавливался только поезд № 5. Имеет смысл все-таки сравнить его график с графиком современной электрички:

  • № 5 - 06:16 (от Черемхово время в пути 5 часов 40 минут) (от Иркутска 12 часов 41 минута);
  • № 6415 - 10:02 (2 часа 20 минут). Итого, если сложить два времени от Иркутска, то это уже 5 часов 11 минут.

Вот вообще пассажирский поезд не спешил в 1907 году. Интересно, а люди реально успевали на таких станциях сходить в буфет как в фильме "Вокзал для двоих"? Или это для ожидающих было?

Кадр из фильма "Вокзал для двоих". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Кадр из фильма "Вокзал для двоих". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Переходим к третьему участку. Зима - Тулун. Третьему в том смысле, что мы пересели виртуально уже на третью электричку. Кимильтей давайте минуем, так как № 1 опять-таки не имел там остановки, а вот в Куйтуне пройдем сверку:

  • № 1 - 06:37 (общее время в пути от Иркутска 11 часов 02 минуты);
  • № 5 - 08:53 (15 часов 18 минут);
  • № 6411 - 08:26 (общее время от Иркутска 6 часов 56 минут).
Куйтун. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Куйтун. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Дальше у № 1 были без остановки Шерагул и Азей, и вот уже Тулун с очередным буфетом:

  • № 1 - 09:16 (общее время в пути от Иркутска 13 часов 41 минута);
  • № 5 - 12:15 (18 часов 40 минут);
  • № 6411 - 08:47 (общее время от Иркутска 8 часов 17 минут).
Тулун. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Тулун. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Помню, ехал я как-то из Усть-Илимска из командировки каким-то очень медленным поездом- не было билетов на другой, а ехать в -40 на автобусе как-то не хотелось. И вот в Тулуне стоянка затянулась. Потом началась кака-то активность на перроне. Никого из вагонов не выпускают проводники, так как уже давно должны были отправиться. А с поездом явно делают какие-то маневровые работы. Оказалось, что подцепляли спецвагон, в котором везли заключенных в Ангарск. Потом в Ангарске была такая же задержка, связанная с отцепкой вагона.

Будагово скорый № 1 опять проследовал без остановки, поэтому устремляемся сразу в Худоеланскую. Она возникла в связи со строительством Транссиба. Здесь заправляли водой паровозы. Отсюда сравниваемые поезда отправлялись в:

  • № 1 - 11:30 (время в пути 15 часов 55 минут);
  • № 5 - 14:57 (21 час 22 минуты);
  • № 6405 - 08:34 (общее время от Иркутска 9 часов 40 минут).
Худоеланская. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Худоеланская. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А впереди уже очередной районный центр - Нижнеудинск:

  • № 1 - 13:00 (время в пути 18 часов 25 минут);
  • № 5 - 16:49 (23 час 46 минут);
  • № 6405 - 09:30 (общее время от Иркутска 10 часов 37 минут).

И в Нижнеудинске опять-таки был буфет. Эх, жаль, что не указана в справочники продолжительность стоянки.

Станции Ук, Камышет и Замзор № 1 в 1907 году опять-таки следовал без остановки - прямо вот прекрасно шёл! А вот в Алзамае давайте опять сравнивать:

  • № 1 - 15:47 (20 часов 12 минут);
  • № 5 - 20:07 (26 часов 32 минуты, то есть уже вторые сутки пошли);
  • № 6401 - 08:44 (12 часов 24 минуты).

Вот он вокзал в самом маленьком городе Иркутской области:

Алзамай. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Алзамай. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну и последний рывок до Тайшета. № 1 опять мимо Байроновки и Разгона. И в итоге в Тайшете мы:

  • № 1 - 18:10 (22 часов 35 минут);
  • № 5 - 23:42 (30 часов 07 минут);
  • № 6401 - 10:09 (13 часов 46 минут).

Кстати, из поездов в наши дни самый быстрый идет между этими станциями 10 часов 47 минут. Это № 009 и № 069. А вот самый долгий № 205 - Иркутск - Анапа - 12 часов 23 минуты. То есть в целом ускорение примерно в 2 раза за 117 лет. Но даже самый быстрый скорый 1907 года проигрывал почти 9 часов по чистому ходу современной электричке.

Спасибо, что читаете! Не знаю уж интересует ли кого-то столь далекое прошлое, но мне было интересно вот прямо. До встречи на канале!