Найти тему

Список на вылет - 24 градуса

Здравствуйте! Недавно я опубликовал здесь свой опус про то, по каким приметам я выбирал франшизу «24 градуса». Там я затронул тему, каким франшизам не стоит доверять. Затронул, но раскрыл не полностью. Поэтому вдогонку решил составить как я его называю «список на вылет». Это список примет, по которым надо отсекать франшизы.

Тема горячая. Посмотрите, сколько франшиз оказываются мыльными пузырями, лопаются и исчезают бесследно. Отток идет большой. При этом общее количество франшиз все равно растет. Вопрос – за счет чего? Кто такие все эти люди, которые штампуют одну франшизу за другой? По моим ощущениям, около половины всех франшиз сейчас (если не больше) – это нежизнеспособные проекты, которые или специально создавались под сбор паушальных взносов с последующим закрытием, или просто являются детищамидилетантов, которые хотели поиграть в бизнес, но были к этому не готовы. Вот от таких опасных проектов я и хочу предостеречь людей. На каких правах я тут даю советы? Скорее, на правах неравнодушного наблюдателя. Я как владелец франшизы а (мой опыт как раз успешный) интересуюсь этой темой, лично знаком с некоторыми людьми, которые обжигались на франшизах, отслеживаю ситуацию по интернету. Итак вот мой «список на вылет»:

1. Отсутствие опыта. Тут насторожить могут два факта. Первый, что компания образована недавно. Второй, что она сама не развивает бизнес, а только продает франшизы. Все это повышает риски того, что перед вами «плохая» франшиза: или просто поверхностная и не проработанная или вообще пустышка, намеренно созданная для сбора денег.

2. Плохая репутация. Как понять, какая репутация у франшизы? Сначала – идти в интернет и изучать отзывы и публикации. Еще бы хорошо проверить картотеки судебных дел. Если были какие-то скандалы, суды, неудачи, то это всплывет. Единственное что, если компания молодая, то она могла еще не оставить свой негативный след в интернете. Учитывайте это. Можно пойти и дальше Интернета и позвонить реальным франчайзи и расспросить их мнение, узнать, в чем сильные и слабые стороны франшизы, насколько куратор помогает, оправдались ли ожидания.

3. Фальшивки. Это откровенное мошенничество. Крайний случай, но не такой уж и редкий. Мошенники представляются представителями известных франшиз, собирают паушальные взносы и сливаются. Тут надо, конечно, быть уверенным, что ты общаешься с реальным представителем компании (в этом несложно убедиться, у компании есть сайт, телефон и этот контакт можно проверить). Ну и нужно понимать, кому ты переводишь деньги за франшизу: владельцу товарного знака или Васе Пупкину.

4. Неправдоподобная информация. В своей прошлой статье я упоминал случаи, когда франчайзер обещает «все сделать за вас» или вернуть деньги/паушальный взнос в случае неудачи («если не устроит результат»). Это уловки, которые должны насторожить. Если партнер, от которого вы зависите, бросается такими словами, то можно ли ему доверять? Обещание астрономических доходов тоже может оказаться уловкой. Проанализируйте, сколько в этой сфере приносит аналогичный бизнес и постарайтесь трезво оценить адекватность финансовой модели, описываемой франчайзером. Вообще скажу так, меня сейчас стали настораживать все франшизы, которые обещают, что все будет дешево, быстро и легко. Конечно, надо разбираться в каждом конкретном случае отдельно, но обычно все-таки, чтобы что-то получить, нужно что-то отдать (время+деньги+труд).

5. Непрозрачность. Я в одно это слово заключил разные смыслы. Во-первых, то, что компания может умалчивать какие-то факты. Если в презентациях и в переговорах с тобой франчайзер рисует только идеальную картину, значит, он что-то умалчивает. Какие риски есть у бизнеса? Какой был неудачный опыт? Кто из франчайзи закрывался и почему? У любой медали, даже самой ценной, есть обратная сторона. И действительно крепкая компания не будет её утаивать (какие-то секреты могут быть, конечно, но не одна сплошная тайна). Поэтому если франчайзер сам не говорит о рисках и отрицательном опыте, не бойтесь его об этом расспрашивать. Если он будет продолжать гнуть свою линию про то, что он идеальный, франшиза его идеальная, франчайзи идеальные и все питаются только росой, нектаром и никогда даже не чихают, то это аргумент скорее против франшизы, а не за нее. Как еще может проявляться то, что я назвал непрозрачностью? В искажении фактов. Это не то что бы обман, но и не совсем правда… Например, франчайзер говорит вам, что у вас прибыль будет 500 тысяч рублей в месяц и эти расчеты опираются на реальную финансовую модель. Но он не заостряет внимание на том, что эти 500 тысяч приносит его бизнес в городе-миллионнике в локации с сумасшедшим трафиком. А в твоем городке, где живет 50 тысяч человек и у всех достаток ниже среднего, ты на латте-маккиато-рафах не заработаешь и 50 тысяч. В общем, очень важно, чтобы франчайзер адаптировал свои расчеты под твой рынок и честно говорил, стоит тебе открываться или нет.

О том, почему я выбрал франшизу «24 градуса» и по каким признакам можно распознать хорошую франшизу, я написал здесь