В первых числах сентября 1941 года в обороне недалеко от Большого Токмака боевым охранением 983 стрелкового полка 253-й стрелковой дивизии были задержаны трое вооружённых военнослужащих. Один был в форме старшины, двое – рядовые красноармейцы. Старший оперуполномоченный особого отдела полка Александр Иванович Матвеев (которому месяц, как исполнилось 20 лет) срочно прибыл в штаб батальона. Он приказал разоружить их до выяснения и начал допрос.
Старшина заявил, что они «окруженцы» и теперь добираются до своих частей. Оба красноармейца подтвердили слова командира. Матвеев расспрашивал каждого, откуда родом, как давно в армии, где родные и т.п.
Один из бойцов сказал, что родом из Запорожья, работал нам на заводе «Интернационал» и был там секретарём комсомольской организации в своём цеху. Искренний Матвеев образовался, что встретил земляка. Стал спрашивать, не знает ли он, где находится теперь секретарь комитета комсомола завода? Матвеев хорошо знал этого человека.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
И вдруг чекист заметил, что «земляк» заволновался, отвечает на вопросы уклончиво, а потом ещё и называет совершенно другую фамилию секретаря. Когда Матвеев спросил про районного секретаря райкома комсомола, задержанный уклончиво ответил, что давно не был в городе и точно не знает, кто там руководил перед самой войной.
Внешне спокойно закончив беседу, Матвеев сказал, что выяснит, где точно их часть, и после этого отправит всех попутной машиной. После этого начались допросы по одному.
У старшины «особист» поинтересовался только данными части. «Земляка» прямо спросил, почему тот врёт. Пытаясь придерживаться старой версии, тот окончательно запутался – то заявлял, что знает секретаря горкома хорошо, то говорил, что видел его пару раз. Когда Матвеев показал ему своё удостоверение (того самого 1-го секретаря горкома комсомола Запорожской области), задержанный начал плакать и рассказал, что в Запорожье никогда не был.
А потом признался, что они должны были пробраться туда и встретиться со второй группой разведчиков-диверсантов, заброшенных ранее. И организовывать диверсии в районе железнодорожного узла Волноваха.
Сведения были очень важными и Матвеев получил приказ немедленно вывезти диверсантов в Особый отдел армии. Следовало срочно начать выявление второй группы. На 30-ти километрах пути (от расположения части) нестабильного фронта могло случиться всякое. Поэтому задержанных посадили в кузов, где был установлен зенитный пулемёт. Рядом посадили трёх автоматчиков и вполне успешно довезли, и сдали диверсантов в Особый отдел армии. Туда же Матвеев привёз материалы первичных допросов. Это было первое серьёзное дело Александра по задержанию немецких агентов, и он внутренне очень гордился, что в борьбе с фашистами появился теперь и его маленький вклад.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.