16 – 22 апреля у славян отмечаются Русалии. В весенний сезон просыпаются водные девы, и с разливом рек начинают веселиться. Этот период времени у славян именуют Русалии, и им посвящена целая неделя. Кологодняя цикличность, смена времён года у русичей напрямую увязана с гормональной перестройкой. Весеннее равноденствие и все последующие весенние праздники коррелируются с уравниванием и гармонизацией мужской и женской энергий. Тают льды и снега, тают мужские и женские сердца. Активизируются гормоны.
Русалии – пора обновления и возрождения не только природы, но и всех живых существ, победа жизни над смертью, всеобщего ликования и торжества бытия. Водные девы также подвержены чувствам.
Русалки девушки своеобразные, ожидать от них можно всякого. Могут защекотать до смерти, могуть утянуть на дно, а могут внезапно помочь и наградить по-царски вне зависимости от личных качеств. Человек может обладать положительными чертами или отрицательными - всё зависит от того, понравился он русалке или нет. Однако и это не может быть гарантией неприкосновенности путника, прохожего, случайно оказавшегося во владениях водных духов. Поскольку любого понравившегося добра молодца или зрелого мужчину они могут утопить, даже не поняв и сами, как это произошло - ведь в пылу своих забав они по-просту забывают, что человек не создан для того, чтобы долго находиться под водой. Не соизмеряя свои возможности с человеческими, играя с попавшим в их сети визави под водой слишком долго, они пренебрегают предосторожностью; и в какой-то момент ему не может не хватить воздуха, и он окончательно перестанет дышать.
Особой угрозе подвергаются молодые красавцы, на которых могут положить глаз русалки: всё красивое притягивает. Особенно весной. И если случайно или намеренно (на спор) молодые ухари окажутся ночью на берегу водоёма в весенне-летний сезон, это значит для них - играть со смертью.
Русалку или русалочий коллектив можно задобрить подарками: ожерельем или серёжками, лентами или гребешками, браслетами или бусами, отрезом белой ткани или готовой белой длинной рубахой.
В любом случае, показываться ночью в прибрежной полосе людям небезопасно. Рискованно это для человека любого пола и возраста. Русалки могут утопить и малое дитя с тем, чтобы вырастить из него полноценную мавку или ундину, омутницу или купалку, водяницу или лоскотуху (щекотку), болотника или кикимору болотную, бродника или бродницу, озёрного или водяного, и даже самого Морского Царя.
Русалии интересны для русского этноса ещё в одном аспекте: как известно нам по «Песням птицы Гамаюн», русалка Рось, дочь Днепра, вышла замуж за Перуна, от которого родила Даждьбога. А Даждьбог – прямой предок русского народа. Так Рось стала прародительницей русского племени. Поэтому восточные славяне – росы, сыны Даждьбога, потомки Роси: «И пошли у Живы Свароговны с молодым Даждьбогом Перуновичем скоро детушки: князь Кисек, потом Арий (Орей). А отец Арий породил сыновей Кия, Щека (Чеха) и Хорива (Горовато) младшего.
Их поила Земун молоком своим, колыбель качал бог ветров Стрибог, их Семаргл согревал, Хорс им мир озарял.
Появились у них и внуки, а потом появились правнуки – то потомки Даждьбога и Живы, и Роси – русалки прекрасной, то народ великий и славный, племя то по имени русь». («Песни птицы Гамаюн» в кн.: «Русские Веды», М., специальный выпуск журнала «Наука и религия», 1992 г., стр. 125 – 126).
Через специальные обряды и ритуалы пращуры устанавливали баланс меж природой и людьми, гармонизируясь с окружающей средой.
16 апреля молодые дЕвицы-красавицы в сумерки снимали свои талисманы, амулеты и обережные символы, распускали волосы и облачались в белые одеяния. Выходили на берега рек и завивались кольцом в хороводном вращении, повторяя небесное движение Солнца, пели чарующие песни, призывая русалок себе в помощь, прося у них защиты от всех бед и напастей. Добрых мОлодцов в своё единство не пускали, отгоняли и старались уходить от общества, чтобы никто не мешал.
Для русалок девушки оставляли особые дары: на ветвях прибрежных деревьев повязывали ленты, бусы, а внизу оставляли гребни.
В последующие дни Русальей недели молодёжь уже объединялась для проведения обрядов и праздничных гуляний. Эти дни были наполнены совместными хороводами, играми «колечко-колечко», «ручеёк», «горелки» («Гори, гори ясно!»), «бояре», парными играми с поцелуями.
По вечерам устраивали братчину – общую трапезу под открытым небом, яства для которой приносили вскладчину – от каждого дома по своему блюду. А поздними вечерами поочерёдно собирались у кого-то в большой горнице для дальнейшего совместного общения, сказывания весёлых сказок, страшных преданий и народных легенд.
Русалья неделя – первая после зимних святок, когда красны дЕвицы могут в стороне от чужих глаз одни, или объединившись с товарками, ворожить и гадать на любовь и замужество. Заканчивается эта седмица Ляльником, и вечером сего дня девушки традиционно оставляют подношения русалкам: хлеб, оладьи, блины, сырники, сладкие булочки.
Русалка (В лазоревой воде)
Константин Бальмонт
В лазоревой воде, в жемчужных берегах,
Плыла русалка в блеске чудном.
Она глядела вдаль, скользила в тростниках,
Была в наряде изумрудном.
На берегах реки, из цельных жемчугов,
Не возникало трав на склонах.
Но нежный изумруд был весь её покров,
И нежен цвет очей зелёных.
Над нею догорал оранжевый закат,
Уже зажглась Луна опалом.
Но устремляла вдаль она лучистый взгляд,
Плывя в течении усталом.
Пред ней звезда была меж дымных облаков,
И вот она туда глядела.
И все роскошества жемчужных берегов
За ту звезду отдать хотела.
Мои благосклонные читатели! Чтобы не пропустить следующие публикации, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, свободно высказывайте своё мнение в комментариях и делитесь с друзьями! Удачи и всех благ!