Фильмы-сказки — популярный жанр русского кинематографа. Они всегда нравились зрителям: не зря стали шедеврами советского кино сказки Александра Роу, а сейчас собирают залы и кассу “Последний богатырь” (2017-2021) или “По щучьему велению” (2023).
Как на протяжении времени менялись киношные Кощей, Баба Яга и другие фольклорные персонажи? Разбираемся в сегодняшней статье.
______________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_______________________________________________________________
Главный герой: от богатыря — к балагуру
Герой народных волшебных сказках, как правило, персонаж-аутсайдер. Кем бы он ни был и как бы его ни звали — Иван-дурак, Иван-Царевич, Емеля — это обычно третий сын в семье, не работящий, простодушный, выполняющий роль шута и дурака, но при этом добрый, находчивый и притягивающий удачу.
В советском кино такой герой появился не сразу. Например, в одном из первых фильмов-сказок Александра Роу, “Кащей Бессмертный” 1944 года, главный герой — Никита Кожемяка — ведёт свою родословную не от фольклорного Ивана, а от одноимённого богатыря, а это уже совсем другой тип.
Никита — идеальный герой: обладает огромной силой, идёт воевать, прежде всего, за Родину, затем — ради спасения своей невесты. Он серьёзен и прям. А функцию находчивого шута берёт на себя его соратник — Булат-балагур, который как раз не очень силён, но смекалист и шутлив.
В фильме “Варвара-краса — длинная коса” (1969) герой уже другой: не богатырь, но и не дурак из сказки. Андрей — сын рыбака, простой и прямой парень, который встаёт на защиту несправедливо обиженных: отправляется выручать сына царя от Чуда-Юда. Но это герой более мелкого масштаба: он не воин, а препятствия преодолевает благодаря своей доброте, порядочности и чистой душе.
Примерно таким и остаётся герой советских фильмов-сказок. Меняется он незначительно: разве что, тоже оказывается подвластен искушению (“Огонь, вода и… медные трубы”, 1967) и чаще начинает проявлять не только прямоту и простодушие, но и находчивость (“Как Иванушка-дурачок за чудом сходил”, 1977).
А порой в фильмах-сказках 1970-80-х годов вместо фольклорного героя начинают действовать дети: “Новогодние приключения Маши и Вити” (1975), “Там, на неведомых дорожках” (1982). Такие фильмы уже больше похожи на фэнтези с героем-попаданцем и обычно не пытаются следовать сюжету волшебной сказки, а играют с героями и образами оттуда по-новому.
В постсоветском кино герой наконец-то перестаёт быть идеальным или близким к идеальному и становится, в общем, ближе к сказочному образу дурака.
Например, в успешной франшизе “Последний богатырь” (2017-2021) Иван — простой парень, который попадает в сказку из другого мира, не обладает силой, не владеет оружием, да и чистым душой его не назовёшь. Это герой-аферист, который привык обманывать людей, а из умений у него — разве что постоянная потребность отвечать шутками на вопросы окружающих и какая-никакая находчивость. И если маска дурака и находчивость напоминают о чертах дурака из сказки, то нечестное обогащение за счёт других – не характерная для Ивана-дурака черта, привнесённая извне.
А в недавно вышедшем “По щучьему велению” (2023) Емеля и вовсе получился очень аутентичным сказочным героем: по-детски обманывает старого отца, хочет всего и сразу, не прикладывая усилий, но при этом — добрый, весёлый и по-молодецки храбрый. Впрочем, здесь героя показывают как бы на этапе взросления: к концу фильма он начинает преодолевать свой эгоизм и инфантильность и понимает, как важно ценить близких ему людей.
Возлюбленная героя: боевая подруга или дева в беде?
Обычно архетип девушки, действующей в народных сказках — стандартная “дева в беде”: её похищает злодей — Кощей / Змей Горыныч / Чудо-Юдо (нужное подчеркнуть) – и удерживает в плену, чтобы герой имел возможность спасти предмет своей любви. Этот образ меняется разве что в тех сказках, где сама девушка оказывается главным действующим лицом — например, в сказке “Финист Ясный сокол” или “Аленький цветочек”.
Такой же девой в беде героиня становится почти во всех советских фильмах. Но “Кащей Бессмертный” 1944 года — исключение.
Марья Моревна в сказках — дева-богатырша. И в фильме героиня — сильная женщина. Да, Кащей её похищает, но при этом она по возможности активно действует и помогает Никите и Булату. В начале фильма — ловко ставит на место с помощью загадок ненужного ей жениха, затем — выведывает тайну Кащея и быстро принимает решения снять кольцо, чтобы помочь Никите и его товарищу, понимая, что обрекает себя на вечный сон. Причём жертвует собой Марья даже не столько ради возлюбленного, сколько ради спасения Родины.
В послевоенных фильмах героиня теряет воинственность и сильные черты характера. Всё чаще на её месте оказывается милая и наивная девушка, которая, даже если и предпринимает попытки к бегству от похитителя или бунт против отца, попытки эти выглядят инфантильными, не увенчиваются успехом и не влияют на развитие сюжета.
По-новому героиню начинают показывать в некоторых фильмах 1980-х годов. Например, в фильме “Там, на неведомых дорожках” (1982) Василиса Прекрасная выглядит как девушка-подросток, ненамного старше главного героя — мальчика Мити. У неё нет жениха, её не похищает Кащей: наоборот, Василиса вместе с Митей разрабатывает план по спасению царя и помогает победить врагов.
В современных фильмах-сказках героиня продолжает развиваться и всё чаще предстаёт не девой в беде, а, скорее, боевой подругой главного героя. Например, в фильме “Последний богатырь” (2017) Василиса — дева-воительница, которая вместе с Иваном и другими героями отправляется в путь за мечом-кладенцом. А в сказке “По щучьему велению” (2023) Щука-Василиса оказывается в роли советчицы и помощницы героя, часто довольно ироничной, без которой, в общем-то, он бы не справился со всеми задачами.
Кащей Бессмертный: воплощение зла или харизматичный герой с трудным детством?
Кащей — один из самых зловещих и в то же время притягательных сказочных героев. Он обладает бессмертием и огромной силой, а чтобы его победить, одним владением меча не отделаешься: надо знать, где находится его смерть.
Неудивительно, что этот яркий образ всегда привлекал режиссёров. И, конечно, первый, кто подарил нам запоминающийся образ Кащея Бессмертного, был Александр Роу с его одноимённым фильмом, где роль Кащея блистательно воплотил Георгий Милляр. Фильм, вышедший во время Великой Отечественной войны, наполнен аналогиями: хотя здесь есть место и юмору, и волшебству, но на первый план выходит тема борьбы за Родину. И Кащей показан как абсолютное зло: с механическими ровными движениями, безжалостный и могущественный. Конечно, как и во многих сказках того времени, в его образе угадывается Гитлер.
Образ Кащея для этого фильма Роу взял с третьего всадника Апокалипсиса (олицетворяющего голод) на картине Виктора Васнецова “Воины Апокалипсиса” (1887). Георгий Милляр в этой роли выглядит фактически как оживший скелет: голый череп, застывший взгляд, кольчуга в виде рёбер.
Этот образ, сейчас для нас привычный и всюду тиражируемый, возможно, стал таким популярным именно после фильма Роу. Дело в том, что нигде в сказках Кащей не описывается именно как скелет: художники первой половины XX века обычно представляют его в виде старика с бородой. Но во всех последующих советских и постсоветских фильмах (за редким исключением) Кащей выглядит примерно так, как в фильме 1944 года.
Впрочем, этот фильм — чуть ли не единственный, показывающий Кащея полным воплощением зла. Затем этот образ смягчается и углубляется. Сам Роу в 1967 году в фильме “Огонь, вода и… медные трубы” показал Кащея уже с другой стороны. Его снова играет Георгий Милляр, но здесь он словно подшучивает над своим мрачным образом из первого фильма. Этот Кащей не производит впечатление властелина мира: слишком уж он мелочный, смешной, желающий, в общем-то, простого мещанского счастья — жениться. Не против слегка схитрить, может и обратить в лягушку, если его рассердить, но больше выглядит как забавный и жалкий старик, который единственный ещё верит в своё величие, оставшееся в прошлом.
В фильмах 1970-80-х Кащея всё чаще показывают с юмором. В “Новогодних приключениях Маши и Вити” (1975) обаятельный Николай Боярский в этой роли поёт, гримасничает, жалуется на боль в зубах, а в битве с Витей легко побеждается обыкновенным магнитом. А герой Олега Табакова в “После дождичка в четверг” (1985) иронизирует над ставшим к тому времени уже привычным образом Кащея в виде худощавого скелета: “Не похож? Думали, худой да бледный? <...> Я ведь в подвале не сижу, на цепях не вишу — и поправился за триcта лет!”
Зловещий образ Кащея снова появляется в фильме “Там, на неведомых дорожках”. Здесь это угрюмый и жёсткий злодей, цель которого — захватить трон и установить в царстве свои порядки. Но в то же время Кащей здесь достаточно харизматичен и даже вызывает сочувствие. У него появляется предыстория: писарь Чумичка освобождает его из заточения, где он много лет провисел на цепях, и мы можем понять жажду героя отомстить. А мрачный взгляд, не исчезающий даже в момент захвата власти, говорит о том, что Кащея не так уж она и радует, кажется, будто он разочарован в жизни, и по-настоящему его ничто не заботит.
В современных фильмах и мультфильмах героя всё чаще показывают неоднозначным, стоящим между тёмными и светлыми силами (например, в “Последнем богатыре”). В полнометражных мультфильмах “Кащей: похититель невест” и “Кащей: Начало” герой и вовсе становится протагонистом, и внимание акцентируется на его сложной судьбе. А в недавно вышедшем “По щучьему велению” знакомый нам персонаж показан и вовсе совершенно не зловеще, как добродушный, в общем, отец, который налаживает отношения со своей взрослеющей дочерью.
Баба Яга: от зловещей ведьмы к доброй бабушке и обратно
В сказках Баба Яга — страж на границе двух миров. Она может выступать как антагонист, похищая детей, и как помощник, который указывает герою путь в Кащеево царство и передаёт полезную информацию.
В советских фильмах популярна стала именно вторая ипостась Бабы Яги. А первым прославившимся исполнителем этой роли был, как известно, тот же Георгий Милляр. Скрюченная сухая ведьма, поначалу выступающая на стороне Кащея, выглядела действительно устрашающе (“Василиса Прекрасная”, 1939). Затем, сохраняя похожий образ внешне, по характеру она становится ближе к энергичной, слегка сварливой старушке и начинает помогать главному герою.
А принявшая эстафету у Милляра Татьяна Пельтцер закрепляет за Бабой Ягой образ доброй, заботливой бабушки (и в фильме “Там, на неведомых дорожках” закономерно становится реальной бабушкой главного героя мальчика Мити).
Особняком здесь стоит фильм “Новогодние приключения Маши и Вити”, где Баба Яга — поедательница детей. Но при этом образ её, как и другой нечисти в этой киносказке, весёлый, задорный. Из старухи она превращается в полную сил и привлекательную женщину, которая поёт, танцует и гримасничает.
В современных фильмах Баба Яга часто более жёсткий, ворчливый и неприятный персонаж. Например, в “Последнем богатыре” (2017) она постоянно пререкается с другими героями, а в фильме “Баба Яга спасает мир” (2023) достаточно грубо разговаривает со всеми и легко превращает людей в животных, если они ей мешают. Впрочем, авторы стараются обосновать её характер тяжёлыми обстоятельствами жизни и, как и Кащею, придумывают предысторию.
Царь: просто царь
В сказках царь обычно один из важных функциональных персонажей: он даёт герою задачи, с которым тот должен справиться, чтобы получить награду. Например, назначает испытания, которые нужно пройти, чтобы получить руку и сердце царской дочери или, будучи отцом героя, даёт ему наказ, который становится завязкой сюжета: сторожить пшеничное поле или пускать стрелу наугад в поисках невесты.
Кажется, царь — тот образ, который практически не менялся с первых сказочных фильмов до современных. Обычно он показан слегка комично, как добродушный и простодушный правитель. Он не очень умён и мало занимается государственными делами, но любит отдавать приказы. Может быть инфантильным и самовлюблённым, но, в целом, вызывает скорее сочувствие и добрую насмешку.
Такой образ царя проходит от “Варвары Красы”, “Огня, вода и… медных труб” до таких современных популярных фильмов как “По щучьему велению”. Сюда же отнесём франшизы “Иван Царевич и Серый волк” и “Три богатыря”, в последней из которых на месте царя выступает князь Киевский.
Единственное, чем, возможно, новые фильмы от старых: в новых фильмах, а особенно, в мультфильмах студии “Мельница” царь или князь, несмотря на свою инфантильность и простодушие, властная фигура. Он отдаёт приказания, и остальные герои его слушаются и воспринимают как авторитет. Главные же герои советских фильмов чаще относятся к царям с иронией и насмешкой.
На этом мы сделаем паузу, хотя о фольклорных героях и их киновоплощениях можно писать вечно. Какие сказочные герои и трактовки их образов нравятся вам? Пишите в комментариях.
Автор статьи: Мария Тихомирова
________________________________________________________________________
Наш телеграмм-канал:
________________________________________________________________________
Читайте также:
_______________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊