Найти в Дзене

Работа с памятью через документальную пьесу

Кажется, что всегда была и остается «ушибленность» своим прошлым. Но можно работать с прошлым в театре не как с историческим полотном, а как с живой тканью современности, потому что проблемой является не история, а именно рефлексия о памяти. Таким образом, память формирует основное концептуальное и предварительное условие, делающее историописание возможным. Работа с документальной пьесой показывает, что без памяти невозможен был бы опыт времени, а без опыта времени мы не могли бы правильно располагать события в прошлом. ______________________________________________________________ ➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️ _______________________________________________________________ Спектакль “Я убил царя” в постановке режиссера Владимира Мирзоева создан по мотивам пьесы Олега Богаева. Это сильное и страшное инвективное высказывание о равнодушии, расчеловечении в эпоху перемен. В спектакле Мирзоева нет людей — есть карикату

Кажется, что всегда была и остается «ушибленность» своим прошлым. Но можно работать с прошлым в театре не как с историческим полотном, а как с живой тканью современности, потому что проблемой является не история, а именно рефлексия о памяти. Таким образом, память формирует основное концептуальное и предварительное условие, делающее историописание возможным. Работа с документальной пьесой показывает, что без памяти невозможен был бы опыт времени, а без опыта времени мы не могли бы правильно располагать события в прошлом.

______________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_______________________________________________________________

Спектакль “Я убил царя” в постановке режиссера Владимира Мирзоева создан по мотивам пьесы Олега Богаева. Это сильное и страшное инвективное высказывание о равнодушии, расчеловечении в эпоху перемен. В спектакле Мирзоева нет людей — есть карикатуры на «человеков», а главные персонажи — это вещи, которые обнаружены у жителей Екатеринбурга после расстрела — кальсоны, сапоги, украшения, крышечки от шкатулок, белье императрицы. Строгий спектакль, построенный как цепочка монологов свидетелей, участников и соучастников той страшной ночи с 16 на 17 июля 1918 года, когда убили Царя. Они дают показания, и каждый персонаж, выходя на сцену и представляясь, прибавляет: «православный», а на вопрос, жалко ли ему царя и его семью отвечает: нет, а чего их жалеть? Никто, ни один человек не раскаивается ни в чем. Наотмашь бьет финальная метафора: всем участникам, как кляп, запихивают в рот кусок хлеба.

-2

Режиссер Антон Федоров поставил спектакль «Это не я» по пьесе Арсения Фарятьева. Работа создана как опыт постсоветской самоидентификации про постепенно распадающуюся личность. Режиссер будто пересмотрел все лучшие советские фильмы. И, задействуя нашу эмоциональную память, начинает играть с ней через узнаваемые образы: вот Женя Лукашин из «Иронии судьбы», Бузыкин из «Осеннего марафона», герой Янковского из «Полетов во сне и наяву». Это то кино, которое уже зашито в ДНК, как советская история. На сцене дощатый помост, несколько стульев, допотопная радиола, холодильник «Зил», печатная машинка. Да, это снова Советский Союз. Ничего плохого в этом, конечно, нет. Иногда поностальгировать даже приятно, но ностальгия предполагает какие-то светлые момента. И вот он парадокс: в какой момент ты прощаешься с фантазиями о лучшей жизни и принимаешь ее темную изнанку, в которой всегда остается открытой только дверца от холодильника?

-3

Режиссер Константин Богомолов взял пьесу Виктора Розова «Гнездо глухаря». Спектакль откровенно включает в себя кино и нарочно на него похож: бесстрастные видеокамеры проецируют на экраны происходящее во всех комнатах добротной советской квартиры, что часто мешает сосредоточиться на живых актерах, которые здесь и сейчас играют сцену, вступают в диалоги, но это же и дает некий зловещий объем, временами кажется, что кто-то неведомый открывает нам вид сверху. Мысленно спускаясь на грешную землю, начинаешь думать, что по всему дому крупного чиновника рассованы “жучки”. Постановка выводит текст частной истории в масштаб трагедии, на уровень общей биографии и судьбы, что позволяет из «вчера» увидеть «сегодня» и ужаснуться тому, как история циклична, как быстро она может вновь повториться и есть ли возможность вырваться из этого круговорота. Время будто устало от людей, а человек до сих пор не смог понять, в какой момент он свернул не туда.

-4

Не стоит забывать, что память, как и травма, формируется в человеческом сознании и передается через социальное взаимодействие. Невозможно, будь ты хоть тысячу раз интеллектуалом, «отодрать» от себя детство, память: какими бы ни были те песни, предметы, воспоминания, это все равно твой код, которым останется в тебе навсегда.

Автор статьи: Влада Булыгина

________________________________________________________________________

Наш телеграмм-канал:

ЛитМузБес | Об истории искусства

________________________________________________________________________

Читайте также:

_______________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊