Разбираемся, что такое продуктовая документация и как она позволяет уменьшить Time to Market, увеличивая Velocity и Predictability команд разработки, на примере сайта кредитных карт Альфа-Банка.
Проблематика
По мере развития сайта количество команд, занимающихся работой над этим продуктом, выросло до трех. В этот момент я столкнулся со сложностями в производственном процессе:
- Проблемы с взаимопониманием внутри и между командами вследствие отсутствия четкой документации как единого источника информации о продукте.
- Замедление разработки из-за отсутствия технических спецификаций.
- Снижение качества, вызванное отсутствием зафиксированных требований и спецификаций
- Проблемы с поддержкой и обновлениями из-за недоступности актуальной документации, заставляющей разработчиков и инженеров по поддержке тратить дополнительное время на изучение кода и внутренней логики продукта.
Всё это приводило к росту количества ошибок при разработке и багов после релиза, увеличению среднего времени от возникновения до решения проблем, увеличению оценок трудоемкости рутинных задач и производительность команды, а также снижению скорости онбординга новых сотрудников.
В конечном итоге страдали ключевые метрики производительности:
- Velocity (непосредственно производительность команд).
- Predictability (предсказуемость работы команд).
- Time to Market (время до выхода на рынок).
Time to Market является одним из ключевых показателей в работе продакт-менеджера. Он оказывает влияние на ту ценность, которую продакт приносит компании: чем скорее новая функциональность окажется в production, тем раньше компания начнет получать дополнительные деньги.
Чтобы решить возникшую проблему, было принято решение заняться внедрением продуктовой документации как обязательной составляющей наших производственных процессов, чтобы она поддерживала деятельность команд, отвечала на все основные вопросы стейкхолдеров и позволила продакт-менеджеру выделять больше времени на выполнение непосредственных обязанностей — генерацию и проверку продуктовых гипотез.
Роль продуктовой документации
Продуктовая документация — это фундамент, на котором строится взаимопонимание между руководителями, маркетологами, разработчиками и конечными пользователями. Как подчеркивается в исследовании на Swimm, документация играет критически важную роль в поддержании высокого качества и обеспечении последовательности в разработке программного обеспечения.
Основные задачи, которые было важно выполнить с помощью продуктовой документации, следующие:
- Зафиксировать формат описания функциональных требований и ожиданий от продукта. Стремились к тому, чтобы спецификации требований четко описывали, что продукт должен выполнять, какие проблемы решать и каким критериям качества отвечать. Это обеспечивало бы основу для всех этапов разработки и тестирования.
- Обеспечить четкое техническое понимание продукта коллегами. Цель была в том, чтобы документация служила для детального описания архитектуры, кода, API и процессов эксплуатации продукта, что является критически важным для внутренней координации между разработчиками, тестировщиками и системными архитекторами.
- Облегчить обслуживание и поддержку продукта. Хотели, чтобы руководства по обслуживанию, документация по устранению неполадок и процедуры обновления продукта направлялись на обеспечение его долгосрочной стабильности и надежности, а также на снижение времени и ресурсов, необходимых для поддержки.
Помимо перечисленных выше задач, продуктовая документация позволяет также достигнуть следующих целей:
- Повышение эффективности использования продукта пользователями. Руководства и FAQ предназначены для облегчения установки, настройки и эксплуатации продукта конечными пользователями, минимизируя необходимость в обращениях к службе поддержки.
- Поддержка маркетинговых и продажных усилий. Документы, ориентированные на маркетинг и продажи, предоставляют информацию о преимуществах продукта, его функциях и конкурентных преимуществах, помогая формировать эффективные стратегии продвижения и коммуникации с потенциальными клиентами.
Важно, чтобы все эти задачи выполнял один единый документ.
Процесс разработки и поддержки продуктовой документации из моего опыта
Так как не было возможности поменять процессы во всей компании, задача заключалась в обеспечении эффективности работы в рамках своего продукта. Действовали...