Вариант 20 сборника ФИПИ-2024 (36 вариантов под редакцией Дощинского, Цыбулько)
Ещё одна трудная разновидность текстов, встречающихся на ЕГЭ — тексты сатирические. На примере произведения Салтыкова-Щедрина из сборника ФИПИ обсудим, как с ними быть: что поможет верно определить авторскую позицию, сформулировать проблему и проанализировать примеры. А готовое сочинение я оставлю в конце статьи.
Итак, сам текст:
Обсуждаем значение непонятных слов:
И размышляем о прочитанном, выполняя задание 22. Какие из утверждений соответствуют содержанию текста?
- Пропажа совести дала возможность многим людям почувствовать себя бодрее и свободнее.
- «Мудрые мира» были обеспокоены тем, что пропала совесть.
- Найденная совесть пробудила в жалком пропойце горькое сознание действительности, которое принесло ему примирение и надежду.
- Слыша крики пропойца, толпа смеётся и глумится над ним, не понимая истинной причины его страданий.
- Долго шаталась бедная, изгнанная совесть по белу свету, пока не нашла приют в душе доброго человека.
Обсуждаем ответы: верными оказались утверждения 1, 4. «Мудрые мира» не обеспокоились, а обрадовались, горькому пропойце совесть принесла отчаяние, и никакого доброго человека изгнанница-совесть не нашла...
Печальная картина! От совести одни страдания. Может, автор хотел убедить нас в том, что это качество вовсе не нужно, без него будет только лучше?
Попробуйте оспорить это утверждение с опорой на текст. В какой момент автор даёт понять, что совесть всё-таки нужна? И зачем она всё-таки необходима?
Несмотря на всё сказанное, мы понимаем, что Салтыков-Щедрин хочет донести до нас мысль о том, насколько люди не ценят совесть, какими безнравственными являются многие из нас...
Позиция автора и комментарий не должны противоречить идее автора. Давайте попробуем составить несколько вариантов рассуждения:
1️⃣ Итак, без совести нет и сознания: в человеке стремительно развиваются пороки — лесть, пресмыкательство, наушничество, клеветничество. Без совести люди «остервеняются», что влечёт за собой всеобщее разорение, разбои — деградацию нравственную и физическую.
С совестью же человек освобождается от пороков (как пьяница освободился от винных паров). Последствия мучительны для «бедной» личности: «внезапно обретённая» совесть становится источником горести. Но без осознания действительности невозможно и самосовершенствование, борьба с недостатками, хотя у слабых людей это осознание может вызвать лишь «бесплодное самообвинение» и отчаяние. Но за время, проведённое с несчастной находкой, пьяница не поддавался порокам — в отличие от глумящейся толпы.
❓Возможная формулировка проблемы: Что происходит с человеком, утратившим совесть?
2️⃣ Из-за того, что отдельные люди почувствовали возможность обманывать, наушничать, клеветать, не думая о последствиях, «мудрые мира» стали пользоваться человеческими слабостями ради своей выгоды. Мир погружается в хаос: разруху, разорение...
❓Возможная формулировка проблемы: К чему приводит отсутствие совести?
3️⃣ Уже знакомые примеры можно рассмотреть под другим углом:
❓ Возможная формулировка проблемы: Как относится общество к совестливому человеку, к его нравственным мучениям?
Понятно, почему толпа «хохочет и глумится»: бессовестным людям не понять нравственных мук и самообвинения, у них всё хорошо.
4️⃣ Обретение совести приносит далеко не счастье. Человек лицом к лицу сталкивается со своими пороками, винит себя за ошибки, которые порой невозможно исправить, за прожитую впустую жизнь...
❓ Возможная формулировка проблемы: Каковы последствия обретения совести? Почему обретение совести — это «лютейшая из всех горестей»?
Что ж, текст мы проанализировали, спорные последствия совести увидели. Всё-таки она нужна нам, хотя и наличие совести чревато для человека муками осознания собственного несовершенства. Но без трезвого взгляда на себя и на мир вокруг невозможно осмысленное существование.
Переходим к составлению рассуждения:
Сочинение
Почему обретение совести — это «лютейшая из всех горестей»? Над этим вопросом призывает задуматься М.Е. Салтыков-Щедрин, автор предложенного для анализа текста.
Автор знакомит читателя с несчастным пропойцей, который поднял затерянную и никому не нужную совесть «в надежде получить за неё шкалик». Однако находка оказалась далеко не безобидной: она поставила героя лицом к самому себе, заставила его испытать «горькое сознание действительности, на избавление от которого были потрачены лучшие силы его существа». Мы понимаем: совесть наделяет человека осознанием происходящего во внешнем и внутреннем мире, принуждает задумываться над собственными поступками.
Далее автор описывает те чувства, которые вызвала в пропойце совесть, её требование оценить собственную жизнь. Осознание недостатков и ошибок не приносит герою «ни примирения, ни надежды». Пьяница способен испытать лишь «бесплодное самообвинение», которое «разрывает на части его бедное сердце». Становится ясно, что муки совести вызвали в герое отчаяние — он почувствовал невозможность изменить жизнь к лучшему, ведь лучшие годы были растрачены им впустую.
Данные примеры связаны как причина и следствие: из-за требований совести осознать всё несовершенство собственного существования герой страдает, корит себя за бессмысленно прожитую жизнь.
Мнение М.Е. Салтыкова-Щедрина ясно: совесть не позволяет человеку жить легко, удобно, без раздумий о собственных поступках и их последствиях, поэтому её можно назвать самым строгим судьёй, самой лютейшей горестью.
Я разделяю позицию автора: для человека нет наказания страшнее, чем муки совести. Подтверждение этой мысли можно найти в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников, совершивший убийство, чтобы проверить свою теорию, погружается в невыносимые нравственные и физические страдания. Он сам вначале не осознаёт, чем вызвано его болезненное, лихорадочное состояние, но потом понимает: он убил не старуху-процентщицу и не Лизавету, он убил самого себя, уничтожил Бога в своей душе. Нарушив нравственный закон, избегая наказания за своё преступление, Родион страшно мучается. Соня Мармеладова, видя эти страдания, помогает герою вернуть веру, убеждает принять заслуженное наказание и раскаяться в содеянном. Следование её словам помогает Раскольникову сделать первый шаг на пути к духовному воскрешению.
Таким образом, совесть — важное нравственное качество, внутренний судья человека и его нравственный ориентир. Чтобы внезапное обретение совести не принесло боли и горечи, мы должны задумываться над каждым поступком и его последствиями.
📝 Чтобы не пропустить новые сочинения и полезные материалы, не забудьте подписаться на канал — впереди много интересного!