Этот особняк находится в самом мистическом месте Москвы - на Патриарших прудах:
Настоящее итальянское палаццо эпохи Возрождения!
Проходишь мимо и каждый раз удивляешься: как же его тяжеловесный фасад и громоздкие окна не вписываются в окружающее пространство московских улиц и переулков. Он как будто попал сюда с венецианских каналов или площадей Флоренции:
На самом деле, особняк не такой древний: построен в начале 20 века, ему чуть больше ста лет. Имя заказчика увековечено на тонком пояске между этажами:
"GABRIELUS TARASSOF FECIT ANNO DOMINI М…": ГАБРИЭЛЬ ТАРАСОВ ПОСТРОИЛ ЛЕТА ГОСПОДНЯ… Римская цифра "М" означает тысячу. Далее, вероятно, должны были следовать цифры даты окончания строительства - но они не сохранились.
Купец первой гильдии Гавриил Асланович Тарасов был армянин и носил фамилию Торосян. У него было четыре брата, и их общее семейное дело - торговля тканями - развивалось на юге России: в Симферополе, Екатеринодаре, Ставрополе, Астрахани и Армавире. В 1903 братья Торосяны (а на русский манер - Тарасовы) перебрались в Москву. П.И. Щукин писал о братьях Тарасовых:
Вначале … жили весьма скромно; ездили по железной дороге в третьем классе, возили с собой мешки с сухарями из чёрного хлеба, которыми питались дорогой, носили зимой потёртые бараньи шубы, но потом они разбогатели, и мы увидели их в собольих шубах с бобровыми воротниками…
Они не просто разбогатели, они стали сказочно богаты. И в 1907 Гавриил Асланович приобрёл участок на углу Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка - в престижном месте, где жили магнаты. Буквально через дорогу уже был построен Шехтелем особняк Зинаиды Морозовой, жемчужина модерна (1898), а чуть дальше по улице, им же - особняк Рябушинского, ещё один шедевр в стиле модерн (1903).
Строительство своего дома Тарасов поручил архитектору Ивану Владиславовичу Жолтовскому (кумиром которого был Андреа Палладио), причём предоставил ему карт бланш: неограниченные финансы и полную свободу в выборе стиля.
Вот счастье для архитектора!
Прототипом особняка Тарасова Жолтовский сделал палаццо Тьене, построенное Палладио в Виченце в середине 16 века, фамильный городской дворец для братьев Маркантонио и Адриано Тьене. Его строгий классический фасад, лишённый входных дверей, Жолтовский практически полностью повторил в особняке Тарасова. При этом он изменил пропорции, взяв за образец пропорции венецианского дворца Дожей: сделал более низким верхний этаж и более высоким нижний, придав зданию монументальности и устойчивости.
Декор фасада палаццо Тьене перенесён на особняк Тарасова практически без изменений.
(Разве так можно? Это не плагиат?)
Правда, Палладио работал с гранитом, мрамором и натуральным камнем. У Жолтовского облицовка первого этажа имитирует гранит, второго - мрамор, а на самом деле это бетон.
В итоге получился комплекс зданий, образующий асимметричное замкнутое каре вокруг внутреннего дворика с садом и фонтаном:
Входных дверей действительно не было, вместо них была проездная арка, ведущая во внутренний дворик - сейчас она закрыта стеклом:
Над проездной аркой была открытая веранда с коринфскими пилястрами. Сейчас она тоже застеклена - такие итальянские архитектурные решения не приживаются в нашем суровом климате:
Вот как это выглядело - въездная арка и веранда над ней в центре фасада, выходящего на Б.Патриарший переулок, и такая же угловая веранда поменьше:
Правда, красиво?
Как и в каждом уважающем себя итальянском палаццо, в особняке Тарасова есть внутренний дворик, ухоженный, очень уютный, очень итальянский:
С аркой, увитой диким виноградом и непременным фонтаном:
Интерьеры особняка - подстать его внешнему облику: полностью выдержаны в стиле Палладио. Сегодня в бывшей въездной арке и над ней - застеклённые пространства (мы их уже видели с улицы), здесь стоят шкафы с книгами - это библиотека Института Африки РАН. Сохранились сводчатые потолки и фонарь - он явно уличный:
Сохранилась массивная входная дверь, теперь это дверь в библиотеку, ключ от неё тоже уцелел:
Выходя из библиотеки, мы закрыли за собой дверь на ключ.
Из библиотеки проходим в холл, лаконично оформленный белыми пилястрами:
Потолок расписан под дерево и по периметру оформлен тёмно-синим фризом с растительным орнаментом:
Есть здесь и парадная лестница, и огромное венецианское зеркало:
Всё в особняке Тарасова сохранилось в первозданном виде: паркеты, оконные рамы и двери, камины, зеркала, люстры, расписные потолки.
Синий зал с роскошным кессонированным потолком:
В Малом зале приёмов сегодня читальный зал. Потолки в нём расписаны по мотивам мифов древней Греции:
Великолепные росписи интерьеров в стиле великих итальянских живописцев (Пинтуриккьо, Тинторетто, Тициана, Джулио Романо) выполнил художник Игнатий Нивинский, а фриз и плафон большого зала расписывал Евгений Лансере. Оба - театральные художники, оба провели много времени в Италии, изучая итальянское искусство.
Большой зал для приёмов, камин действующий:
К сожалению, не сохранилось ничего из первоначальной обстановки особняка: сегодня мебель здесь современная офисная. Лестница украшена огромным мозаичным панно на тему освобождения Африки (конечно, оно тоже современное):
Ещё одна парадная лестница, на потолке над ней - изображения орлов и дубовых веток:
Ещё одна лестница ведёт в жилую часть дома. На сводчатом потолке - стихии воздух, земля, огонь:
Главный холл - роспись потолка здесь искусно имитирует мозаику:
На этом путешествие в эпоху Ренессанса было закончено)
И можете ли вы себе представить, что ремонтов и реставраций в особняке Тарасова за более чем 100-летнюю его историю не было. Всё прекрасно сохранилось.
Пышное великолепие интерьеров (как в настоящем палаццо) - во многом обманное. "Обманки", кстати, были тогда в моде. Поэтому:
- кессоны на потолках – не дерево, а бетон и гипс;
- своды потолков - гипс;
- росписи – не фрески, а живопись на холсте, который наклеивался на потолок;
- мозаики на самом деле – не мозаика, а живопись, нарисованная имитация;
- колонны из искусственного мрамора, покрашены под натуральный;
- капители колонн – из гипса;
- камины не мраморные, а из искусственного камня.
И мы помним, что и во внешнем убранстве здания нет ни мрамора, ни гранита, - их заменил бетон.
Такая экономия потомкам, увы, не помогла.
Строительство особняка было завершено в 1912, но Г.А. Тарасов не дождался этого дня: он умер в 1911.
Особняк наследовали сыновья Тарасова, Георгий и Саркис, но и они не успели пожить в нём в своё удовольствие: Московская городская управа назначила огромный налог на наследство из-за богатства внутренней и внешней отделки особняка. Дом, который выглядел, как дворец, был оценён намного дороже своей реальной стоимости. Тарасовы долго оспаривали решение чиновников, объясняя, что дом и материалы, из которых он построен, не так дороги, как кажутся. Что мрамор - не мрамор, а бетон; что живопись - не итальянская эпохи Возрождения, а русская, современная. Всё это подтверждалось счетами. Но в итоге им всё равно пришлось выплатить полную сумму.
Пока шла тяжба - началась война, затем - революция. Тарасовы эмигрировали в Константинополь, а оттуда - во Францию.
А в особняке сначала находился Верховный суд, затем посольство Германии, а с 1979 здесь разместился Институт Африки РАН. Свободного доступа в него, к сожалению, нет. Мне посчастливилось побывать внутри этого великолепного дома в Дни исторического и культурного наследия Москвы.
Предприниматель Артём Тарасов - правнук Гавриила Тарасова. Славу семье принёс Леон Тарасов, ставший французским писателем Анри Труайя.
Адрес: Спиридоновка, д. 30/1.
Видео: