Найти тему
Москва, любовь моя

Итальянское палаццо в самом мистическом месте Москвы: Особняк Г.А. Тарасова

Этот особняк находится в самом мистическом месте Москвы - на Патриарших прудах:

Настоящее итальянское палаццо эпохи Возрождения!

Проходишь мимо и каждый раз удивляешься: как же его тяжеловесный фасад и громоздкие окна не вписываются в окружающее пространство московских улиц и переулков. Он как будто попал сюда с венецианских каналов или площадей Флоренции:

На самом деле, особняк не такой древний: построен в начале 20 века, ему чуть больше ста лет. Имя заказчика увековечено на тонком пояске между этажами:

"GABRIELUS TARASSOF FECIT ANNO DOMINI М…": ГАБРИЭЛЬ ТАРАСОВ ПОСТРОИЛ ЛЕТА ГОСПОДНЯ… Римская цифра "М" означает тысячу. Далее, вероятно, должны были следовать цифры даты окончания строительства - но они не сохранились.

Купец первой гильдии Гавриил Асланович Тарасов был армянин и носил фамилию Торосян. У него было четыре брата, и их общее семейное дело - торговля тканями - развивалось на юге России: в Симферополе, Екатеринодаре, Ставрополе, Астрахани и Армавире. В 1903 братья Торосяны (а на русский манер - Тарасовы) перебрались в Москву. П.И. Щукин писал о братьях Тарасовых:

Вначале … жили весьма скромно; ездили по железной дороге в третьем классе, возили с собой мешки с сухарями из чёрного хлеба, которыми питались дорогой, носили зимой потёртые бараньи шубы, но потом они разбогатели, и мы увидели их в собольих шубах с бобровыми воротниками…

Они не просто разбогатели, они стали сказочно богаты. И в 1907 Гавриил Асланович приобрёл участок на углу Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка - в престижном месте, где жили магнаты. Буквально через дорогу уже был построен Шехтелем особняк Зинаиды Морозовой, жемчужина модерна (1898), а чуть дальше по улице, им же - особняк Рябушинского, ещё один шедевр в стиле модерн (1903).

Строительство своего дома Тарасов поручил архитектору Ивану Владиславовичу Жолтовскому (кумиром которого был Андреа Палладио), причём предоставил ему карт бланш: неограниченные финансы и полную свободу в выборе стиля.

-4

Вот счастье для архитектора!

Прототипом особняка Тарасова Жолтовский сделал палаццо Тьене, построенное Палладио в Виченце в середине 16 века, фамильный городской дворец для братьев Маркантонио и Адриано Тьене. Его строгий классический фасад, лишённый входных дверей, Жолтовский практически полностью повторил в особняке Тарасова. При этом он изменил пропорции, взяв за образец пропорции венецианского дворца Дожей: сделал более низким верхний этаж и более высоким нижний, придав зданию монументальности и устойчивости.

Фасал особняка Г.А. Тарасова, выходящий на Спиридоновку.
Фасал особняка Г.А. Тарасова, выходящий на Спиридоновку.

Декор фасада палаццо Тьене перенесён на особняк Тарасова практически без изменений.

(Разве так можно? Это не плагиат?)

Правда, Палладио работал с гранитом, мрамором и натуральным камнем. У Жолтовского облицовка первого этажа имитирует гранит, второго - мрамор, а на самом деле это бетон.

В итоге получился комплекс зданий, образующий асимметричное замкнутое каре вокруг внутреннего дворика с садом и фонтаном:

-6

Входных дверей действительно не было, вместо них была проездная арка, ведущая во внутренний дворик - сейчас она закрыта стеклом:

Над проездной аркой была открытая веранда с коринфскими пилястрами. Сейчас она тоже застеклена - такие итальянские архитектурные решения не приживаются в нашем суровом климате:

-8

Вот как это выглядело - въездная арка и веранда над ней в центре фасада, выходящего на Б.Патриарший переулок, и такая же угловая веранда поменьше:

Правда, красиво?

Как и в каждом уважающем себя итальянском палаццо, в особняке Тарасова есть внутренний дворик, ухоженный, очень уютный, очень итальянский:

С аркой, увитой диким виноградом и непременным фонтаном:

Интерьеры особняка - подстать его внешнему облику: полностью выдержаны в стиле Палладио. Сегодня в бывшей въездной арке и над ней - застеклённые пространства (мы их уже видели с улицы), здесь стоят шкафы с книгами - это библиотека Института Африки РАН. Сохранились сводчатые потолки и фонарь - он явно уличный:

-12

Сохранилась массивная входная дверь, теперь это дверь в библиотеку, ключ от неё тоже уцелел:

-13

Выходя из библиотеки, мы закрыли за собой дверь на ключ.

Из библиотеки проходим в холл, лаконично оформленный белыми пилястрами:

-14

Потолок расписан под дерево и по периметру оформлен тёмно-синим фризом с растительным орнаментом:

-15

Есть здесь и парадная лестница, и огромное венецианское зеркало:

-16

Всё в особняке Тарасова сохранилось в первозданном виде: паркеты, оконные рамы и двери, камины, зеркала, люстры, расписные потолки.

Синий зал с роскошным кессонированным потолком:

В Малом зале приёмов сегодня читальный зал. Потолки в нём расписаны по мотивам мифов древней Греции:

Великолепные росписи интерьеров в стиле великих итальянских живописцев (Пинтуриккьо, Тинторетто, Тициана, Джулио Романо) выполнил художник Игнатий Нивинский, а фриз и плафон большого зала расписывал Евгений Лансере. Оба - театральные художники, оба провели много времени в Италии, изучая итальянское искусство.

Большой зал для приёмов, камин действующий:

-19

К сожалению, не сохранилось ничего из первоначальной обстановки особняка: сегодня мебель здесь современная офисная. Лестница украшена огромным мозаичным панно на тему освобождения Африки (конечно, оно тоже современное):

-20

Ещё одна парадная лестница, на потолке над ней - изображения орлов и дубовых веток:

-21

Ещё одна лестница ведёт в жилую часть дома. На сводчатом потолке - стихии воздух, земля, огонь:

Главный холл - роспись потолка здесь искусно имитирует мозаику:

На этом путешествие в эпоху Ренессанса было закончено)

И можете ли вы себе представить, что ремонтов и реставраций в особняке Тарасова за более чем 100-летнюю его историю не было. Всё прекрасно сохранилось.

Пышное великолепие интерьеров (как в настоящем палаццо) - во многом обманное. "Обманки", кстати, были тогда в моде. Поэтому:

  • кессоны на потолках – не дерево, а бетон и гипс;
  • своды потолков - гипс;
  • росписи – не фрески, а живопись на холсте, который наклеивался на потолок;
  • мозаики на самом деле – не мозаика, а живопись, нарисованная имитация;
  • колонны из искусственного мрамора, покрашены под натуральный;
  • капители колонн – из гипса;
  • камины не мраморные, а из искусственного камня.

И мы помним, что и во внешнем убранстве здания нет ни мрамора, ни гранита, - их заменил бетон.

Такая экономия потомкам, увы, не помогла.

Строительство особняка было завершено в 1912, но Г.А. Тарасов не дождался этого дня: он умер в 1911.

Особняк наследовали сыновья Тарасова, Георгий и Саркис, но и они не успели пожить в нём в своё удовольствие: Московская городская управа назначила огромный налог на наследство из-за богатства внутренней и внешней отделки особняка. Дом, который выглядел, как дворец, был оценён намного дороже своей реальной стоимости. Тарасовы долго оспаривали решение чиновников, объясняя, что дом и материалы, из которых он построен, не так дороги, как кажутся. Что мрамор - не мрамор, а бетон; что живопись - не итальянская эпохи Возрождения, а русская, современная. Всё это подтверждалось счетами. Но в итоге им всё равно пришлось выплатить полную сумму.

Пока шла тяжба - началась война, затем - революция. Тарасовы эмигрировали в Константинополь, а оттуда - во Францию.

А в особняке сначала находился Верховный суд, затем посольство Германии, а с 1979 здесь разместился Институт Африки РАН. Свободного доступа в него, к сожалению, нет. Мне посчастливилось побывать внутри этого великолепного дома в Дни исторического и культурного наследия Москвы.

Предприниматель Артём Тарасов - правнук Гавриила Тарасова. Славу семье принёс Леон Тарасов, ставший французским писателем Анри Труайя.

Адрес: Спиридоновка, д. 30/1.

Видео: