Инна Зубрицкая могла бы оставаться главным бухгалтером и радовать семью стабильностью. Но она решила радикально поменять жизнь — открыла бизнес и превратилась в сертифицированного парфюмерного стилиста. Почитайте, как в глухой провинции родилась сеть салонов нишевых ароматов, и что из этого вышло.
Офисное прошлое
Я 17 лет работала в найме, прошла путь от помощника бухгалтера до главбуха. И однажды уперлась в карьерный потолок. По натуре я очень активная и жадная к знаниям, не могу замереть в одной точке и перестать развиваться.
Работа перестала вдохновлять, я не чувствовала себя на своем месте. Потом ушла в декрет и ощутила острое желание создать что-то свое, реализоваться в бизнесе. У меня не было ни предпринимательского опыта, ни инвестиций, ни накоплений. Было только огромное желание помогать женщинам раскрывать свою индивидуальность через особенные, небанальные ароматы.
Мои родители — очень структурные люди, бухгалтеры, всю жизнь работали в государственных учреждениях. Новость о моих бизнес-планах и уходе из найма вызвала бурю эмоций, но я была настроена серьезно и шла напролом.
Поскольку опыта и необходимых знаний у меня не было, купила франшизу. Быстро разочаровалась — оказалось, сложно играть по чужим правилам. И вот, от банального парфюмерного бизнеса я ушла в более глубокое изучение парфюмерной культуры, психологического воздействия ароматов на человека и его окружение.
Полезная статья по теме: Что нужно сделать после регистрации бизнеса — десять важных шагов
Исследование мира ароматов
Первый салон я открыла в 2018 году в маленьком промышленном городе Невинномысске Ставропольского края. В городке тогда проживало всего 112 тысяч человек. Я сидела в декрете, никаких накоплений не было. Первые деньги в бизнесе получила от мужа. Он поверил в меня и поддержал идею — дал денег на франшизу и первую закупку товара.
Друзья и родственники считали, что открывать бутик с редкими нишевыми ароматами в глухой провинции, где средняя зарплата равна стоимости флакона духов, — безумная затея.
Но у меня был свой план. Много сил и времени потратила на изучение рынка, конкурентов, целевой аудитории. И нащупала идею, которая попадала в запросы и возможности клиентов. Женщины хотели прикоснуться к роскоши, не тратя на это всю зарплату. И я помогла им — открыла салон ароматов, где можно приобрести редкий, оригинальный парфюм в небольшом объеме. Это стало фишкой бизнеса.
Конечно, без провалов не обошлось. Например, на открытие бутика никто не пришел. Сегодня я четко понимаю, какие ошибки допустила — потом исправила их в новых салонах. А тогда я думала, что дарю эксклюзив, всем вокруг точно нужен мой продукт. Но оказалось, ценность предложения надо сначала донести до людей.
Включила активность по всем фронтам — общалась с лидерами мнений, заручилась поддержкой общественных организаций, завязала партнерство с крупными городскими проектами. Это помогло моему юному бизнесу стать узнаваемым. А уникальное торговое предложение с миниатюрами позволило отстроиться от конкурентов. Тогда-то и началось погружение в парфюмерную стилистику.
Кто такой парфюмерный стилист
Просто продавать скучно. Ко мне стали приходить клиенты не за новым парфюмом, а за состоянием, эмоциями от внимания мужчин, продвижением по карьерной лестнице. Именно это они получали, когда подбирали ароматы правильно, а не опирались на советы подруг и блогеров.
Парфюмерный стилист — это дизайнер чувств и состояний. Я помогаю создать гармоничный образ, где сочетание стиля в одежде и аромата производят нужное впечатление, а главное, всегда уместно. Ведь даже безупречный наряд может испортить неправильно подобранный аромат.
Консультант в обычном парфюмерном магазине хочет просто продать товар и выполнить план. Парфюмерный стилист — другая история. Это не про статус и моду, а про личность, индивидуальность. Мои клиентки хотят подчеркнуть свой особый стиль и харизму через аромат. К стилисту приходят женщины, которые устали от однотипных решений, масс-маркета — им нужен чуткий подход. Они не будут платить за парфюм, который можно услышать повсюду, хоть на рынке, хоть в детском саду. Кстати, «тот самый», идеальный аромат — не всегда дорогой. Опытный стилист подберет вариант из тех, что клиенту по карману.
Идея выстрелила. Через год салон ароматов вышел на оборот 20 миллионов рублей.
Материал по теме: Почему работа в продажах и техподдержке сложнее, чем кажется
Как развивался бизнес
В 2019 я решила расти дальше. Открыла вторую точку в Ростове. Все шло прекрасно, а потом грянула пандемия.
Нужно было экстренно спасать товар. Мы за одну ночь эвакуировали весь запас парфюма из салона — а на следующий день закрылись границы между Ростовом и Краснодаром, где я живу. Мебель вывезти уже не успели.
В пандемию я не опустила руки — перенесла фокус на онлайн-продажи, которые подкрепляла соцсетями. И это был квантовый скачок, настоящий прорыв. Мой бизнес не просто выжил при всех ковидных ограничениях, а разросся, требовал масштабирования. Сейчас, когда пишу эту историю, запускается салон в Краснодаре, в планах — Ростов. Это незакрытый гештальт: после стрессовой истории с вывозом товара снова открыться именно в Ростове.
Интересно, что санкции и геополитическая ситуация пошли даже на пользу парфюмерной нише. Многие бренды ушли, появились ограничения в плане логистики, но рынок не терпит пустоты. На смену именитым брендам пришли нишевые с интересными авторскими концепциями. Парфюм, которого больше нет в России, мы с легкостью заменяем на что-то новое, не менее интересное, а иногда даже более оригинальное.
Сейчас время редких ароматов. Появляются и закрепляются новые бренды, причем их не подделывают — невыгодно. Покупая такой парфюм, вы практически не рискуете нарваться на реплику.
Как я училась собирать команду и управлять людьми
Опыт в подборе персонала и руководстве у меня был чуть меньше нуля. Совершенно не умела делегировать, страдала микроменеджментом, закапывалась в чужие рутинные задачи. Со временем поняла, что это тупиковый путь, брать все на себя — значит врубить стоп-кран для бизнеса. Я стала подбирать людей, с которыми чувствую себя комфортно, которым могу доверять и не перепроверять. Это стало катализатором самостоятельности для сотрудников.
Актуальная статья: Как убить в себе микроменеджера
Сейчас у меня в команде три консультанта, еще один в новом салоне, ассистент консультанта, маркетолог и бухгалтер. Сложно в одиночку рулить даже двумя магазинами. Поэтому активно ищу управляющего, чтобы он взял некоторые процессы на себя.
Все мои консультанты проходят обучение на парфюмерных стилистов. Это философия бренда — нам не надо просто продать духи, важно найти «тот самый» аромат для каждой покупательницы.
Стиль управления у меня лояльный, слежу, чтобы атмосфера в коллективе была здоровая, нетоксичная. Всегда помогу, чем смогу — решить бытовую проблему, дать время на качественное лечение и выздоровление. Ведь это в моих интересах — чтобы сотрудник быстрее вернулся в строй. Я хорошо считываю манипуляции и точно знаю, что команда меня не обманывает.
Сложно найти хорошего мотивированного сотрудника. Сейчас много броской рекламы «легких» денег, люди не хотят идти на линейные позиции, их манит блогерство. Поэтому очень дорожу каждым человеком в команде, стараюсь дать лучшие условия.
У меня нет фиксированных зарплат для консультантов. Доход сотрудников строится из процентов с продаж и грамотной мотивации. Я всегда делюсь честно — чем больше заработаю, тем больше заплачу, и сотрудники это знают.
Товар у нас не залеживается. Например, сейчас весна, нужно распродать зимние ароматы. Мои девочки умеют найти клиента, которому и в мае нужен плотный, теплый, обволакивающий парфюм. И женщине будет в нем комфортнее, чем в трендовом весеннем.
Чему научил меня бизнес
Теперь точно знаю — выходить из зоны комфорта безопасно и даже полезно для финансового роста.
Я вышла из франшизы в полную неопределенность — и почувствовала огромную ответственность, силу, в корне поменяла отношение ко всем процессам. Отказалась от банальных продаж, пошла учиться на парфюмерного стилиста — и доход вырос в 3 раза. За одну ночь вывезла товар перед закрытием границ — сохранила деньги и получила уникальный опыт быстрого реагирования при форс-мажоре. Когда в пандемию все вокруг закрывались и банкротились, освоила онлайн-продажи — и продолжала расти.
Полезная статья: Как поступать работодателю, если техногенные ЧП или катаклизмы мешают деятельности компании
Если вам кажется, что работа превратилась в рутину, значит, только сейчас вы стали экспертом своего дела — пора двигаться дальше.
Инна, спасибо за интервью, удачи вашему бизнесу 🍀
Читатели, что скажете — вдохновляет?