Обучаясь чему-либо, человек практически в точности повторяет поведение ребёнка. Сначала ему просто любопытно, затем любопытство перерастает в интерес, потом, когда человек более-менее уже может «держаться в седле», он сталкивается с неадекватной оценкой собственных возможностей и начинает думать о себе гораздо выше, чем оно есть на самом деле. Это положение неизбежно приводит к тому, что человек получает проблемы там, где их быть, по его мнению, не должно. В принципе, это нормально, особенно если допускаемые им ошибки человек превращает в собственный опыт с помощью спокойного логического анализа.
Совершенно другой оборот дело принимает, когда и если, человеку так и не удаётся разглядеть свою ошибку, и всё дальнейшее обучение как бы застопоривается. Например, на сравнительно ровном участке дороги начинающий велосипедист может чувствовать себя весьма уверенно, он делает различные повороты, он может разгоняться или тормозить. Но стоит ему поехать под горку, как от его былой уверенности может и следа не остаться. Он привык, что скорость движения полностью зависит от него самого, но тут его усилий абсолютно не нужно, сила тяжести разгоняет двухколёсного коня сама. Далее бедолаге становится очевидно, что все его навыки маневрирования на такой скорости практически ничего не стоят. Он пробует затормозить, но велосипед начинает угрожающе заносить в сторону. Чем дольше будет длиться эта паника, тем катастрофичней будет итог такой головокружительной поездки. В таком случае нужно падать с велосипеда и чем быстрее, тем лучше, потому как лучше разодранные локти и колени, чем шея в гипсе. Оправившись от травм, человек ещё какое-то время будет опасаться выезжать на протяжённые участки дороги с уклоном. Иными словами, покорение горных троп на велосипеде отложится до следующего сезона или до того момента, когда человек сумеет самостоятельно постичь искусство управления на большой скорости или когда он найдёт сведущего в этом предмете наставника. Ну, это так, весьма отвлечённый пример.
Суть проблемы, как правило, доходит гораздо быстрее, если говорить предметно и на вполне объективные темы. Принимая решение начать обучение, человек руководствуется чем угодно, но только не тем, на что эти знания направлены в принципе. Это и не мудрено по той простой причине, что ничего подобного в цивилизации до этих пор не было, так откуда же могло взяться это понимание? Говоря коротко, мотив для начала обучения звучит коротко: «Надо навести марафет в своей жизни». Иными словами, человек в той или иной степени видит, что в его жизни не так, и решает по этому поводу кое-что предпринять. При старой стратегии обучения человек начинал тереть программы, но не потому, что действительно понял, что это такое на самом деле, а потому, что так сказали. Он начинал плотное общение с ИП, почувствовав вкус к новому способу получения информации. Он начинал простраивать ситуации исходя из того, что считал для себя целесообразным. Получаемые результаты говорили ему, что он находится на верном пути и его намерения по наведению марафета вполне возможно осуществить с помощью методов Системы Знаний. Но…
Тот, кто более-менее вник в суть этих знаний, тот понял, что самостоятельно постичь всю эту науку весьма и весьма затруднительно, и без советов или более развёрнутых пояснений обойтись невозможно. В таких случаях мне звонят или пишут. В этих разговорах есть одна общая черта – ещё никто не предугадал, в какую сторону развернётся беседа! Любой из этих разговоров заканчивается полнейшей озадаченностью обучающегося. Не думаю, что сильно ошибусь, если предположу, что, кроме открыто выраженной благодарности за беседу, человек параллельно недоумевает: «что я не так делаю?». Это недопонимание есть, и его суть в том, что мы смотрим на вещи совершенно в иной плоскости, в том числе и на само обучение. Для меня цель обучения заключается в том, чтобы научить человека мыслить совершенно новыми для него категориями и принципами, а не в том, чтобы просто сделать его сытым, богатым, здоровым и мало-мальски интересным человеком. И то, по каким темам приходится вести беседы с учениками, ясно показывает, что наши понимания сути и возможности знаний весьма серьёзно разнятся.