Найти в Дзене
Bang Bang Education

История коллажа от сотворения мира до XX века

Оглавление

Оля Ракова — о японской каллиграфии, пикториализме и бумажной мозаике

Содержание

  • Войлочные завесы и ковры кочевников Центральной Азии
  • Коптские ткани IV–XII веков
  • Японская каллиграфия. «Исеху»
  • Flora Delanica. Техника бумажной мозаики
  • Комбинированная съемка
  • Пикториализм
  • Викторианский фотоколлаж XIX века
  • Ширма Ганса Христиана Андерсена
  • Идея синхронности

Делимся фантастическим исследованием Оли Раковой — выпускницы Bang Bang Education, основательницы волгоградской «Коллажной» и участницы сообщества «Режь да клей».

Если понимать под коллажем сочетание отдельных материалов и предметов, можно сказать, что он существовал всегда. Однако самостоятельным видом искусства коллаж признали только в ХХ веке, когда кубисты и футуристы начали наклеивать куски газет, обоев и фотографий на свои холсты. А что было до этого? Ответы — в этой статье!

Войлочные завесы и ковры кочевников Центральной Азии

-2

Они сохранились благодаря вечной мерзлоте, ведь обычно органика разрушается в грунте.

-3

Наиболее знамениты изделия из Пазырыкских курганов (VI–III вв. до н. э.) и ковер из гуннского кургана в Ноин-Уле (II–I вв. до н. э.), которые хранятся в Эрмитаже. Предполагают, что войлочное полотнище из Пазырыка служило частью шатра: при толщине в 3 мм его площадь составляет 30 м2, а детали из окрашенного войлока вбиты в основу и прошиты по краю.

Коптские ткани IV–XII веков

-4

Коптами называют потомков древних египтян, принявших христиан­ство, поэтому в их культуре смешались языческие боги и христианские святые.


📷
📷

Копты украшали ткани орнаментальными вставками в технике гобелена. Эти вставки привлекали коллекционеров XIX века: их вырезали и по отдельности продавали.

Японская каллиграфия. «Исеху»

-6

В средневековой Японии для каллиграфии использовали декоративные листы, которые сращивались из обрывков крашеной бумаги. На листе выстраивались целые пейзажи, дополняемые рукописными эскизами или вырезанными бумажными фигурками, а поверх помещался текст. Пример этой техники ​​— сборник «Исеху» средневековой поэтессы Исе, датируемый между VIII и XII веками.

Flora Delanica. Техника бумажной мозаики

-7

Изобретательницей бумажной мозаики считают художницу XVIII века Мэри Делани. В 70 лет Мэри вдохновилась гербариями и начала создавать образцы растений из кусочков цветной бумаги — изящные и научно точные. Ее коллекция Flora Delanica включает тысячу коллажей, которые можно увидеть в Британском музее и Национальной галерее Ирландии.

Комбинированная съемка

-8

В 1826 году появилась фотография — и манипуляции с ней. Первыми к комбинированной съемке обратились англичане Дэвид Хилл и Роберт Адамсон. К 1843 году они смонтировали гигантское фото «Заседание Свободной церкви в Шотландии» из 470 заранее отснятых портретов. В тот период подобный монтаж был лишь методом фотообработки и построения реалистичного изображения с соблюдением перспективы.

Пикториализм

-9

Метод англичанина Генри Робинсона вошел в историю фотографии как пикториализм: «Любой обман, трюк и колдовство любого сорта открыты для фотографа. Можно сделать очень много и создать прекрасные картины, смешивая в фотографии реальное и искусственное». Робинсон предложил сблизить фотографию с живописью, коллажируя несколько негативов.

Викторианский фотоколлаж XIX века

Викторианские аристократки экспериментировали с фотоколлажем за полвека до Пикассо и Брака, сочетая фотовырезки с живописью в своих альбомах.

-11

Эти коллажи остроумны и фантастичны: создательницы соединяли человеческие головы и тела животных, помещали персонажей в воображаемые пейзажи и превращали лица в предметы быта, преодолевая условности ранней фотографии.

Ширма Ганса Христиана Андерсена

-12

Андерсен обклеил комнатную ширму множеством вырезок из журналов, гравюр и фотографий известных мужчин и женщин, воссоздав ретроспективу эпохи. Так со своей постели стареющий писатель наблюдал культурный ландшафт, через который прошла его жизнь.

-13

В этом коллаже 1874 года уже присутствует явное вторжение автора в реалистическую логику изображения: каждая панель посвящена определенной идее, и между собой они также связаны по смыслу.

Идея синхронности

-14

Дизайнер Пол Рэнд заметил, что актуальная для коллажа идея синхронности отсылает нас к живописи Древнего Китая. В ней использовалась параллельная перспектива, чтобы совместить на рисунке одновременно происходящие в разных местах действия или множество событий. Элементы изображения свободно располагались за, над или под друг другом, традиционная перспектива игнорировалась, а планы определялись наложением объектов.

Бонус от Оли

Тем, кто хочет вчитаться в тему, Оля рекомендует обратить внимание на статью «Коллаж до Пикассо. Неужели?!» в журнале «Человек и коллаж» №1, коллажные исследования Татьяны Алмонд и видеолекции Нины Фрейман.

Карьера в иллюстрации

Программа обучения и подход преподавателей позволят каждому научиться рисовать. Через 3 месяца обучения сможете брать первые заказы. За 10 месяцев курса освоите профессию, чтобы претендовать на позицию Junior-иллюстратора. Со временем сможете выйти на доход от 180 000 ₽.

Стать иллюстратором 💫