Для тех, кто ещё не читал, предлагаю вашему вниманию небольшой отрывок из первой книги о службе в Группе Советских Войск в Германии восьмидесятых годов:
«Группа Советских Войск в Германии (ГСВГ) создана после победы СССР и антигитлеровской коалиции в Великой Отечественной войне и безоговорочной капитуляции Германии, на основании Директивы Ставки Верховного Главнокомандования №11095 от 29 мая 1945 года.
В состав группы вошли: войска Первого Белорусского, Второго Белорусского и Первого Украинского фронтов. 10 июня 1945 года Группа советских оккупационных войск приступила к осуществлению своих функций на территории Германии. Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков стал её первым Главнокомандующим и одновременно Главноначальствующим Советской военной администрации в Германии, учреждённой Советом Народных Комиссаров СССР.
Первоначально штаб Группы войск размещался в Потсдаме, а в 1946 году был переведён в пригород Берлина – Вьюнсдорф, где находился всё время существования Группы. Вопрос размещения войск Группы решалась в основном за счёт использования бывших мест базирования войск Вермахта…»
«…Гражданский самолёт ТУ-154М с военными специалистами на борту летел без пересадки более трёх часов. Во время полёта по салону авиалайнера дважды прошлись стюардессы, с улыбкой предлагая рядовым и младшим сержантам минеральную водичку.
Однако, не все выпускники Еланской учебной дивизии (Елань…) смогли насладиться такой великолепной картиной из гражданской жизни и предложенной живительной влагой. Практически все пассажиры ночного рейса спали…
Перед взлётом механики-водители, операторы-наводчики и командиры отделений мотострелковых войск прожили двое суток на аэродромном поле в огромных сырых и холодных палатках с одной печкой на всех и двухъярусными металлическими кроватями без матрасов и, конечно же, без постельного белья.
Армейские друзья, операторы-наводчики БПМ-2, рядовые Валиев Тимур и Тайсин Раис смогли первыми занять в палатке одну из кроватей прямо рядом с печкой-буржуйкой, спали по очереди в тепле, охраняя сон товарища и солдатские сидоры.
На высоте пять тысяч метров друзья бодрствовали, обсуждали дальнейшую службу за границей нашей необъятной Родины и оказались редкими счастливчиками, ставшими объектом внимания приятных и ненавязчивых услуг Аэрофлота СССР.
За плечами солдат, где-то там далеко внизу, за туманом Уральских гор остался самый трудный период их службы в Советской Армии – первые полгода в Еланской учебке. Оба знали, что оставшиеся полтора года прослужат в Германии и с волнением обсуждали загадочную армейскую жизнь за пределами Родины.
По трапу молодые люди спускались с видом уставших туристов, прибывших в конечный пункт путешествия, и с туманным взглядом осматривали местность. Многие солдаты вообще впервые поднялись в небо, да еще на такое огромное расстояние. Оказалось, что самолёт сел точно на таком же военном аэродроме, с которого вылетали под Свердловском. Один в один!
Те же самые ангары, замаскированные под холмы с травой. Такая же бетонная взлётная полоса. И точно такой же осенний лес с берёзками и кустарником. И так же моросил мелкий дождь. Только тёплый. В Свердловской области было намного холодней. Тимур с Раисом, да и все остальные прибывшие бойцы, считали, что природа в ГДР должна разительно отличаться от лесов, полей и рек Советского Союза.
И, не находя ничего интересного вокруг, кроме бетонной рулёжки и мокрого леса, армейские путешественники начали спрашивать друг у друга: «Ну и чё? Это Германия? А где немцы?»
Всех построили в колонны около самолёта. Прилетевшие защитники Родины разделились по географическому вопросу на две половины: одни солдаты утверждали, что мы ещё в Союзе, под Брестом, и сели на дозаправку; а их оппоненты отвечали, что уже находимся в самой Германии. Солдаты стояли в строю, мокли, спорили и галдели всё громче и громче. Напряжение нарастало… Сопровождающие офицеры не отвечали на вопросы и только многозначительно улыбались...
И тут все увидели приближающиеся шеренги солдат в шинелях и с яркими чемоданами в руках. Это были дембеля!
И хотя внешний вид демобилизованных бойцов был несколько потрёпан, армейская форма была такого фасона, что весь «мировой кутюр», если бы вдруг увидел такое групповое дефиле на военном аэродроме, нервно курил бы в самом дальнем углу земного шара. Тимур тут же вспомнил слова Рината, сказанные в каптёрке спортроты: «В армии всегда встречают по одёжке, а уж провожают по такой одёжке…»
Чего только стоят шапки-ушанки! Маленькие, совсем не по размеру головы, усушенные на специальной болванке и отутюженные до формы квадратика, а после зачернённые лёгким прикосновением сапожной щетки, с красующейся посерёдке согнутой почти пополам начищенной до блеска кокардой. Это рукотворное изделие, не падая, держалось на затылке дембеля в нарушение всех правил земной гравитации.
А брючки галифе, ушитые так, что задок парня, втиснутый в этот швейный шедевр, похож на мандолину и, казалось, может с треском лопнуть от лёгкого прикосновения!
А дембельские сапоги с голенищами, плотно обтягивающими икры солдата, и заглаженные гармошкой правильной формы? А дембельские чемоданы в руках счастливчиков? Это были отдельные произведения военно – прикладного искусства в единственном роде…
Две темы: дембельские сапоги и дембельские чемоданы солдат Группы Советских Войск в Германии – просто требуют к себе особого внимания и будут освещены немного позже. А пока вернёмся к живописной картине смены поколений: молодого пополнения и дембелей ГСВГ.
Дембеля, выглядевшие довольно бодро, увидев самолёт и строй молодых солдат, тут же прибавили шаг и с криками: «Вешайтесь!» начали бросать в сторону прибывших заранее запасённые брючные ремни. Как оказалось, это была старая добрая солдатская традиция…
Тимур с Раисом хозяйственно подобрали по паре ремешков и засунули в армейский мешок. Не пропадать же добру! Затем дембеля начали искать земляков, выкрикивая в толпу названия родных городов. Ответные выкрики не заставили себя долго ждать.
От прибывших солдат узнали, что сели недалеко от аэродрома под названием Темплин, а затем нас доставят в город Дрезден, земля Саксония. И сразу всем стало ясно и понятно, где мы находимся. И на душе молодых бойцов немного отпустило. Они в Германии!
Отслуживших своё, не мешкая, отправляли в самолёт по спискам. А колонны вновь прибывших солдат двинулись по лесной дороге. Старший офицер приказал ускорить шаг и сообщил, что если мы не успеем на электричку, то проведём в лесу ровно сутки. Около часа шли быстрым шагом, дождь стал накрапывать сильней. Шинели и шапки намокли. Строй тяжело дышал.
Офицеры и прапорщики двигались вровень с солдатами. Никто не хотел провести сутки под открытым небом в конце октября, даже в тёплой Германии. Удивительно, но грунтовая дорога в немецком лесу была ровной и без луж. Затем на маленькой станции в лесу загрузили в небольшую электричку, называемую «вертушкой», на которой ранее доставили дембелей из города.
Хорошо продуманный и рассчитанный механизм доставки молодых солдат и отправки демобилизованных в запас бойцов в Советский Союз работал без сбоев и на полную катушку. Пассажирские самолёты только успевали заправиться и вылетали обратно. Пока ехали в «вертушке», несколько местных старослужащих прошлись по вагонам и пытались отобрать солдатские значки у бывших курсантов.
Сопровождающие состав молодые сержанты не вмешивались. В конце вагона возникла небольшая драка, и местные «разбойники» предпочли быстро ретироваться. Рядовой Тайсин дёрнулся махнуться за правое дело, но Валиев со словами: «Успеем ещё в новой части!» – остановил товарища.
Выйдя из «вертушки», солдаты впервые оказались на небольшом вокзале с одним перроном – старинное одноэтажное здание жёлтого цвета с маленьким залом и часами на остроконечной башне. Все крутили головами, рассматривали и обсуждали между собой непривычную архитектуру вокзала и обстановку местных железных дорог.
Невдалеке была видна деревня с кирхой над домами. Рядовой Валиев знал основы немецкого языка и с большим интересом вчитывался в незнакомые вывески: Bahnhof, Gaststatte, Dresdener Shtrasse. На перроне показался пожилой мужчина в форме железнодорожника и с флажком в руке.
«Смотри, немец идёт! Немец…» разнеслось по строю и все тут же уставились на первого живого немца на германской земле. И хотя Тимур вырос среди советских немцев в шахтёрском посёлке Челябинской области, тоже поддался общему настроению и с интересом стал разглядывать местного железнодорожника.
Это же был чужой немец. Не наш! А пожилой человек, видимо уже привыкший к такому пристальному вниманию каждый раз со стороны новых русских солдат, просто улыбнулся в пышные кайзеровские усы, приветливо махнул рукой и принялся выполнять свою работу.
Рядом с вокзалом на переезде закрылся шлагбаум, и за поворотом показалась двухэтажная зелёная электричка. Появление таких необычных вагонов вызвало новую бурю восторга молодых солдат. Офицеры быстро построили всех в колонны.
Старший офицер группы в звании капитан и с петличками артиллериста сообщил, что сейчас мы поедем вместе с гражданскими лицами, и приказал всем вести себя достойно и скромно, как подобает советскому солдату. Тимур с Раисом оказались в числе первых у дверей электрички, успели забежать на второй этаж и занять места около окна.
А за стеклом проплывал завораживающий и притягивающий заграничный мир. Чужие чистые и яркие деревеньки с аккуратными домами и мощёнными улочками. Чужие красивые города с невысокими домами и узкими улочками, похожие на картинки из сказок Андерсена.
Меняющиеся виды населенных пунктов ГДР за окном вагона не шли ни в какое сравнение с деревнями и городками Зауралья, откуда в основном оказались родом прибывшие советские граждане.
Ни один из прилетевших в ГДР бойцов никогда не был за границей и видел немецкие деревни и города впервые в своей жизни. А если бы и был, например, по туристической путёвке; то этот солдат Советской Армии, скорее всего, служил бы сейчас где-то на Дальнем Востоке или в Средней Азии…»
P.S. Всего изданы 14 книг в ЭЛЕКТРОННОМ формате: пять штук - о службе в ГСВГ и девять - события после службы. Кому интересно, могут написать мне в личку на tagitus@yandex.ru