В одной далёкой деревушке у рогатого на куличках сохранилась до сих пор необычная пасхальная традиция.
А ещё в той деревушке была одна странность - там батюшки местной церквушки надолго не задерживались, как раз после Пасхи и уезжали оттуда, обычно ночью, тихо и чтобы никто не видел.
На утро домик при церквушке оставался пустым и забытым. Дверь открыта, ключи на столе - заходи бери что хочешь. А никто ничего и не брал, люди совестливые жили в тех местах.
Замечу, что описывая ту деревню, автор несколько преувеличил её дремучесть, на самом деле деревня была совсем обычная, со школой, несколькими магазинами, сельсоветом, ФАПом, участковым и со своим церковным приходом во главе с батюшкой.
Почему же батюшки постоянно убегали? Об этом чуть позже, сначала немного о местном быте.
В большинстве своём деревня была населена работящими людьми. Семьи здесь были сплошь многодетные потому, как зарабатывали в основном сельским хозяйством, охотой, рыбалкой и собирательством. Жили дружно, друг дружке от чистой души помогали и отсюда мало, кто уезжал. Уехавших обычно считали предателями и об их существовании забывали даже родители.
Если местная девушка приводила в деревню жениха из посторонних, его принимали как родного, помогали освоиться и немного наблюдали правильно ли себя ведёт, насколько честен он и добродушен. При необходимости - наставляли на путь истинный и перевоспитывали.
Деревушка та славилась своим натурпродуктом и контракты с оптовиками были заключены на года вперёд.
В каждой семье были большие теплицы с овощами, огромные поля для возделывания и небольшие подворья со всякой живностью. Куры, козы, коровки - то была не их основная специализация, а держали скот исключительно для личного, семейного разнообразия рациона питания. Основным занятием было растениеводство, овощеводство и собирательство грибов, ягод.
Технику для обработки полей покупали в складчину, так же ею поочерёдно и пользовались, без драк, без скандалов, без форс мажоров.
Как такое возможно в наше время?
Очень просто, всё зависит от руководителя. А главой сельсовета была довольно властная женщина, за пределами деревни её знали как «Овощную королеву». Она любила порядок, отличалась тягой к справедливости и учила своим примером. Самые большие угодья и самая большая семья из десяти своих детей и пяти приёмных была у неё.
Одна из младших дочерей Овощной королевы, Софья, насмотревшись современного кинематографа и испытав душевно-неприятные ощущения от того, что там показывают, вдохновилась мечтой выйти замуж за батюшку. Вот только не задача - они все сбегали, а её с собой не брали.
В начале лета в ту деревеньку приехал молодой выпускник духовной семинарии - отец Николай, 25-ти годиков от роду. Надо сказать, что от всех предыдущих священнослужителей батюшка не сильно отличался, невысокий был и упитанный.
Софьюшку сёстры сразу начали донимать, они-то знали о её не совсем тайном желании:
- Иди скорей хватай и тащи под венец, пока не сбежал.
А София внимания не обращала, понимала, что язык без костей, глупости без труда из их ртов вылетают, но в уши к ней не влетают. Была она дама серьёзная и благочестивая, видно на роду ей было написано матушкой стать.
Всё же доля истины в словах сестёр была и София решила не медлить, учитывая предыдущий горький опыт с двумя несостоявшимися супругами. Почему двумя? Так 18 Софье только лет пять назад стукнуло, а за это время на деревне всего 5 священнослужителей и сменилось, троих из них можно сразу откинуть, были они староваты и лысоваты, а вот ещё двое - как раз те несостоявшиеся мужья Софии.
Первый, отец Александр, внимания на девушку совсем не обращал, а она стеснялась и признаться ему боялась, так и сбежал он в неведении о прекрасных чувствах юной особы.
Другой, отец Святослав, с удовольствием принимал в качестве угощения Софьины пироги, вёл с ней душевные беседы, но не торопил события, не знал он про пасхальный обычай той деревни.
Обычно как у всех принято на Пасху? Куличи печь, яйца красить, в битки играть. Но та деревушка была особенной.
Отец Николай Софье особенно приглянулся и на первой же исповеди девушка ему во всём призналась. Батюшка был польщён таким вниманием, да и девушка вызывала умиление и симпатию.
Решили они, что сам Бог их послал друг другу и в течении трёх месяцев отношения свои узаконили в установленном порядке.
София переехала в дом при церквушке к мужу, помогала отцу Николаю в храме и с детьми занималась в воскресной школе. Но со страхом ждала София наступления Пасхи.
Традиция была такая в деревушке, чтобы был хорошим урожай, нужно батюшку по полю хорошенько покатать. Раньше много где так делали, но со временем просто перестали и забыли.
А в этой деревне собирались мужчины и женщины, священнослужителя приглашали на аудиенцию к Овощной королеве, а там толпой на поле выводили, на землю валили и катили.
Судя по хорошим урожаям в деревне, такой обычай помогал и поэтому от традиции ни на шаг не отходили.
Как думаете, выдержал сие мракобесие отец Николай? Выдержал и как истинный верующий смиренно принял, чем заслужил почёт и уважение деревенских жителей. А как же не выдержать? То ж любимая тёща, то бишь Овощная королева, придумала, а тёщу нужно уважать.
Раз в год ради благой цели можно и потерпеть, лишь бы в оставшиеся дни не трогали.
А это ещё не самая плохая традиция, бывают и хуже.