Найти тему
Академия врачей UniProf

Конфликт врача и пациента: есть ли виновные?

Оглавление

Начнем с интересной аналогии в виде эксперимента

В 1960 году проводился уникальный социальный эксперимент, вошедший в историю. В нем приняли участие экспериментатор и 2 добровольца, один из которых был актером. В ходе «жеребьевки» добровольцам давали роли учителя и ученика. На самом деле роль ученика всегда была у актера. После учитель вместе с экспериментатором переходили в соседнее помещение, где ему давали задание, которое заключалось в том, чтобы заставить ученика выучить большой перечень слов. При этом учитель мог использовать только один метод воздействия — электрический ток. Ему предлагалась коробочка с рубильниками, с помощью которых он мог после каждого неверного ответа увеличивать напряжение, постепенно доходя до опасных для жизни разрядов. Если учитель не соглашался на использование этого метода, экспериментатор заверял его, что наказывать ученика необходимо. Так, 65% учителей соглашались на использование таких методов. Они доводили эксперимент до конца, не обращая внимание на то, что ученик уже кричал от боли, бился в судорогах. В реальности же актер, выполнявший роль ученика, не учил никаких слов, и его не подключали к источнику тока.

👉🏻 Данный эксперимент проводился психологом Стэнли Милгрэмом, а его целью было объяснение поведения граждан нацистской Германии, которые работали в концлагерях.

Через 50 лет такой же эксперимент провели уже польские ученые. И в этом случае количество добровольцев, которые согласились довести эксперимент до конца, увеличилось уже до 90% ⚠️

Этот эксперимент можно смело соотнести с нынешним напряжением, возникающим между врачами и пациентами.

Достаточно представить, что сейчас мы пребываем в аналоге этого эксперимента, являясь учителями. Роль учеников выполняют врачи. Здесь нет экспериментатора, но коробочка с рубильниками в наших руках является единственным вариантом высказывания недовольства работой учеников. И если слабый разряд можно приравнять к жалобе начальству, средний — к жалобе в страховую, то сильный разряд — это уголовное дело. При этом у учителей нет возможности влиять на ошибки учеников каким-то иным способом. Говорить об эффективности такого обучения нет смысла, а подача таких «разрядов» на эмоциях чревата серьезными последствиями, без возможности повернуть все вспять. Стоит лишь представить, какого это работать врачом, когда каждый пациент имеет в руках такую коробку с рубильниками. Да и самим пациентам не так просто доказать людям в белых халатах, несущим ответственность за их здоровье, что в этом эксперименте они должны быть не врагами, а союзниками.

🌿Академия UniProf не только дает врачам современные медицинские знания, но и обучает навыкам общения с пациентами, чтобы они были партнерами в лечении, а не «учениками» и «учителями».