Найти тему
Киберпоп ТВ

Христианская любовь и успешная работа

  • «Подскажите, пожалуйста, каким образом научиться совмещать успешную работу в коммерческой компании с таким понятием, как кротость, незлобивость и тому подобное? В нашем храме есть текст с хорошим названием ʺДесять способов любитьʺ, где приведены десять простых житейских правил типа слушать не перебивая, отвечать не споря, уступать не претендуя. Они мне очень по душе, однако на работе приходится спорить, отстаивать собственную позицию, перебивать. Просто потому, что на рабочих совещаниях коллеги подчас бывают слишком многословными и говорят не по делу, отнимая у других время. И не уступать тоже необходимо, если в противном случае будет принято ошибочное решение. Понятие ʺспорить до хрипотыʺ у нас есть, и причины его не во вредности сотрудников, а в том, что каждый отстаивает свою точку зрения по какому-либо вопросу и уверен в собственной правоте. Как гармонизовать правила христианской любви с реалиями рабочих процессов?»

Очень солидный вопрос. Если бы на него был такой же солидный ответ, было бы неплохо, правда? Но на самом деле это серьезная проблема, потому что такая беда стоит не только сейчас, то есть проблема соединить нормы христианской нравственности и реалии современной жизни. А они всегда были такими на протяжении многих-многих веков.

Как совместить? Если бы это было так просто! Проблема, на самом деле, была бы не так остра, если бы у нас был живой пример, как это делают другие люди, поэтому нам приходится теоретически мыслить.

Мы понимаем, что в теории образ христианина вот такой, а на практике другой. Мы начинаем придумывать какие-то модели и очень много на этом пути делаем ошибок. Я знаю случаи, когда люди пытались жить по-христиански искренне. Те же бизнесмены, у которых был свой маленький бизнес. В итоге у них ничего не получалось. И бизнес у них пропадал, и они, как христиане, оказывались несостоявшимися. Потому что они пытались совместить свои теоретические воззрения на христианскую жизнь и практику, но ничего не получалось. Это буквально трагедии. Ломались судьбы, жизни.

Я Вам дам такой совет. Во-первых, нужно развести понятия «личное» и «дело». Что касается личного: слушайте, не перебивая, отвечайте, не споря, уступайте, не претендуя. То, что касается дела: перебивайте, спорьте, претендуйте! Эту границу сразу себе пытайтесь определить и распределить. Очертите, где Вы свое, а где общественное отстаиваете. Вы поставлены заботиться о каком-то участке работы. Значит, тут Вы должны действовать достаточно жестко, отстаивать, потому что Вы за это ответственны, Вы обязаны сделать так, чтобы этот участок был успешным. Вот это главное. То, что личное, что никак не влияет на результат, это можно и стерпеть, и промолчать, и простить, и не заметить. Вот это первое.

Второе: не спешите. Не надо резко переходить на «христианские рельсы». Я это заковычу, потому что это всё будет теория. Это не христианство, а теория о христианстве, наши измышления, которые не всегда соответствуют действительности, хотя мы и начитанны. Не спешите, потому что меньше будет последствий, если Вы потихонечку будете вносить христианские нравственные устои в Вашу жизнь. Вы сделаете гораздо меньше ошибок, нежели если сразу возьмете на вооружение всю христианскую нравственность, а потом шаг за шагом будете отступать и отступать в сторону реалий рабочих процессов. Понимаете логику? Лучше Вам потихонечку двигаться в том направлении, чем оттуда сползать. Это второе.

Третье: за две тысячи лет христианства была масса людей, которые были прославлены в лике святых. Они сумели сочетать, как-то это воплощали в жизни. И Вам нужно понемножечку почитывать соответствующую литературу именно с позиций, как этот человек соединял в себе христианскую нравственность, высокую духовность и в то же время общественные обязанности. Почитайте жития, но нужно между строк уметь читать. Очень много там между строк написано.

Почитайте жития наших князей, прославленных в лике святых. Это же князья. Они были, во-первых, воинами, во-вторых, государственными деятелями. Управляли, казнили и миловали. В то же время они были благочестивыми. Соединяли это в себе как-то. Думаете, им просто было? Очень непросто.

Византийский император Константин Великий, который отменил гонения на христиан, объявил христианство равноправной религией. Равноапостольный Константин, он принял крещение на смертном одре. Ближайшие его преемники тоже крещение принимали только на смертном одре. Они были оглашенными, но не крещеными. Вы знаете почему? По той самой причине. Потому что они не понимали, как это можно соединить: императорскую службу со всеми ее трудностями и христианскую нравственность. И только потом, со временем, кстати говоря, крещеным императором был Юлиан Отступник, который как раз был гонителем христиан. Он специально презрел христианство и хотел его уничтожить. То, что он был крещеным, он считал просто недоразумением. Но это отдельная история.

Вот Вам исторический факт, что даже в истории был период, когда христиане, верующие люди, императоры не принимали крещения, потому что не знали, как соединить христианство и высокую службу. Такая же проблема.

Очень яркий пример ― это ветхозаветный царь Давид псалмопевец. Образ на все времена, потому что человек был и воином, и царем, и святым. Как это в нем соединялось? Читайте, знакомьтесь, углубляйтесь и не спешите.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.