Финансовые мошенники регулярно разрабатывают новые схемы обмана граждан. Все больше россиян становятся их жертвами. Чаще всего люди подают в суд из-за оформления кредита на их имя обманным путем. Преступники могут оформить его самостоятельно по украденным паспортным данным или убедить человека сделать это, а затем отдать деньги аферистам. В этом случае применяются методы психологического давления, запугивания, обмана, манипулирования и пр.
Для мошенников сегодня есть множество возможностей. Кредиты выдаются удаленно в приложении банка или на сайте, идти в офис банка необязательно. Подписание договора происходит введением пароля из SMS-сообщения в специальное поле. Этот код преступники стараются выведать у потенциальной жертвы.
В Новосибирске произошла подобная ситуация. Местная жительница решала в суде спор с банком из-за обманного оформления кредита на ее имя. В итоге рассмотрением дела занялся Верховный суд. Там постановили, что банк не был достаточно бдительным, не убедился в платежеспособности клиентки, не потребовал подтверждения дохода, не ответил на ее обращения. Юристы поясняют: все чаще Верховный суд защищает жертв в вопросах о финансовом мошенничестве.
Схема обмана начинается стандартно - со звонка потенциальной жертве. Преступники представляются работниками банка, требуют сообщить им код из SMS-сообщения или учетные данные для входа в банковское приложение.
В Новосибирске аферисты через приложение банка взяли на женщину 3 займа на 1,2 млн руб. в течение 1 дня. Все манипуляции нужно было подтвердить кодом из SMS. Женщина получила эти коды и стала звонить в банк, чтобы остановить операцию. Она сообщила оператору, что не обращалась за кредитами, но ей поступил звонок от "сотрудника" банка, который выведывал у нее коды из сообщений.
Оператор никак не отреагировал на жалобу гражданки. При этом одобрение заявки произошло без подтверждения дохода. Банк запросил данные в ПФР, но не получив ответа, решил одобрить кредит.
В течение дня пострадавшая обратилась в правоохранительные органы и подала заявление о мошенничестве. Было возбуждено уголовное дело. После этого она направила письмо в банк с просьбой пояснить, кому перевели кредитные средства. В банке подтвердили факт мошенничества, но уточнили, что коды из SMS-сообщений клиентка сообщила сама. Получается, аннулировать кредит невозможно.
Женщина подала в суд, акцентируя внимание на то, что не хотела брать кредит, но его оформили без ее согласия. Заемные средства были переведены на счета незнакомых ей людей.
В этой ситуации код от банка поступил в виде латинских букв, хотя законно прописывать его только русскими буквами или цифрами.
В районном суде постановили, что договора нужно признать недействительными. Кредитная компания не соблюдала меры безопасности и установленным законодательством правилам. При оформлении кредита на сумму от 100 000 руб., кредитор обязан запросить от клиента справку о доходах и паспорт. Кроме того, гражданка не сообщала код из SMS и не собиралась оформлять кредит. При апелляции решение было отменено, что поддержала и кассация.
После этого жительница Новосибирска подала жалобу в Верховный суд. Там пояснили: в данной ситуации действует Постановление Пленума ВС №25, которое разрешает суду аннулировать сделку, нарушающую права гражданина. Также суд признал недействительным код, сформированный латиницей. По закону он должен быть на русском.
22 октября 2022 г. Конституционный суд принял решение №2669-О, в котором говорилось: если третьи лица обманным путем оформили на гражданина кредит, беседуя с ним по телефону, такие сделки должны быть оспорены. Суд должен убедиться, в добросовестном и осмотрительном взаимодействии банка с клиентом в процессе оформления дистанционного кредита. Женщину от уплаты долга освободили.