На днях смотрел передачу Соловьёва, услышал там заявление Симоньян про 300 000 серых шинелей во Францию в 19 веке и решил проверить вышесказанное.
Именно эту передачу не нашёл, привёл скрин из другой. На память не помню говорила она именно о серых шинелях или просто о зрителях.
Давным-давно тоже слышал эту историю правда про 1 000 000 серых шинелей и вот решил проверить.
Нашёл вот такую информацию.
"Самый ранний источник, откуда может происходить этот слух, — это, по-видимому, записки некоего Богуславского, про которого немного что известно, кроме того, что он был действительный статский советник и прокурор в Петербурге в 1840-х годах. В журнале «Русская старина» в 1879 году напечатаны его исторические анекдоты, разной степени достоверности. Вот нужный нам:
«В Париже кто-то сочинил пиесу под заглавием “Екатерина II и ее фавориты”, где эта великая государыня была представлена в самом черном виде. Эту пиесу давали на театрах. Только что государь узнал об этом, как в ту же минуту написал собственноручно следующее повеление нашему послу при французском дворе графу Палену: “С получением, в какое бы то время ни было, нисколько не медля, явитесь к королю французов и объявите ему мою волю, чтобы все печатные экземпляры пиесы «Екатерина II» были тотчас же конфискованы и представления запрещены на всех парижских театрах; если же король на это не согласится, то потребуйте выдачи ваших кредитивных грамот и в 24 часа выезжайте из Парижа в Россию. За последствия ее отвечаю”».
Далее немножко сокращаю рассказ о переговорах Палена с королем французов; итог такой: после того как Пален передал королю Луи-Филиппу слова Николая I, французское правительство запретило давать эту пьесу на театрах и конфисковало все печатные экземпляры. Разумеется, граф Пален остался после этого по-прежнему в Париже.
У анекдота Богуславского есть и вторая часть, где как раз и фигурирует «миллион зрителей», хотя и без серых шинелей: «В 1844 года вышла в Париже вновь пиеса “Император Павел”, которую хотели дать на сцене. Узнав об этом, Государь написал королю французов, что “если не конфискуют этой пиесы и не запретят ее представление на сцене”, — то он “пришлет миллион зрителей”, которые ее освищут».
Что здесь правда? Правда то, что во Франции действительно было сочинено немало пьес («Екатерина II, или Императрица и казак», «Потемкин, или Каприз императрицы», «Chut!» и др.), в которых использовали один и тот же сюжет о том, что у Екатерины II было много любовников. Понятно, что российскому императору это нравиться не могло, но тем не менее правдивость вышеприведенного анекдота сомнительна. Для начала следует уточнить, что «собственноручно», напрямую император не переписывался с послами, это делалось через посредство вице-канцлера К.В. Нессельроде, и уже одно это вызывает большие сомнения в правдоподобности анекдота Богуславского. Вдобавок одна из таких пьес, «Chut» Эжена Скриба, была поставлена в 1836 году, как раз когда Пален был послом, и Александр Иванович Тургенев, автор замечательных культурных хроник парижской жизни, описал ее в своем очерке, опубликованном в 4-м томе «Современника», и русская цензура спокойно пропустила его текст. И саму эту пьесу не запретила не только французская, но даже и русская цензура.
Но все-таки некий реальный прототип у анекдота Богуславского отыскать можно.
Это, как мне кажется, история с рукописью «Записок» Екатерины. После смерти Екатерины II остался конверт, адресованный ее сыну Павлу, с которым у нее были напряженные отношения, и в нем был текст этих записок. Не то чтобы там говорилось что-то чудовищное, но понятно, что Екатерина там предстает не великой императрицей, монархиней, она как минимум предстает там женщиной. Павел показал «Записки» своему приближенному князю Александру Куракину, тот снял копию, эта копия после его смерти оказалась в распоряжении уже упоминавшегося Александра Ивановича Тургенева, а от него пошли дальнейшие копии. Их было не так много, но тем не менее ограниченный круг людей (в их числе Пушкин) оказался в курсе этих записок. И вот, когда Тургенев находился в Париже, прошел слух, сложно сказать откуда взявшийся, что во Франции собираются печатать эти записки. Николаю очень не хотелось, чтобы эти записки были напечатаны, потому что он полагал, что этим будет уронена честь российской монархии. Поэтому по приказанию императора Нессельроде написал тому самому Палену, Пален написал Тургеневу и потребовал у него сдать имеющийся у него список. Тургенев ответил, что рукопись хранится у его брата на даче, в трех часах езды от Парижа, в закрытом на замок сундуке, и никто ее не видел. Но тем не менее он свой долг подданного выполнил и эту рукопись вернул (другое дело, что, видимо, у него остался еще один экземпляр, потому что вернуть-то он вернул, но рукопись потом нашлась в его архиве, который впоследствии попал в Пушкинский Дом). Подробности этой истории можно узнать из статьи: Мильчина В.А., Осповат А.Л. Много шума из ничего: мемуары Екатерины II в приватной и служебной переписке 1838 г. // Memento vivere. Сборник памяти Л.Н. Ивановой. СПб., 2009. С. 132—151.
Эта история отличается от истории Богуславского тем, что она задокументирована; но нельзя не заметить между ними некоторого сходства: и Екатерина упомянута, и Николай защищает честь своей бабки. Рассказ Богуславского, как и все аналогичные истории, — это, по всей вероятности, косвенное преломление всех тревог по поводу действительно существовавших записок Екатерины.
В целом все эти истории — сгусток российского восприятия отношения Николая к Франции и режиму конституционной монархии, действительно скептического. Не знаю, насколько Богуславский мог быть осведомлен о том, что происходило при императорском дворе; какие-то слухи, конечно, до него могли дойти. Но в любом случае его рассказ — лишь анекдот, спрямляющий реальность, которая сама по себе гораздо интереснее.
***"
Источник -
Специалист провёл свой анализ и выяснил что это байка, анекдот. Ничего общий с действительностью не имеющий.
Нашёл оригинал, вот так он выглядит целиком.
Разговор идёт не о 300 000 в серых шинелях, а о 1 000 000 просто зрителей без указания их формы одежды. Повторюсь, не помню говорила ли Симоньян о форме одежды.
Вопрос в другом, был ли вообще сей факт?
Историк высказал выше своё мнение, что такого факта не было. Попробую её дополнить.
Итак, у нас есть исторические личности и год события. Проверим хотя бы их соответствие.
Год - на сноске написано - 1845. Хотя сноска и не конкретно к этому событию, а к другому, выше его. Следовательно - минимум 1845 год.
Российский государь
"Никола́й I Па́влович (25 июня [6 июля] 1796, Царское Село, Российская империя — 18 февраля [2 марта] 1855, Санкт-Петербург, Российская империя) — император Всероссийский с 19 ноября (1 декабря) 1825 по 18 февраля (2 марта) 1855, царь Польский (единственный коронованный польский монарх из числа Всероссийских императоров[3]) и великий князь Финляндский. Третий сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, родной брат императора Александра I, отец императора Александра II. Внук Екатерины II."
Да, есть такой, годы совпадают.
Упоминаемый король французов - Людовик-Филипп.
"Луи́-Фили́пп I (фр. Louis-Philippe Ier; 6 октября 1773, Париж — 26 августа 1850, Клермонт, графство Суррей, близ Виндзора) — король французов (фр. roi des Français) в 1830—1848 годах, герцог Орлеанский под именем Луи-Филипп III (Louis-Philippe III) в 1793—1830 годах; представитель 4-го Орлеанского дома — младшей ветви династии Бурбонов, старший сын герцога Луи-Филиппа II Орлеанского (впоследствии Филиппа Эгалите). Предпоследний монарх Франции (в том числе последний, носивший королевский титул), правление которого составляет самостоятельный период в истории страны — так называемую Июльскую монархию."
Его ещё вот так рисовали.
Есть такой, годы совпадают.
Итак, 2 главных юридических лица на месте.
Кто такой посол при французском дворе граф Пален? 1845 год.
Смотрим Википедию. По этому списку есть такой, в этот год - 1845.
Смотрим его биографию, опять же Википедия.
Здесь 1841 год.
У него есть брат.
"Фридрих Александр Граф[1] фон дер Пален (русский: Фёдор Петрович Пален, латинизированный: Федор Петрович Пален; 2 сентября 1780 - 8 января 1863) был балтийским немцем, дипломатом и администратором."
Но он вообще не из Парижу. Не был там.
Смотрим ссылку от Википедии. Опять 1841 год - дата сложения полномочий.
1845 год, нас интересующий - Николай Дмитриевич Киселёв.
То есть, третье юридическое лицо из анекдота уже 4 года как не у парижских дел.
Но и это не главное!
Здесь напрямую не указывается что дела с французами Государь вёл через гарафа Палена, но и не сказано что он уже в отставке, хотя по другим сведениям(?) из той же Википедии, он всё же был на месте.
А кто такой вообще граф Пален?
Ещё раз.
Это сын Питера Людвига фон дер Палена, который известен чем?
Правильно! Он участвовал в заговоре с целью убийства Павла I.
То есть, ещё раз.
Государь, Николай I, с отчеством, не поверите, Павлович, пишет королю французов по поводу пьесы о своем ОТЦЕ Павле I, через ... сына его убийцы?
Считаем пока так, ибо иное не представлено.
Теперь к автору сих исторических анекдотов. Кто он?
Вот скупая информация из этого же журнала о нём. Судите сами, можно ли ему доверять в таком щепетильном вопросе озвученном у Соловьева.
Доклад на тему "Симоньян у Соловьева про 300 000 серых шинелей (?) во Францию в 19 веке и Википедия" закончил, проверяйте.