Пару недель назад начали с коллегами у себя в детском технопарке работать над одним VR-проектом по симуляции полетов FPV. Данный проект хотим представить на федеральном форуме по БАС. Когда увидел первые результаты работы над проектом понял, что виртуальная и дополненная реальность (VR/AR) за последние пять лет из игрушки превратилась в реальный и рабочий инструмент на службе разных профессий.
Когда только начинал заниматься технопарком, познакомился с VR/AR технологиями, подумал, что, вероятно, скоро в это все наиграются и забудут. Прошло 5 лет и сейчас с уверенностью можно сказать, что технология вошла в нашу жизнь и это уже не игрушка. В статье расскажу про варианты применения, возможности, интересные проекты, и то, как можно начать работать с технологией уже сейчас. Осторожно, будут ссылки!
Ставки сделаны
В прошлом году на VR/AR посмотрели по-другому, после того, как мировой лидер в области носимых устройств, компания Apple, анонсировала свое первое VR/AR устройство. После этого многие поняли, что если такой IT-гигант берется за технологию, значит у нее точно есть будущее. И сейчас я понимаю, что продукты в этой сфере могут быть, действительно, крутыми и полезными.
Первая встреча
Впервые с технологией я познакомился в 2017 году, когда в одной из столичных школ. Тогда, нам - директорам образовательных учреждений из провинции в руки дали кардборд (картонный аналог VR-шлема). На свои смартфоны мы загрузили приложение для просмотра VR-контентента и запустили ролик в формате 360.
Конечно, было очень удивительно, интересно, впечатляюще, у некоторых даже закружилась голова, но эффект "Вау!" был достигнут. Если вы никогда не пробовали ничего подобного - рекомендую. На видеохостинге можно найти видео 360, а в магазине приложений - VR-плеер, кардборд же можно склеить самим из картона или заказать готовый с маркетплейса.
Уже работает
Ниже приведу несколько вариантов применения технологии из разных сфер, которые мне понравились. Рассмотрю мою сферу - образование, немного медицины и сферу развлечений.
VR учит
1. В Интернете сегодня можно найти обучающие видео 360 в формате виртуальной реальности, которые можно посмотреть при помощи смартфона и кардборда или специального шлема виртуальной реальности. На одном из каналов я нашел такие видео: “Мир профессий. Сфера информационных технологий”, “Архитектура Москвы” или “Вопросы и проблемы экологии” - видео достаточно интересные и сняты профессионалами.
У себя в технопарке на одной из экскурсий мы показываем такие видео. Детям нравится, а видео можно посмотреть даже на обычном браузере, но в шлеме получается в разы интереснее!
2. Еще можно самостоятельно снять VR-контент при помощи камеры 360, мы такое делали у себя в технопарке, чтобы разместить на сайте наши кабинеты со всем оборудованием для детей, получилось достойно. Пользователи сайта могли оценить, в каких условиях будут проходить занятия. Хотя, такую же фотографию 360 можно сделать при помощи приложения на смартфоне.
3. Интересный VR-проект сделали наши коллеги из технопарка города Махачкалы «Виар-360», для музея религии. Педагоги вместе с ребятами разработали серию виртуальных экскурсий по храмам региона для знакомства с культурой одного из древнейших городов России - Дербента. А вот наши ребята с педагогом в прошлом году к дню Победы смоделировали ангар с военной техникой времен Великой Отечественной Войны.
4. В прошлом году, одна из выпускниц Курганского государственного университета удивила меня своей дипломной работой - разработкой мобильного приложения для изучения стереометрии на основе дополненной реальности. Школьникам достаточно сложно даются задачи по геометрии, которые связаны с пространственным мышлением, а вот такое приложение позволило на экране смартфона увидеть графическое построение к задаче в объеме.
Дополненная реальность - это вывод на различные экраны, очки, шлемы дополнительной информации о реальном мире в момент когда включена камера. Это как в фильме “Терминатор” робот смотрел на окружающий его мир и видел информацию об объектах в поле его зрения.
5. Одним из интересных способов реализации технологии дополненной реальности можно считать - разметку пространства с помощью QR кодов, к которым мы уже привыкли. Такие метки позволяют с помощью гаджетов и специального приложения дополнительно размечать информацию в разных локациях.
6. Мне еще понравилось приложение, которое позволяет на ночном небе находить созвездия, очень актуально, особенно в городе. Специально устанавливал к себе на телефон и выходил искать самые заметные в нашем регионе созвездия и вспоминал занятия по астрономии.
Еще больше образовательных приложений можно найти в специальной подборке.
AR лечит
Да, про образование я могу говорить долго, особенно про технологичное образование, в котором работаю, а что же в других сферах?
7. Рассажу про медицину. Сам не медик, но недавно меня заинтересовал такой сюжет - показывали, как хирург проводит операцию пациенту в специальных очках, на которые выводится информация о состоянии больного (пульс, давление и др.) для полного контроля операции. Считаю это очень удобным решением при том, что многие операции сейчас проводятся через проколы и при помощи специального инструмента.
8. Еще одним очень интересным применением в медицине технологии AR является специальная разметка тканей при диагностических исследованиях. У меня на планшете есть такое приложение — “рулетка”, которое позволяет сделать измерения при помощи камеры. Медики делают такие измерения во время исследования пищеварительной системы, а еще можно подсветить патологию и сразу ее измерить.
Еще и развлекает
9. Самой прогрессивной сферой использования VR/AR технологий является сфера развлечений, она развивает данные технологии быстрее всего. Вот, что можно попробовать:
- развлекательный контент 360;
- VR-аттракционы, которе появляются в каждом торговом центре;
- компьютерные игры с виртуальной реальность продолжают набирать популярность;
- оживающие персонажи компьютерных игр, в приложениях дополненной реальности. Вспомним сколько шуму в свое время наделано приложение по ловле покемонов, кстати, мой знакомый их до сих пор собирает.
- VR-музеи.
Если вас заинтересовали данные направления и вы хотите не только потреблять VR/AR контент, но и самостоятельного его создавать, тогда могу дать несколько советов.
Что же можно сделать, чтобы начать изучать сферу VR/AR уже сейчас и без вложений?
- Изучаем программы 3d-моделирования, это позволит научиться создавать виртуальные миры и понимать логику VR окружения, а начать можно с бесплатных программ, а в интернете можно найти кучу уроков по моделированию.
- Пробуем самостоятельно создавать VR-контент при помощи приложений для обычных смартфонов или специальных камер 360 - уроки тоже имеются.
- Изучаем игровые движки и среды для разработки приложений с дополненной реальностью(очень рекомендую Unity). Это позволит вам создавать собственные интерактивные VR/AR приложения.
Напишите, какое применение VR/AR технологии считаете наиболее перспективным! Жду ваших комментариев!
Будем образовываться дальше!