Несмотря на умиротворение, которое исходит от холста, картина была написана в непростой период жизни художника.
В 34 года Иван Иванович женился на Евгении – сестре другого художника – Фёдора Васильева. Брак оказался счастливым. Родилось трое детей. С шурином Иван тоже сдружился. Фёдор был талантливым художником-самоучкой, и мастера учились друг у друга. Но в 23 года юноша умирает от чахотки. В то время эта болезнь унесла жизни многих великих людей.
Убитый горем Иван Иванович как мог поддерживал жену. Она тяжело переживала смерть брата. Но беда не приходит одна. В тот же год умирает маленький сын Шишкина – двухлетний Вовочка. Евгения уже не оправилась от этого удара и на следующий год тоже ушла вслед за братом и сыном.
И здесь по всем канонам должна начаться светлая полоса, но нет.
Жизнь нанесла ещё один удар. Умер второй сын Шишкиных – Костя. На руках Ивана Ивановича осталась единственная дочка Лидочка.
Шишкин забросил творчество и пристрастился к выпивке и только после переезда в родной город Елабугу снова вернулся к живописи.
Художник гулял, любовался природой. Она его успокаивала и отгоняла дурные мысли. Так, бродя по окрестностям, он и наткнулся на вид, который изображён на картине «Рожь».
Тёплые колосья, величественные сосны, небо с пушистыми облаками со зреющей грозой. У картины есть интересный эффект. Линия горизонта чуть занижена и поэтому кажется, что мы смотрим на неё снизу вверх, проваливаясь прямо в летний день.
Если присмотреться, то можно заметить высохшую сосну. Считают, что в ней Шишкин воплотил собственное горе. Но, несмотря на это, картина выглядит оптимистично и светло.
Когда знаешь предысторию полотна, то смотришь на него совсем другими глазами и замечаешь то, чего никогда бы не заметил.
Увидеть эту картину сейчас можно в Третьяковской галерее.