Задача психотерапии - «сжечь жабью шкурку».
Все наши решения и выборы на 97% принимаются подсознанием, а сознание уже потом нам это объясняет.
Психика разговаривает с нами образами, она не понимает слов.
Мы приходим в этот мир здоровыми и целостными ("Самость" по К. Юнгу). А взрослея, теряем какие-то свои части, спонтанность, например. Весь психический аппарат формируется до 1,5 лет, стратегии поведения- до 3-х лет. До 3-х лет мы ничего о себе не знаем, о себе мы узнаём от близких.
Мы впитываем все, глядя на значимые объекты - родителей, так как ещё не сформировался неокортекс и мы продолжение значимых взрослых.
Если мама любила нас, удовлетворяла наши потребности, то и мы любим себя. Если этого не было или было недостаточно, то внутри образуются пустоты, которые мы пытаемся заполнить объектами извне( должность, машина, дом и. т.д.).
Мы это делаем, чтобы почувствовать, что у нас все в порядке, чтобы внутри стало лучше. Но это быстро проходит. Это иллюзия, что дефицит ВНИМАНИЯ, ЗАБОТЫ и ЛЮБВИ, «пустоты, дыры» можно закрыть внешними объектами. Надо прорабатывать.
«Никогда не поздно иметь счастливое детство». (НЛП)
Психика формируется поэтапно и состоит из 4-х этажей. На каждом этаже для гармоничного развития должна быть удовлетворена определенная потребность.
1 ЭТАП (этаж) от 0 до 1,5 лет.
ПОТРЕБНОСТЬ: в любви, доверии, привязанности, наполненности, принятии себя (ребёнок познаёт себя через маму, когда её рядом нет, появляется страх, что « я исчезну»)
ЕСЛИ ЭТА ПОТРЕБНОСТЬ не была удовлетворена, то как это проявляется во взрослой жизни-
ОСНОВНЫЕ ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА: иррациональные страхи, самый большой страх- НЕПРИЗНАНИЯ, ИСЧЕЗНОВЕНИЯ (я - пустое место)
ОТНОШЕНИЯ: зависимые, слияния с партнёром («если он меня бросит, я исчезну») . Всегда нужен кто- то рядом.
ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ: «не беру на себя ответственность, чтобы мне не дали, мне мало»
РОЛЕВАЯ МОДЕЛЬ: ребёнок по жизни- жертва.
РЕЗУЛЬТАТ: отсутствие ресурсов- денег, жилья, работы.
2 ЭТАП (этаж) от 1 до 2,5 лет.
ПОТРЕБНОСТЬ: во внутренней ценности, границах, опоре, силе, принятии своей "плохости".
В этот период ребёнок начинает «плохо» себя вести, «мама, будешь ли ты меня любить, когда я « плохой»? Ребёнок как бы проверяет насколько он ценность. Также ему важно прожить свою агрессию. Если ребёнка «подавлять», то появится страх быть собой.
ЕСЛИ ЭТА ПОТРЕБНОСТЬ не была удовлетворена, то-
ОСНОВНЫЕ ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА: гнев, внутренний стыд, страх, что «Мир меня не выдержит»
ОТНОШЕНИЯ: контроль, подчиненность(партнёр меня подавляет).
ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ: «Я сам! Не принимаю помощи. Не беру ресурса от родителей. Наступаю на те же грабли. Все даётся сложно, набиваю шишки»
РОЛЕВАЯ МОДЕЛЬ: ребёнок по жизни.
РЕЗУЛЬТАТ: неудовлетворенность жизнью.
3 ЭТАП (этаж) от 2 до 4 лет.
ПОТРЕБНОСТЬ: во внешней оценке, грандиозности, признании внешним миром.
Ребёнку надо дать понять, что он «обалденный» через восхищение его рисунками, пением, декламирование им стихов и т д.
ЕСЛИ ЭТА ПОТРЕБНОСТЬ не была удовлетворена, то-
ОСНОВНЫЕ ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА: внешний стыд, страх потери объекта, «комплекс самозванца», усилия, чтобы быть признанным.
ОТНОШЕНИЯ: контрзависимость, разделённость.
СТРАТЕГИЯ: обесценивание себя, своей жизни, поиск похвалы, одобрения, признания. «Я буду послушным, подстраиваться, стараться все время радовать. Предаю свои интересы, обесцениваю себя, своих чувств и достоинств».
РОЛЕВАЯ МОДЕЛЬ: хороший для всех, а все неблагодарные.
РЕЗУЛЬТАТ: отсутствие своей жизни. "Жизнь положил на всех, всех спасаю".
4 ЭТАП (этаж) от 4 до 7 лет.
ПОТРЕБНОСТЬ: в идентичности. Ребёнок смотрит на маму и папу. «Я как мама или Я как папа. Мне надо понять с кем идентифицироваться». Например: «я - мальчик, а папа- слабый, мама- сильная". Не понял, с кем идентифицироваться.
ЕСЛИ ЭТА ПОТРЕБНОСТЬ не была удовлетворена, то-
ОСНОВНЫЕ ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА: вина, страх потери любви, страшно проявляться, «чтобы я ни сделал - я виноват».
ОТНОШЕНИЯ: соперничество.
СТРАТЕГИЯ: спорю, конфликтую, доказываю свою правоту, «все несправедливо, я докажу, вы все неправы, последнее слово - за мной».
РЕЗУЛЬТАТ: конкуренция, важно доказать, что вы не правы, обостренное чувство несправедливости.
Есть три хорошие новости:
1) Нет детей без эмоциональных травм.
2) Психика растёт через преодоление.
3) Есть методики, помогающие заполнить «пустоты- дыры», образованные в результате дефицита любви, заботы и внимания на всех « этажах».
Автор: Ракова Виктория Вячеславовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru