«Маленькая улочка» (англ. The Little Street) – представлена в постоянной экспозиции в Рейксмюсеуме в Амстердаме, Нидерланды. Картина написана около 1657-1661 гг. Холст, масло, 54,3 х 44 см. (21 3/8 х 17 3/8 дюйма) https://www.rijksmuseum.nl/en/collection/SK-A-2860
Это необычная картина в творчестве Вермеера, она знаменательна для своего времени как изображение обычных домов. Композиция столь же захватывающая, сколь и сбалансированная. Старые стены с их кирпичом, побелкой и трещинами почти осязаемы. Месторасположение вида на картине – улица Vlamingstraat 40-42, город Дельфт. Тетя Вермеера, Ariaentgen Claes, жила в доме справа со своими детьми примерно с 1645 года до своей смерти в 1670 году.
Напротив, параллельно нам, на другой стороне дороги, за рядами булыжной мостовой, мы видим кирпичный фасад с глубокими, похожими на амбразуры фронтонами, которые расположены ниже слева и образуют связь с соседним домом. Над соединительной стеной видны фронтоны и крыши более отдаленных зданий. Большинство ставен в доме закрыты, что создает впечатление, будто дом отгорожен от внешнего мира. Внутрь мы заглядываем только через открытую входную дверь, где видим женщину, занятую плетением кружев: за ней всё погружено в темноту. Ворота во двор были отремонтированы довольно грубо, и через них мы можем видеть узкий проход, где служанка занята у бочки с водой или чего-то подобного.
Эти две женщины, которые полностью погружены в свои домашние дела, остаются для зрителя неизвестными. Фигура служанки частично повернута в сторону, так что мы не можем разглядеть её лица, в то время как черты сидящей женщины - это не более чем пятно краски, обрамленное белым чепцом, созвучным с верхней одеждой и кружевами на подушке; этот цвет сохраняется благодаря грубой побелке на нижней части фасада. Невозможно разглядеть лица двух детей, сидящих на коленях на земле перед домом. Также непонятно, что они делают. Вероятно, они заняты тем же, чем обычно заняты большинство детей, которых можно увидеть в голландских церковных интерьерах XVII века, - помогают выковыривать плитку из пола.
Между немногочисленными жителями «Маленькой улочки» Вермеера нет никакой связи. Все их тихие занятия разрозненны и независимы друг от друга; тем не менее, нам предлагается обратить внимание на параллельный, одновременный характер этих занятий. Аналогичный эффект наблюдается на более ранней картине Питера де Хоха (1629-1684), написанной в 1658 году и называющейся «Внутренний дворик дома в Дельфте». Вермеер, вероятно, был знаком с этой картиной. Слева, в коридоре, ведущем на улицу, можно увидеть хозяйку дома; справа, на достаточном расстоянии, её маленькая дочь выходит из сеней вместе со служанкой.
Уважаемый читатель, мы надеемся, что Вам понравился этот небольшой экскурс в историю картины «Маленькая улочка» выдающегося голландского живописца Яна Вермеера Дельфтского. Подписывайтесь на наш канал и наслаждайтесь нашими новыми статьями и постами о художественном творчестве Вермеера и других выдающихся голландских живописцев. Мы благодарим Вас за уделённое время и желаем Вам всего наилучшего.
С искренностью, коллектив Галереи «Ян Вермеер» – шедевры голландской живописи.
Текст заимствован из источника на английском языке с оригинальным переводом автора настоящего Дзен-канала. Источник: © 2022 TASCHEN GmbH Hohenzollernring 53, D-50672 Köln www.taschen.com / Original edition: © 1993 Benedikt Taschen Verlag GmbH / English translation: Fiona Hulde, Newcastle-under-Lyme (page 14).
Подписывайтесь и читайте ещё больше о творчестве Вермеера на нашем Дзен-канале: