«Вид Дельфта» (англ. View of Delft) – представлена в постоянной экспозиции в Королевской картинной галерее Маурицхёйс в Гааге, Нидерланды. Картина написана около 1660-1663 гг. Холст, масло, 98,5 х 117,5 см. (38 3/4 х 46 1/4 дюйма) https://www.mauritshuis.nl/en/our-collection/artworks/92-view-of-delft/
Вермеер дважды писал пейзажи своего родного города Дельфта. Одна из таких работ, хранящаяся в Государственном музее Амстердама, представляет собой небольшую картину, известную как «Маленькая улочка»; другая - значительно большая по размеру – «Вид Дельфта» - в Королевской галерее Маурицхёйс.
В Голландии виды городов не часто выставлялись на всеобщее обозрение, большинство этих картин были сделаны по официальному или частному заказу. Цены, которые выплачивали за них, часто значительно превышали те, что платили за пейзажи без заказа. Например, в 1651 году Ян ван Гойен получил от городских старейшин сумму в 650 гульденов за свой вид на Гаагу. Согласно исследованию, проведенному компанией J. M. Montias, средняя цена за обычные пейзажи составляла всего около 16,6 гульденов. Аукционный каталог картин, проданных после смерти Вермеера, 16 мая 1696 года, включал в себя номер 32 - вид Дельфта, оцененный в 200 гульденов; это сравнительно высокая цена. Предполагается, что Вермеер создавал свой «Вид Дельфта» с помощью камеры-обскуры.
Атлас Виллема Блау 1649 года, содержащий планы города Дельфта, был использован для определения точной точки - верхнего этажа дома, с которого Вермеер написал эту картину. Об относительно высокой точке обзора можно судить по углу, под которым мы смотрим вниз на группу людей на берегу реки Схи.
Однако, в целом, Вермеер даже здесь остается верен основному принципу, лежащему в основе его интерьеров, - строгим линейным структурам. Вермеер также пытался придать своей живописи единую цветовую гамму. Преобладают охристые и коричневые тона, иногда подчеркиваемые красными и желтыми вставками, например, шиферные крыши, которые, в зависимости от расположения облаков, частично освещаются солнцем. Якоб ван Рёйсдал (1628-1682) стремился к подобным световым эффектам на среднем расстоянии. На картине Вермеера более близкие части укреплений, такие как Схидамские ворота, находятся в более глубокой тени, в то время как наиболее отдаленные здания в центре, включая высокую башню Новой церкви, одна из построек поздней брабантской готики, сияют почти нереальной яркостью. Можно с уверенностью предположить, что Вермеер намеренно преследовал этим политическую цель, поскольку в Новой церкви с 1622 года находилась гробница Вильгельма Оранского работы Хендрика де Кейзера. Вильгельм был убит в Принсенхофе в Дельфте в 1584 году и пользовался большим уважением жителей Дельфта за свою героическую роль в сопротивлении испанскому владычеству.
Здания, покрытые тенью, расположившиеся на берегу реки, усеяны крошечными цветными точками, которые заставляют мерцать трещины в кирпичных стенах и на корпусах кораблей, таких, как тот, что стоит рядом с краном справа, выделяя их темную громаду. Этот эстетический аспект картины напрямую связан с изображением, видимым через камеру-обскуру, которую использовал Вермеер. Таким образом, его топографический обзор Дельфта можно даже в определенной степени назвать абстрактным, поскольку оптические явления, связанные с этим инструментом, такие как особые типы отражений и преломлений, а также отсутствие фокуса, воспроизведены здесь в нескольких местах.
Вермеер так же, как и Якоб ван Рёйсдал, интересовался постоянно сменяющимися облаками, которые постоянно изменяли свет, падающий на его объекты; и в этой картине время тоже играет важную роль. Однако общее впечатление, как это ни парадоксально, заключается в спокойствии и отсутствии активности; это, несомненно, связано с почти безлюдным видом этого места.
Уважаемый читатель, мы надеемся, что Вам понравился этот небольшой экскурс в историю картины «Вид Дельфта» выдающегося голландского живописца Яна Вермеера Дельфтского. Подписывайтесь на наш канал и наслаждайтесь нашими новыми статьями и постами о художественном творчестве Вермеера и других выдающихся голландских живописцев. Мы благодарим Вас за уделённое время и желаем Вам всего наилучшего.
С искренностью, коллектив Галереи «Ян Вермеер» – шедевры голландской живописи.
Текст заимствован из источника на английском языке с оригинальным переводом автора настоящего Дзен-канала. Источник: © 2022 TASCHEN GmbH Hohenzollernring 53, D-50672 Köln www.taschen.com / Original edition: © 1993 Benedikt Taschen Verlag GmbH / English translation: Fiona Hulde, Newcastle-under-Lyme (pages 13-14).
Подписывайтесь и читайте ещё больше о творчестве Вермеера на нашем Дзен-канале: