Сотрудники Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ опубликовали доклад "Мир в лабиринте санкций: промышленная политика на перепутье", в котором рассматривают многолетний опыт нахождения под санкциями Ирана и Китая (в конце XX века) и анализируют, можно ли его использовать в нынешней российской ситуации.
Аналитики начинают свой доклад с того, что в научной среде нет точного подхода к измерению эффективности санкций, все мнения по этому поводу субъективны. Например, политологи меряют эту эффективность достижениями или недостижениями поставленных политических целей, а для экономистов важно, какое влияние санкции оказывают на макроэкономические показатели страны.
Авторы указывают, что, исходя из мирового опыта, санкции всегда оказывают наибольший негативный эффект на кратко- и среднесрочном временном интервале (это до нескольких лет), а в долгосрочном их влияние ослабевает. Но при этом они, как правило, приводят к структурным изменениям в экономиках подсанкционных стран, чаще они носят негативный характер, но могут быть в чем-то и позитивными.
Всего мировая история санкций насчитывает около 1,3 тысячи кейсов после Второй мировой войны - пишут аналитики, но преимущественно все они касались малых, бедных экономик. Россия является самой крупной экономикой в истории, против которой применяются столь масштабные санкции. Поэтому опыт других экономик можно использовать для решения задач российской экономики, с оговорками на ее специфику.
Опыт Ирана можно рассматривать как наиболее близкий для российской экономики, - считают аналитики, - потому что, во-первых, он многолетний (уже более 40 лет Иран под санкциями), а во-вторых, иранская экономика была довольно крупной на момент начала санкционного давления (на момент ввода санкций в 1979 году она занимала 0,9% от мировой, российская в предсанкционном 2021 году — 1,9%).
Также иранская экономика, как и российская, находится в большой зависимости от экспорта нефти.
Авторы доклада считают иранский опыт в целом довольно успешным. Каждый раз после введения новых пакетов санкций экспорт страны падал, но через какое-то время восстанавливался. Также экономика стала более диверсифицированной: на фоне заметного сокращения объемов экспорта сырья выросла его внутренняя переработка. Но при этом длительное нахождение под санкциями привело и к серьзным негативным моментам.
Экономисты отмечают основные направления иранской экономической политики под санкциями:
- полулегальный и нелегальный экспорт нефти (через подставные фирмы, с фальсификацией сопроводительных документов, отключением систем определения местоположения нефтеналивных судов, перегрузки нефти на иностранные танкеры в нейтральных водах), использование собственного танкерного флота и страхового покрытия, существенное расширение транспортировки нефтепродуктов автотранспортом, не подпавшим под действие санкций, развитие соответствующего сотрудничества с Китаем;
- установление фактически запретительных пошлин на импорт автомобилей с пробегом, импортозамещение и локализация производства автомобилей на основе освоенных в стране зарубежных платформ и моделей;
- развитие параллельного импорта промышленного оборудования, высокоточных станков, авиационных деталей и готовых образцов, налаживание собственного производства части необходимой номенклатуры комплектующих; реверс-инжиниринг;
- переход на торговлю с неприсоединившимися к санкциям странами в национальных валютах, расширение использования в международных расчетах национальной платежной системы «Шетаб»; распространенной на Среднем Востоке неформальной системы клиринга хавала (механизм взаимозачетов, построенный в основном на доверии), различных бартерных схем;
- государственное стимулирование неэнергетического экспорта (продукции химической, сталелитейной и горнорудной промышленности, сельского хозяйства), налоговые стимулы для малого и среднего бизнеса.
Думаю, тут уже становится понятно, что Россия пошла практически по аналогичному пути - такая же экономическая политика, почти слово-в-слово, уже проводится и здесь.
Но у всего этого есть и серьезные негативные моменты:
- невозможность уйти от сырьевой модели экономики (приходится продавать сырья больше, но дешевле, с большими дисконтами);
- регрессивный характер импортозамещения (переход на устаревшие технологии производства);
- очень сильная экономическая зависимость от "дружественных" стран-партнеров, нахождение с ними в неравных условиях со всеми вытекающими последствиями;
- сильная инфляция и девальвация национальной валюты.
И все это тоже уже в полной степени наблюдается в российской экономике.
Аналитики ВШЭ также анализируют российский опыт 2022-2023 годов по ключевым направлениям противодействия санкциям и выделяют следующие драйверы экономического роста, позволившие избежать глубокого кризиса на начальном этапе, давая свои комментарии и рекомендации по улучшению каждого из них:
1. «Быстрое» и технологическое импортозамещение. Период 2022–2023 годов оказался достаточно успешным с позиций прохождения начального кризиса в том числе и потому, что был задействован потенциал "быстрого импортозамещения" за счет налаживания новых экономических связей и использования обратного инжиниринга (это разбор импортного оборудования с целью изучить и потом собрать свое аналогичное).
Но в дальнейшем потенциал такого замещения будет снижаться, - предупреждают авторы доклада, на чисто-российских производствах далеко уехать не получится, нужно развивать совместные, в т.ч. за рубежом:
Задача быстрого наращивания российского технологического потенциала может достигаться не только интенсификацией проведения российских исследований и разработок, но и развитием совместных производств, причем не только в российской, но и зарубежной юрисдикциях.
2. Рост малого и среднего бизнеса, развитие инновационного предпринимательства. После 2022 года впервые сложились предпосылки к тому, чтобы МСП стало значимым фактором экономического роста, - отмечают авторы доклада. Благодаря уходу с российского рынка многих зарубежных компаний, и возникновения проблем с импортом, расширились рыночные ниши для развития отечественного малого и среднего бизнеса. Но здесь важно изменить государственные принципы поддержки МСП, подключить такие компании к госзаказам, субподряду, чтобы реализовать возникший потенциал.
3. Страновая и продуктовая диверсификация экспорта. Эксперты ВШЭ отмечают, что необходимо максимально диверсифицировать экспорт как в разрезе стран, так и в разрезе товаров и услуг, пока же наблюдаются обратные процессы. Как способ такой диверсификации они предлагают прямые инвестиции российских компаний в совместные предприятия в иностранных юрисдикциях, это, в том числе, обеспечит доступ к более передовым технологиям.
4. Новые прямые иностранные инвестиции. Наконец, аналитики указывают на необходимость привлечения на российских рынок инвестиций из компаний нейтральных стран, например, путем предложения им выгодных условий ведения бизнеса, в т.ч. нулевых налоговых ставок.
Исходя из фактологического описания иранского сценария, можно уже делать выводы, что Россия практически точь-в-точь его повторяет, со всеми вытекающими преимуществами и недостатками.
В части же советов и рекомендаций, которые дают аналитики ВШЭ, они больше опираются на китайский опыт после санкций 1989 года - китайская экономика выстояла и даже получила очень мощные стимулы для развития, которые реализовались в "Китайское экономическое чудо", в основном, на притоке иностранных инвестиций и создании максимально комфортных и надежных условий для развития зарубежного бизнеса. Так Китай получил и технологии, и рост занятости, и падение инфляции, и главное - очень высокие темпы экономического роста сразу на 2-3 десятилетия.
А вот в этом отношении Россия сейчас совершенно не стремится повторять опыт Китая, наоборот, движется в противоположном направлении. С инвестиционным климатом и бизнес-климатом тут, мягко говоря не очень. И никаких предпосылок к позитивным изменениям в этом плане пока нет, наоборот, прослеживаются негативные (рост налогов, деприватизация, национализация зарубежных компаний и т.д.).
Соотвественно, опираясь на доклад аналитиков ВШЭ, можно утверждать, что положительный эффект от того повторения иранского сценария, который наблюдается в первые годы нахождения под санкциями, скоро иссякнет, поскольку не будет подкреплен дальнейшими необходимыми изменениями в экономической политике государства.
Россия идет исключительно по иранскому сценарию, а правильнее было бы идти еще и по китайскому, если уж есть желание бороться с последствиями, а не с причинами санкций, что само по себе менее эффективно.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.