Так ли важен указательный жест? Нужно ли учить ребенка показывать пальцем или он сам научится? А показывать пальцем, это вообще прилично?
Сегодня я постараюсь ответить на эти вопросы. И начать хочу с последнего. Если вам больше 10 лет, то явно стоит задуматься, чем можно заменить этот жест. Но если вы еще совсем малыш, то приличнее жеста просто не существует. И так по порядку.
Указательный жест - это первая осознанная коммуникация ребенка с вами и очень важный этап в его предречевом и психическом развитии.
Первый указательный жест можно увидеть начиная с 9 месяцев. Ребёнок показывает на предметы, находящиеся вблизи него, для того чтобы получить желаемый предмет. "Это мишка" "это мама"
Ближе к 12-13 месяцам ребёнок начинает использовать указательный жест для привлечения внимания, для коммуникации. "Смотри - самолёт" "Смотри - лужа"
В норме считается, что указательный жест должен появиться до 1,5 лет
Если к 1г 6мес указательный жест так и не появился стоит обратить внимание на понимание речи и активный словарный запас. Для оценки ребёнка, его психо-речевого развития лучше обратиться к специалистам. (Невролог, психиатр, дефектолог)
Нужно ли учить указательному жесту?
У гармонично развивающегося ребёнка этот жест появится сам собой, его не нужно учить. Сначала этот жест будет бессознательным, ребёнок просто тянется за игрушкой. А потом он будет принимать всё больший смысл.
Конечно, если после полутора лет у ребёнка так и не сформировался указательный жест, то стоит помочь ему в освоении этого навыка.
Научить указательному жесту можно следующим образом:
1. Выбрать предмет, вызывающий неподдельный интерес у ребёнка.
2. Если малыш проявляет способности к имитации чужих действий, взрослый указывает пальцем на игрушку и ждёт, пока ребёнок повторит.
3. Если малыш не может копировать, следует оказать соответствующую физическую поддержку (в мягкой форме и крайне осторожно сжать кулачок и указательным пальцем произвести нужное действие). Помощь должна быть ненавязчивой и непостоянной, необходимо предоставлять подходящие условия для проявления инициативы, самостоятельности.
4. При достижении успеха важно закрепить моторный коммуникативный акт — передача предмета в руки малыша, эмоциональная похвала, тактильный контакт. На момент попыток взрослый не должен ничего говорить. Иначе начнёт формироваться ассоциативная связь, зависимости моторной активности от речевых подсказок.
5. Практиковаться можно во время приёма пищи — предложить ребёнку то, что он любит и продукт, от которого с большой вероятностью откажется.
6. Когда ребёнок усвоит смысл действия и начнёт им активно пользоваться в быту, следует расширить практику — привлекать к тренировкам других членов семьи, использоваться разные предметы, картинки в книге, практиковаться во время прогулки, при посещении магазина.
Занятия для детей любого возраста можно найти в моей группе вконтакте
А увидеть мою личную историю особенного материнства в тг канале