Найти тему
Михаил Быстрицкий

Смирение сильного и слабого

Многие люди не отличают одно от другого? В чем разница?
Пример смирения сильного отражен в заповеди Христа: "Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (Мф.5:39).
Это ситуация, в которой нам очень хочется дать сдачи, но мы сдерживаем себя.
И это часто является конструктивным инструментом.
Не надо воспринимать это буквально в смысле, что мы должны дать себя избить. Имеется в виду, когда человек поступает несправедливо по отношению к нам, мы не пытаемся восстановить эту справедливость, а даем ему возможность уйти безнаказанным. Т.е. мало того, что он сделал что-то изначально непотребное, он продолжает и дальше двигаться как ни в чем не бывало.
Почему мы так должны поступать?
К сожалению, наш мир наполнен упрямцами, и каждый из этих упрямцев видит справедливость в возвышении самого себя. Когда сталкиваются два упрямца, происходит затор. Каждый ждет, что уступит противополжная сторона. Сам упрямец не уступит. Следовательно, если мы столкнулись с упрямцем, мы просто должны уступить, потому что больше некому. И жизнь продолжится.
Это и означает обратить другую щеку.
Смирение же слабого - это когда у нас нет возможности дать сдачи, и нам приходится смиряться только потому, что другого выхода у нас нет.
Например, перед персидским царем полагалось кланяться до земли и целовать ноги. Этим шагом мы давали понять, что персидский царь все, а мы ничто. Однако, сильные в своей физической мощи, в моральном плане персидские цари были коронованными ничтожествами. Более того, само желание подобных жестов покорности от подчиненных - свидетельство внутренней слабости и гнилости со стороны царя, комплекса неполноценности, который требует демонстрации обратного.
Но не в морали ли истинная ценность человека? Получается, что цари требовали себе положения, которого они были недостойны.
Нарушение гармонии. Раздражение у тех, кто не разделял мнение о высоком достоинстве царей. Потенциальная опасность бунта и пролития крови. Получается, и положение царя не вполне устойчивое. Не очень хорошо и для самого царя. Неконструктивно.
В древние времена рабская психология была повсеместной. Люди представляли мир в форме жесткой иерархии, когда у каждого был свой хозяин, и более сильный имел менее сильного.
Это отразилось и в религиозных текстах. Людям казалось, что Бог мыслит как и все. Ему хочется господствовать, видеть покорность и послушание. Отсюда и коленопреклонение в молитвах и именование себя рабом Божием.
И это настолько вросло в нашу культуру, что люди не понимают всей мерзости такого отношения к Богу. Эти шаги, по сути, означают, что мы ставим Бога в положение развращенного персидского ничтожества, которое жаждет знаков покорности и таким образом оценит наше унижение. Поэтому думать о Боге, что ему приятно наше поклонение, - богохульство.
Резюмируя, можно сказать, что уступать по своей воле перед тем, кого мы считаем слабым - добро, а добровольно уступать перед тем, кого мы считаем сильным - зло.