Найти тему

Русские художники. Пиросмани

Общий план
Общий план
Пиросмани! Ничего не стал делать с Пиросмани, просто пусть обнимает кисти и грустно смотрит большими грузинскими глазами
Пиросмани! Ничего не стал делать с Пиросмани, просто пусть обнимает кисти и грустно смотрит большими грузинскими глазами

Нико Пиросмани (Пиросманишвили) (1862-1918) был грузинским бедным художником, который не учился живописи (да ну!) и рисовал так как видел - поэтому животные у него с человеческими глазами, смешные пропорции и всякое такое.

Но мне кажется, что его примитивизм, он такой солнечный и приветливый, как Элджернон в начале романа. Как Бенджи в «Шуме и ярости» Фолкнера (»я побежал к реке и земля ударил меня в лицо»). Так бы мог рисовать Форрест Гамп. Он был максимально далёк от реальности, не смог ни в найме, ни в своём бизнесе, и в результате был вынужден существовать инстинктивно - а инстинкт подсказывал ему бродить и рисовать всюду, где это возможно.

Многие его работы в бедной Грузии были потеряны просто потому, что из жести, на которой он писал, было принято делать печные трубы. Так что его творчество буквально согревало множество людей.

Компания Бего. 1907
Компания Бего. 1907

Примитивизм примитивизмом - а вы, между тем, посмотрите как интуитивно правильно построена композиция. Как красивы чинары и даже сгибы на скатерти присутствуют. Однако для грузина всё же есть тут небольшой косяк - если шампур ставить так, то мясо сползёт вниз на землю под действием гравитации. А если ставить наоборот, то ручка станет жирная. В общем, надо класть.

Особенно мне нравится тип, который чокается рыбой. Может, язвенник.

Бездетный миллионер и бедная с детьми. Нач. 1900х
Бездетный миллионер и бедная с детьми. Нач. 1900х

Просто зацените эту милую надпись внизу «Миланеръ Безъ Детный» и «Бедная съ детами». Вообще в примитивизме социальные пороки, конечно, репинскими гримасами не облачишь. Поэтому они облачены такой симпатичной, в общем-то, одеждой.

Заметьте - в тёплых странах первый признак богатства это наличие обуви. У нас походи, пожалуй, босиком - шустро без ходилок останешься.

А вот пенёчки, то есть срубленные деревья - это такой долгоиграющий символ в работах Пиросмани. Здесь он, скорее всего, обозначает парочку нерожденных детей. А вот на следующей…

Актриса Маргарита
Актриса Маргарита

Это, кстати, французская актриса - единственная и вечная любовь Пиросмани, разбившая его большое грузинское сердце на тысячу осколков. Кстати, вроде как достоверна история, что все свои деньги Пиросмани потратил на цветы, которыми засыпал пространство перед домом, где жила Маргарита. И именно про этот случай композитор Паулс написал песню «Миллион алых роз». Так что в некотором смысле все мы, от Калининграда до Камчатки, выросли на Пиросмани.

А актриса, тем не менее, сбежал с кем-то побогаче. Но Нико не обиделся и написал такой вот портрет. И срубленные деревья здесь символизируют несложившееся счастье, возможно, и двоих детей.

Так что символ горя у Пиросмани - загубленная топором природа. Что очень, вообще-то, по-русски.

Женщина - санитарный инспектор базара. 1916
Женщина - санитарный инспектор базара. 1916

Мне так нравятся выражения лиц на этой картине - это настоящая магия искусства, передавать через такую простую живопись такие сложные эмоции. А детали! Посмотрите на эти славные каблучки, как приоделся продавец для инспекции. И даже грушевые черенки!

И щоки бравого служаки - шире фуражки. Ну прелесть же…

Кутеж горожан в лесу. Нач. 1900-х
Кутеж горожан в лесу. Нач. 1900-х

Забавно, что именно горожан - это видно по тому, что вино, например, из бутылок, а не кувшинчиков, и бокалы вон какие, а не глиняные.

Мне больше всего нравится изображение леса. Оно как будто бы даже не подразумевает вертикальные стволы, просто нагромождение разных вещей. Люди будто светятся. А вот белую полосу справа мне тяжело идентифицировать. Следы времени, вероятно.

Шамиль со своим телохранителем. Нач. ХХ века.
Шамиль со своим телохранителем. Нач. ХХ века.

Честно говоря, это я бы вообще и примитивизмом не назвал. Посмотрите, какие разные лица на его других работах и тут. Видно, что к Шамилю Пиросмани испытывал большое уважение и, вероятно, некоторую оторопь. Причем по изображению оружия (пистолет такой же как кинжал, только пистолет) видно, что Пиросмани был глубоко мирным человеком, очень далёким от жестокого мира вокруг.

Арсенальская гора ночью. 1908
Арсенальская гора ночью. 1908

Опять же - сначала кажется, что это чистый вертикальный пейзаж, кстати, возможно, самый подходящий для Грузии вид живописи. Потому что кто был в Грузии - прекрасно знает, что это очень вертикальная страна, от носов, до винных кувшинчиков, не говоря уже про горы и любовь к кованым балконам.

Но вообще-то внизу и люди присутствуют, и волы. И очень трогательно выглядит аккуратность, с которой выписано окошко… И лунный свет на камнях Арсенальской горы.

Медведица со своими медвежатами. 1917
Медведица со своими медвежатами. 1917

Все-таки анималистика Пиросмани это совершенно отдельный жанр. Просто посмотрите на эти славные лапки и головки. Я не уверен, что Нико видел когда-нибудь медведей, но вот этим конкретно я бы с удовольствием изваял памятник.

И всегда - срубленное дерево. Неспокойно было на душе у художника, пока он писал картину. Какую-то потерю тоже хотел изобразить.

https://artchive.ru/res/media/img/oy1200/work/054/510731.webp

Вознесение. 1910
Вознесение. 1910

Редкий для Пиросмани религиозный сюжет. Тут есть и яички, и куличик, и вино - конец посту. и Иисус, вознесённый и очень аккуратно летящий в небе.

А церковь на склоне горы это классика грузинского пейзажа.

Дворник. 1905.
Дворник. 1905.

Если посмотреть на фотографии Нико, становится понятно, что почти все его портреты это автопортреты. Этот мужик, кстати, единственный растрёпанный мужик в его творчестве, кажется.

Остальные все с аккуратными причёсками.

Такой вот был Нико Пиросмани, художник сердца и художник сердцем.

И его творчество лично меня сильно греет, каждый раз, когда я представляю, что где-то ходит мужичок и рисует на клеёнке медвежат с человечьими глазами.